АНТРОПОГЕНЕЗ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

АНТРОПОГЕНЕЗ
процесс происхождения и эволюции человека.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АНТРОПОГЕНЕЗ
от греч. anthro-pos — человек, genesis - происхождение) — процесс происхождения человека и становления его как обществ, существа.

Источник: Атеистический словарь

АНТРОПОГЕНЕЗ
(от греч. anthropos - человек, genesis – происхождение) – 1) процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа; 2) учение о происхождении человека.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Антропогенез
от гр. antropos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о происхождении человека.  

Источник: Словарь по культурологии

Антропогенез
процесс возникновения и развития человека как разумного существа. В технократической концепции процесс развития человека рассматривается с момента возникновения технической реальности.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

Антропогенез
от гр. antropos – человек + genos – рождение) 1) процесс возникновения и развития человека как общественного существа 2) раздел антропологии – учение о происхождении человека.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Антропогенез
от греч. anthropos — человек и генез) — 1) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Учение об антропогенезе — раздел антропологии.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Антропогенез
гр. человек + становление) — 1) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека (см. Человек), первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также формирования  общества; 2) раздел антропологии — учение о происхождении человека.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Антропогенез
Человечество не есть сущность; это – история, и прежде всего естественная история.
Антропогенезом называют биологический процесс, в результате которого Нomo sapiens постепенно – путем мутаций и естественного отбора – выделился из предшествующих ему видов. Далее встает вопрос о становлении человека в нормативном смысле этого слова, и это уже не антропогенез, а гуманизация. Второе невозможно без первого, но первое без второго вообще не имело бы смысла: получилась бы всего лишь еще одна крупная обезьяна.

Источник: Философский словарь.

Антропогенез
процесс возникновения и развития человека. Дарвин, Гексли и Геккелъ доказали происхождение человека от высших ископаемых обезьян. Движущей силой А., как показал Энгельс, была общественно-трудовая деятельность древн. людей. Это опровергает религиозно-идеалистические домыслы о божественном сотворении человека. Совр. наука подтверждает общественно-трудовую теорию А. Процесс возникновения и развития человека разбивается на ряд этапов. 1-й этап — австралопитеки, двуногое хождение, охота, систематическое использование естественных орудий, ватем деятельность по их подправке и изготовлению. 2-й этап — первобытное стадо, питекантропы, синантропы, неандертальцы, систематическое изготовление искусственных орудий. Возникавшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, формировала тело человека. Становление человека продолжалось сотни тысяч лет (Юго-Восточная, Южная, Передняя Азия и Африка). 3-й этап — превращение первобытного стада в первобытное об-во, а неандертальца — в человека современного.

Источник: Философский словарь. 1963

Антропогенез
(генезис – происхождение) – процесс происхождения человека, выделение человека из мира животных (двуногое хождение, освобождение передних конечностей). Большинство исследователей выделяет 3 основные стадии:
- антропоидные предки человека, рамапитек 9-14 млн. лет назад,
- древнейшие люди (архантропы), Homo erectus: питекантроп, синантроп, гейдельберский человек (1600-650 тыс. лет назад) австралопитек 2,5-3 млн. лет назад; Homo habilis – изготовление орудий труда,
- современные люди (неоантропы): неандерталец (250-40 тыс. лет назад) и Homo sapiens sapiens (40-35 тыс. лет назад, верхний палеолит) кроманьонец с членораздельной речью, изобразительное искусство, технология обработки камня, рогов, костей. С синергетической точки зрения антропогенез есть продукт социогенеза и культурогенеза. В процессе становления человека как био-социо-культурного существа важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как формирование асимметрии человеческого мозга (левое полушарие – абстрактное мышление; правое – воображение), двуногое хождение, освобождение передних конечностей, формирование различий между левой и правой рукой.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Антропогенез
(от греч. anthropos — человек и genesis — происхождение, рождение) — процесс возникновения и становления человека. По совр. данным, происхождение и становление человека охватывает огромный исторический период в два с половиной млн. лет. Древнейшим представителем человеческого рода считается homo habilis (человек умелый), костные остатки и следы трудовой деятельности к-рого обнаружены в Олдовайском ущелье (Танганьика, Восточная Африка) в 1960 г. английским археологом Л. Лики. Возраст человека олдовайского определяется в 1750 тыс. лет. В А. можно вычленить три гл. этапа: 1) архантропы (древнейшие люди), обитавшие на Земле от 2,5 млн. до 300 тыс. лет назад, — человек олдовайский, питекантроп, человек пекинский; 2) палеоантропы (древние люди), обитавшие на Земле от 300 тыс. до 40 тыс. лет назад, — неандертальцы нескольких типов; 3) неоантропы (новые люди), сформировавшиеся около 40 тыс. лет назад. Их потомком является современный человек. Он выделился из животного царства благодаря труду, к-рый изначально носил общественный характер и создал человека как социальное, разумное и нравственное существо. Трудовой теорией А. в корне опровергается наивная богословская версия о сотворении человека богом. Основные положения А., содержащиеся в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», подтверждаются открытиями антропологии, археологии, исторического языкознания и др. наук.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

