Антропогонические мифы

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Антропогонические мифы
один из способов осознания происхождения человека. Для культуры, основанной на мифологическим сознании, как правило, это космогонические представления о сотворении мира. Создание, происхождение, сотворение человека входит в общее мировоззрение как часть его. Иногда можно проследить различие создания тела человека и его души. В некоторых системах (буддизм) душа живет самостоятельной жизнью, «вселяясь» в тело, как человек в дом. Во многих мифах весь мир сначала имеет человекоподобную форму (титаны, атланты, кариатиды), а потом происходит его разделение на вещественный и мир людей. Некоторые люди появляются в результате деления какой-либо общности - коллективной или парной. В античности, например, любовь - это объединение ранее разъединенных половинок первочеловека - андрогина (двуполого существа). Создают людей боги, демиурги или герои. Материал бывает самым различным - от глины и скелетов животных до орехов и палок (Буратино). Часто создается сначала мужчина, потом женщина. Иногда вселенная возникает из убитого «первопредка». Во многих мифах (древнерусская «Голубиная книга») весь внешний мир отождествляется с человеческим организмом: скалы — кости, земля — внутренности, красная почва - кровь. Их названия часто совпадают, а люди, раскрашивая свое тело, сливаются с природой, получают ее силу. Очень распространен тотемический сюжет — происхождение человека от растительного или животного предка. Бывают и обратные превращения. Например, у бушменов считается, что обезьяны сначала были людьми, а потом были наказаны за убийство сына героя. Иногда участвует в творении человека и «слово» - логос. В разных мифологиях очень много общего, а идеи древних живы до сих пор в нашем сознании, иногда получают научное подтверждение.

Источник: Человек и общество. Культурология

АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п.
Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении в людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела (у австралийцев и др.). Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. менквов, сотворенных из лиственницы у обских угров, скандинавских Аска и Эмблю, буквально — «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины: Иоскеха, демиург у гуронов, лепит людей из глины по своему отражению в воде, аккадский Мардук создает человека из глины, смешанной с кровью первобытного чудовища Кингу, египетский Хнум лепит людей на гончарном круге. В мифологической модели мира человечество связано с землей, «срединным» миром — в варианте шумерского А. м. Энки выпускает людей из земли, проделав в ней отверстие мотыгой; у народов Тропической Африки первопредок Калунга сам выходит из земли, а затем творит первые человеческие пары. По др. мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопред-ков людей (ср. брак бога догонов Аммы с землей, Кунапипи — мать-прародительницу у австралийцев, шумеро-аккадскую Нин-хурсаг, обско-угорскую Йалтащ-эпву и т. п.).
Особый антропогонический акт — оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. (ср. обско-угорского Кулъ-отыра, Сатанаила в христианских апокрифах и т. п.). Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным (ведийский Яма), что знаменует конец золотого века. У майя (киче) и др. народов существовали мифы о неудачном творении: Куку мац и др. боги не смогли сделать людей из глины, к-рая расползалась; люди, сделанные из дерева, оказались непослушными, и боги уничтожили их во время потопа; наконец, люди были сделаны из кукурузы, но оказались слишком разумными, и бог Хуракан напустил на их глаза туман (ср. шумерский миф в ст. Нинмах).
В др. распространенном варианте А. м. весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (ведийский Пуруша, кит. Панъгу, скандинавский Имир, Адам в апокрифическом стихе о «Голубиной книге»).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991