АНТРОПОГЕНЕЗ
греч. anthropos— человек и genesis — происхождение) — процесс возникновения и развития человека как общественного существа. Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение человека от высших обезьян третичного периода. Движущей силой А., как показал Энгельс, была общественно-трудовая деятельность людей, к-рая создала специфические общественные связи, культуру, сформировала телесную организацию человека. Все это опровергает религиозные домыслы о божественном сотворении человека. Процесс его возникновения н развития был подготовлен переходом австралопитеков (ближайших предков человека — ископаемых обезьян, живших в Африке несколько млн. лет назад) к наземному образу существования, всеядному питанию и употреблению естественных предметов в качестве орудий (для совместной охоты, утилизации добычи, обороны), а затем к их подправке н все более частым случаям их изготовления. Это привело к появлению систематического изготовления грубых каменных, костяных и деревянных орудий, а следовательно, зачатков общественного производства, первобытных стад ранних формировавшихся людей (питекантропов и синантропов), к-рые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки — палеоантропы, или неандертальцы, изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс становления об-ва, человека продолжался сотни тысяч лет (Африка, Юго-Восточная, Южная, Передняя Азия, Европа) и завершился превращением первобытного стада в первобытное об-во, а неандертальца — в человека совр. типа примерно 35—40 тыс. лег назад.

Источник: Философский энциклопедический словарь

антропогенез
АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos — человек и genesis — возникновение, рождение) — процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Основоположником современной научной, так называемой симиальной (от лат. simia — обезъяна) теории антропогенеза является Ч. Дарвин, который впервые обстоятельно и всесторонне обосновал ее в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Исследования в области А., интенсивно проводившиеся в течение всего 20 в., испытывали определяющее влияние эволюционных идей Ч. Дарвина, хотя противников у этих идей было (и остается) более чем достаточно. Эти исследования идут по трем главным направлениям: 1) уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей гео- и палеохронологической шкале, уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение основных стадий в становлении человека современного типа; 2) выявление биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации животных (обезъяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведения, в том числе трудовой деятельности, социальной организации и др.; 3) выработка общей теории происхождения человека, или антропогенеза, как сложного, комплексного процесса, осуществлявшегося на основе тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце 20 — начале 21 вв. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо происходит из дарвиновской симиальной теории А. Что касается общей теории А., то ее основу в течение всего 20 в. составляла идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора исторического (филогенетического) становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главные изменения, которые она претерпела, — это переход от прямолинейного механистического понимания орудийной деятельности в качестве непосредственной детерминанты развития человеческих черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как одного из элементов целого комплекса детерминирующих факторов антропосоциогенеза, среди которых важнейшими являются такие, как речь, сознание, религия, нравственность и др. Для эпистемологии наиболее важный аспект теории антропогенеза — вопрос о формировании человеческого сознания, о его связи с языком, с трудовой и ритуальной деятельностью, с групповыми способами поведения. Сегодня этот процесс рассматривается как единое целое — антропосоциогенез, и в нем обнаруживаются истоки современных познавательных способностей и когнитивных стереотипов.         В.Г. Борзенков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Антропогенез
(греч. anthrōpos – человек + genesis – происхождение, возникновение) – учение о происхождении и развитии человека, отличается междисциплинарным составом знаний о человеке. Это процесс историкоэволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также формирования и развития общества. Исследование факторов, путей и закономерностей этого процесса составляет задачу одного из основных разделов антропологии. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силы антропогенеза на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Решение коренных и частных проблем антропогенеза осуществляется с помощью данных антропологии и близких ей наук – эволюционной морфологии и эмбриологии, приматологии, палеонтологии приматов, психологии и физиологии, геологии палеогена, неогена и антропогена, археологии палеолита, этнографии и лингвистики. Методологической основой анализа и синтеза материалов, привлекаемых к решению проблем антропогенеза, служит эволюционное учение Ч. Дарвина и диалектико-материалистическая философия, конкретно – трудовая теория антропогенеза, разработанная Ф. Энгельсом в 70-х гг. XIX в. Центральная идея данной теории заключается в том, что в процессе антропогенеза основным фактором прогрессивного эволюционного и исторического развития человека была коллективная трудовая деятельность. Среди дисциплин, изучающих разные предметные особенности антропогенеза, можно назвать антропологию, археологию, биологию, теорию первобытной культуры, этнографию. Изготовление и применение орудий труда, осознанная трудовая деятельность, все возраставшие возможности активного воздействия на природу постепенно устраняли действие биологических факторов эволюции. В этом заключается качественное отличие антропогенеза от эволюции органического мира, регулируемой исключительно природными закономерностями. Антропогенез как единый процесс эволюционного становления человека и исторического формирования общества может быть разделен на стадии, смена которых была связана с наиболее значительными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, в его морфологии и сознании, в структуре социальной организации. Большинство исследователей выделяют в антропогенезе три стадии: 1) антропоидные предки человека – высокоразвитые двуногие приматы, систематически использовавшие в качестве орудий труда естественные предметы (палки, камни, обломки костей животных); 2) древнейшие и древние люди, которые использовали искусственно изготовленные орудия труда, усложнив их до известных пределов; на этой стадии возникает начальная форма общественной организации – протосоциальная; 3) люди современного физического типа, начало этой стадии относится к эпохе позднего палеолита. Длительность стадий весьма различна: начало первой удалено от нас на 2–3 млн. лет, второй – около 1 млн. лет, третьей – всего на 40–50 тыс. лет. В целом процесс антропогенеза шел по пути трансформации палеоантропов в людей современного вида (неоантропов). Важнейшим фактором прогрессивного развития людей, причиной перехода к третьей стадий антропогенеза было совершенствование социальной организации и производственной деятельности. В лучшем положении оказывались коллективы, где накопление этих качеств и их реализация происходили быстрее; это способствовало интенсивному росту численности этих групп и их более широкому расселению. Огромное значение при этом имело прогрессивное развитие способов общения людей, в первую очередь, речи, посредством которой происходила передача поколениям накапливаемого производственного опыта и сведений из общественной жизни коллективов – основы создания системы социальных институтов. Речь способствовала усвоению и сохранению человеческими коллективами конкретных знаний, наблюдений и технических навыков, приобретенных отдельными членами этих коллективов. Упрочение независимости человека от окружающей природы, создание искусственной среды, возникновение общества способствовали тому, что естественный отбор полностью утратил свое значение как фактор эволюционной трансформации человека, в связи с этим биологическая, видовая эволюция его прекратилась.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АНТРОПОГЕНЕЗ
от греч. ???????? - человек и ??????? - происхождение, рождение) - процесс возникновения и развития человека, Термином "А." часто, но неправильно обозначают также раздел антропологии, посвященный учению о происхождении человека. Учение об А. неразрывно связано с именами Дарвина и Энгельса. Дарвин, его ученики и последователи (особенно Гексли) данными сравнит. анатомии, эмбриологии и палеонтологии обосновали генетич. родство человека с животными, его происхождение от ископаемых высших обезьян. Совр. наука подтвердила это положение Строение скелета, внутр. органов, головного мозга, биохимия крови, высшая нервная деятельность и др. анатомо-физиологич. особенности сближают человека с совр. антропоидными обезьянами. Наиболее вероятными предками считаются ископаемые высшие обезьяны третичного периода - дриопитеки, скелетные остатки к-рых найдены в различных пунктах Юж. Азии и Европы. Сторонники материалистич. теории А. придерживаются т.зр. происхождения человека от одного вида ископаемых обезьян (монофилия) и отвергают полифилетич. взгляды, к-рые являлись основой нек-рых расистских концепций. Дискуссионным остается вопрос о месте возникновения человека. Этим местом не была Австралия, изоляция к-рой от остальной суши произошла до появления высших млекопитающих. Исключается также Америка. Там нет и не было наиболее близких к человеку узконосых обезьян, а живущие сейчас в Юж. Америке широконосые обезьяны представляют совсем особую эволюц. линию, далекую от человеческой. Отсутствие находок костных остатков приматов и древнейших людей, а также следов деятельности последних в сев. районах Евразии свидетельствует против их включения в зону прародины человека. Наиболее вероятно, что в нее входили Юго-Вост., Юж. и Передняя Азия и Сев. Африка, где найдены кости древнейших людей (питекантроп, синантроп, атлантроп) и весьма примитивные орудия. Важнейшей проблемой А. является раскрытие причин превращения непосредственного предка человека в древнейшего человека. Принимая во внимание качественные отличия людей от животных, выражающиеся в наличии у человека трудовой деятельности, общества, сознания и речи, проблема А. не может быть решена только на основе биологических закономерностей. Необходимо учитывать и социальные законы. Оставаясь на позициях эволюц. трансформизма, Дарвин не смог вскрыть качеств. своеобразие перехода от животного предка к древнейшему человеку, не смог понять, что возникновение человека представляет момент перерыва постепенной эволюции органич. мира. Энгельс, приняв мн. положения Дарвина, на основе историко-материалистич. учения раскрыл качеств. особенности процесса становления человека и создал общественно-трудовую теорию А. (см. Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, 1876, опубл. впервые 1896). Движущей силой А. являлась обществ.-трудовая деятельность древних людей с помощью искусственно изготовл. орудий. Трудовая деятельность оказывала формирующее влияние на морфологич. строение человека, была осн. фактором образования и укрепления человеч. общества, возникновения и развития сознания, речи и культуры в целом. Находимые скелетные остатки древних людей и следы деятельности последних подтверждают общественно-трудовую теорию А. А. может быть расчленен на три осн. стадии, из к-рых каждая предшествующая обусловливала возникновение последующей: 1-я – стадия непосредств. предка человека – ископаемой обезьяны, вероятно, близкой к т.н. австралопитекам, кости скелетов к-рых были найдены в Юж. и Вост. Африке. Первая находка была сделана Дартом в 1924 в вост. части пустыни Калахари, затем Дартом и особенно Брумом и Робинсоном в районах, близких к месту первой находки, В 1959 Л. Лики обнаружил в Танганьике (Вост. Африка) кости одного из представителей австралопитеков (зинджантроп). Полагают, что найдены остатки от более ста особей австралопитеков. Для них характерны преим. двуногое хождение, крупный головной мозг, отсутствие выступающих клыков и систематич. использование различных природных предметов (палки, камни, обломки костей животных) в качестве орудий защиты и нападения. Систематич. использование природных предметов являлось лишь зародышем труда. 2-я стадия А. – период становления человека и формирования человеч. общества. Это – период существования питекантропов (найдены впервые в 1892 Дюбуа на о. Ява), синантропов (первые находки синантропа относятся к 1927–37, сделаны в Китае Блэком, Пэй Вэнь-чжуном и др.), атлантропов (открыты в Сев. Африке в 1954 Арамбуром) и близких к ним еще не открытых др. представителей древнейших людей, а также неандертальцев (первая находка в 1848). Археологически это время раннего палеолита (древнекаменного века). Переход от стадии человеч. предков к древнейшим людям представлял качеств. скачок из животного состояния в раннечеловеческое. Возникновение уже человеч. труда, связанного с изготовлением орудий, качественно отграничило последующую историю развития людей от предшествовавшей ей биологич. эволюции высших приматов. На смену биологич. сообществу – стаду высших обезьян – пришло первичное социальное объединение древних людей в виде первобытного человеч. стада. Биологич. закономерности А. все больше уступают место социальным закономерностям. Однако люди на этой стадии А. удерживали еще мн. животные, обезьяньи черты в своей морфологии и в своем поведении, к-рые лишь постепенно исчезали по мере совершенствования трудовой деятельности и развития производств. отношений. Важную роль в этом процессе играла формировавшаяся на основе труда речь. 3-я стадия А. соответствует времени существования человека совр. физич. типа – Homo sapiens (ископаемого, иногда обобщенно называемого кроманьонцем, и ныне живущего). Археологически она относится к поздней поре палеолита. Переход от неандертальского человека к совр. человеку представляет второй по значимости качеств. поворот в А. Существенно меняется морфология человека, к-рый утрачивает мн. примитивные черты, характерные для древних людей (надглазничный валик, низкий свод черепа, отсутствие подбородка и т.д.). Значит. изменениям подвергается трудовая деятельность, к-рая становится более дифференцированной. Коренную перестройку претерпевают социальные отношения: первобытное человеч. стадо сменяется родовым обществом. Возникновением человека совр. типа завершается отрыв человека от животного мира, завершается также переходный период становления человеч. общества, предшествующий первой обществ.-экономич. формации – первобытно-общинному строю. Не все сов. ученые разделяют изложенные положения; напр., Нестурх рассматривает неандертальцев как самостоятельную стадию в антропогенезе. Брюсов вообще не считает возможным выделять особую стадию "формирующихся людей". Дискуссионен вопрос об одном (моноцентризм) или многих (полицентризм) центрах формирования человека совр. вида, неясно соотношение различных групп неандертальцев с осн. расами совр. человечества, участие отд. групп неандертальцев вообще в процессе формирования Ноmo sapiens. Важно, что данные антропологии, археологии, геологии бесспорно свидетельствуют о том, что человек в своем эволюц. развитии прошел через неандертальскую фазу А., а не возник независимо от людей неандертальского типа, как это пытаются доказать нек-рые бурж. исследователи (Валлуа, Брейль, Уэклер и др.). Близость во времени изменения морфологич. типа и преобразований в трудовой деятельности и социальных отношениях при возникновении человека совр. вида является наглядным свидетельством правильности теории Энгельса о ведущей роли труда и общества в А. и опровержением религиозно-идеалистич. воззрений о божеств. творении человека. Лит.: Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, ?., 1952; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор, Соч., т. 5, М., 1953; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.–Л., 1957; Бунак В. В., Происхождение речи по данным антропологии, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", Нов. сер., т. 16, М., 1951; Войтонис Н. Ю., Предистория интеллекта, М.–Л., 1949; Гремяцкий ?. ?., Проблема промежуточных и переходных форм от неандертальского типа человека к современному, "Уч. зап. МГУ", вып. 115 (Тр. Музея антропологии), 1948; Дебец Г. Ф., Территория СССР и проблема родины человека, "Краткие сообщ. Ин-та этногр. АН СССР", вып. 17, 1952; ?фименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., Киев, 1953; Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958; Рогинский Я. Я., Основные антропологические вопросы в проблеме происхождения современного человека, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", Нов. сер., т. 16, М., 1951; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Основы антропологии, М., 1955, разд. "Происхождение человека"; Семенов Ю. И., Возникновение и основные этапы развития труда. "Уч. зап. Красноярск. пед. ин-та", т. 6, 1956; Якимов В. П., Ранние стадии антропогенеза, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", т. 16, ?., 1951; его же, Неандертальская проблема в трудах советских антропологов, "Сов. антропология", [М.], 1957, No 2; Аbеl О., Die Stellung des Menschen im Rahmen der Wirbeltiere, Jena, 1931; Boule M. et Vаllоis H. V., Les hommes fossiles, 4 ?d., Р., 1952; Clark W. le Gros, History of the primates, 5 ed., L., 1956; Hrdli?ka ?., The neanderthal phase of man, "J. Roy. Anthropol. Inst.", L., 1927, v. 57, p. 249–74; Кеith ?., New discoveries relating to the antiquity of man, L., 1931; Weidenreich F., The "Neanderthal man" and the ancestors of "Homo sapiens". "Amer. Anthropologist", 1943, v. 45, No 1; его же, Giant early man from Java and South China, "Anthropol. Papers Amer. Museum Natur. History", 1945, v. 40, pt. 1; Wоо Ju-Kang, Human fossils found in China and their significance in human evolution, "Scientia Sinica", 1956, v. 5, 1956, No 2. В. Якимов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
139.14 кб

Антропогенез в условиях развития информационных технологий

Баева Людмила Владимировна
Автор исследует влияние процесса внедрения высоких технологий на антропогенез, развитие культуры, ценностной парадигмы информационной эпохи.
Читать PDF
550.67 кб

95. 04. 001. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: эколого-политологиче-

Венцковский Л. Э.
Читать PDF
346.58 кб

О философско-методологических основах теории антропогенеза

Тен Виктор Викторович
Рассмотрение методологических основ симиально-трудовой концепции антропогенеза приводит автора к выводу о ее аксиоматичности, которая в эпоху господства эволюционных идей дополнялась эмпирией.
Читать PDF
365.68 кб

Соотнесённость космо-, филои антропогенеза в структурном триединстве: модель «Матрёшки»

Бирич Инна Алексеевна
Читать PDF
259.92 кб

Проблема начала и движущих сил антропогенеза

Нагорных Е. Е.
Читать PDF
429.46 кб

Проблема методологии познания антропогенеза в современных естественно-научных и гуманитарных исследо

Устименко Дмитрий Леонидович
В статье поднимается проблема методологической осмысленности современных учений антропогенеза.
Читать PDF
186.86 кб

Идеальный образ учителя российской школы в условиях антропогенной цивилизации

Иванова Т. Ф.
Читать PDF
282.38 кб

Эпистемно-методологическая проблема исследования антропогенеза: легитимация феноменологического подх

Устименко Дмитрий Леонидович
Показывается, что феномен антропогенеза имеет критериально-смысловое значение для всего мирового знания, поэтому предполагает рассмотрение его в общем контексте эпистемологических и философско-методологических исследований.
Читать PDF
316.54 кб

Проблема времени антропогенеза: феноменологический взгляд

Устименко Дмитрий Леонидович
Статья посвящена осмыслению феноменологического понимания времени как антропогенетической категории. Показывается, что субъективное время не изменяет формы опыта человека.
Читать PDF
182.97 кб

Философская перспектива антропогенеза

Еворовский Валерий
Автор анализирует сущность и основные этапы социальной и культурной эволюции человека с точки зрения исторической и философской реконструкции.
Читать PDF
239.99 кб

Культурные «Технологии» антропогенеза (качественный подход)

Марков Борис Васильевич
Важным достижением антропологического поворота является критика как биологического, так и теологического объяснения человека. Его основатели пытались избавиться от редукции человека как к животному, так и божественному.
Читать PDF
181.72 кб

Основные идеи религиозно-мифологического понимания антропогенеза

Устименко Дмитрий Леонидович
В статье осуществляется историографический обзор основных идей и подходов объяснения антропогенеза, наличных в религиозно-мифологической литературе народов.
Читать PDF
165.48 кб

Феноменологическая демаркация научных методов исследования антропогенеза

Устименко Дмитрий Леонидович
В статье с феноменологической точки зрения рассматривается общая методологическая парадигма современного естествознания, в рамках которого наукой познается проблема антропогенеза.
Читать PDF
171.62 кб

Современные антропогенетические подходы и перспективы философии антропогенеза

Устименко Дмитрий Леонидович
В статье рассматриваются основные современные подходы к исследованию антропогенеза: научный, религиозный и синтетический, научно-религиозный.
Читать PDF
1.00 мб

Методологическое значение историографии при феноменологическом познании антропогенеза

Устименко Дмитрий Леонидович
Антропогенез является неявным фокусом феноменологической философии, направленной на осуществление генетического анализа трансцендентальной субъективности.

Похожие термины:

  • Антропоген

    последний из геологических периодов от возникновения рода Человек до современности продолжительностью, по различным воззрениям, от 1.0 до 5 миллионов лет.
  • Антропогенные факторы

    группа факторов, обусловленных влиянием человека и его хозяйственной деятельности на растения, животных и другие природные компоненты.
  • Антропогенный

    порожденный или вызванный человеческой деятельностью; то, что имеет происхождением вмешательство человека в качестве преобразующей, изменяющей его суть силы.
  • АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    - школа, осн. нем. географом Ратцелем. Ставила своей целью исследование отношений между человеком и окружающей средой, считая геогр. фактор важнейшим пунктом науч. исследований и интерпретаций. Ист
  • АНТРОПОГЕОГРАФИЯ

    (от греч. anthropos — человек и gedgraphia — описание Земли) — изучение жизни и культурь! людей в связи с географической средой.