Антропоцентризм

Найдено 34 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Антропоцентризм
принцип мировоззрения, утверждающий центральное положение человека в мире, рассмотрение его как вершины мироздания.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Антропоцентризм
воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и высшая цель мироздания, цель всех совершающихся в мире событий.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Антропоцентризм
связанное с идеализмом и религией воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего, а также принцип культурного творчества, согласно которому человек есть высшая цель мироздания.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
от греч. anthtropos - человек и лат. centrum - центр) - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Антропоцентризм
философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Впервые отрицается в рамках технократической концепции осмысления реальности.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
от греч. - ???????? -человек и лат. centrum - центр) - антинауч., связанное с религией и идеализмом, представление о человеке как конечной цели мироздания и центре Вселенной; разновидность телеологии.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Антропоцентризм
мировоззрение, в основе которого формируется и развивается представление о том, что человек есть центр Вселенной. Христианство, равно как и магометанство (ислам), в противовес буддизму, - религия антропоцентрическая.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Антропоцентризм
способ решения философских (мировоззренческих), когда исследователь идет не от мира к человеку, а от человека к миру; философское воззрение, согласно которому человек является центром мира и целью всех совершающихся в нем событий.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Антропоцентризм
вера в то, что человеческий род сотворен для того, чтобы править миром и быть средоточием Вселенной. Это воззрение наиболее характерно для авраамических религий. Антропный принцип в современной физике косвенно подтверждает идею антропоцентризма.

Источник: Религиозные термины

Антропоцентризм
(от греч. anthropos — человек и centron — центр) — воззрение, согласно к-рому конечной целью и центром Вселенной является человек. Представляет собой одну из разновидностей телеологии. Антропоцентристские утверждения антинаучны: движение в природе определяет не цель, а объективные связи между явлениями материального мира.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Антропоцентризм
позиция, согласно которой человек рассматривается как центральное звено мироздания, высшая цель мировой эволюции. С позиции А. человек рассматривается как безусловная «система отсчета» для оценки всего сущего в мире. Смысл позиции А. ярко выражен в положении древнегреческого мыслителя Протагора «Человек есть мера всех вещей…»

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
мировоззренческая позиция, согласно которой человек является центром мироздания и его высшей целью. Начало антропоцентризму в философии было положено еще в античности (софисты, Сократ). Наибольшее звучание получает в эпоху Возрождения. Современная философия также в центр своего внимания ставит человека и его проблемы.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Антропоцентризм
 (греч. — человек и лат. — центр) — религиозно-идеалистическое представление, согласно к-рому человек является центром вселенной и конечной целью мироздания; А. тесно связан с телеологией. Существенный вклад в преодоление А. внесли теория Коперника (Гелиоцентрическая и геоцентрическая система мира), учение Дарвина и др. открытия науки.

Источник: Философский словарь. 1963

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
[отгреч. anthropos — человек] — гипостазирование свойств людей, являющееся результатом недостаточного концептуального постижения их подлинной природы. Ренессансный А. был вызван к жизни низким уровнем развития общественных наук. В наши дни А. является по большей части результатом недостаточного знакомства его сторонников с достижениями гуманитарных наук.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Антропоцентризм
точка зрения, основывающаяся на высказывании Протагора о том, что «человек -это мерило всего». Сегодня антропоцентризм нередко отождествляют с гуманизмом. Недавно сторонники движения за охрану окружающей среды также стали использовать этот термин, критикуя те взгляды и суждения, согласно которым человечество обладает большей ценностью, чем вся остальная природа.

Источник: Новые религиозные движения.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
от греч. anthropos — человек, kentron — центр) — позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. целесообразности, т.е. телеологически. К А. явно тяготел Сократ, существенные элементы А. есть в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме, истолковывающем мир в терминах человеческого существования.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Антропоцентризм
один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчета». Согласно антропоцентризму, человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только как высшая цель эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в познании и изменении мира. Основателем антропоцентризма может считаться Сократ, сформулировавший тезис «Человек, познай самого себя».

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
воззрение, согласно к-рому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последоват. выражений точки зрения телеологии. В антич. философии А. формулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и нек-рые философы нового времени (напр., нем. философ X. Вольф). Нек-рые элементы А. как исходной теоретич. установки присущи экзистенциализму и католич. философии Тейяра де Шардена. См. также Философская антропология.

Источник: Советский философский словарь

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
греч. anth-ropos — человек, лат. centrum -центр) — религ.-идеалистич. взгляд на человека как центр и высш. конечную цель мироздания. А. утверждает наличие в мире объективных внечеловеч. целей и целесообразности, смыкается с телеологией. Наибольшее развитие А. получил в иудаизме, христианстве, исламе, где пронизывает космоло-гич. и космогонич. представления, эсхатологич. концепции историч. процесса. Развитие естествознания (Коперник, Галилей, Дарвин, Эйнштейн и др.) в союзе с материалистич. философией разрушило А., показало отсутствие в миресверхъ-естеств. целеполагающего начала. Науч. мировоззрение раскрыло объективные естеств. законы развития природы, возникновения и развития общества и человека, объяснило причинную обусловленность целенаправл. человеч. деятельности и доказало несостоятельность ?-

Источник: Атеистический словарь

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире - как центральной. А. существует в различных - религиозных, обыденных и научных формах. С ним, например, связана идея принципиально неограниченной преобразовательной деятельности человека. Серьезные аргументы против А. возникают в связи с обострением экологического кризиса, а также в процессе выявления познанием объектов, сравнимых с человеком по совершенству. Проблема взаимодействия человека со сложными самоорганизующимися системами (например, с природными комплексами) вынуждает рассматривать позицию человека как требующую постоянной корректировки, учета логики отношений, в которые человек "включает" себя своей деятельностью. Возможность человека участвовать в эволюционном процессе будет, по-видимому, во многом зависеть от его способности изменять свою позицию, т. е. творчески перерабатывать свои средства контакта с окружающими системами.
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

Антропоцентризм
от греч. antropos – человек и лат. centrum – центр) – мировоззренчская установка, согласно которой человек есть высшая форма и цель мирового бытия. Есть два вида А.: религиозный и светский. В первом из них человек есть любимое детище Бога, сотворенное по его образу и подобию; достойное этого статуса поведение в грешном земном мире дарит ему вечную жизнь в мире подлинном, потустороннем. В светском варианте мир не разделяется на эти два уровня, и потому провозглашается приоритет человека по отношению к миру в целом : человек – цель, мир – средство. Такой подход является мировоззренческой основой стратегии деятельности, порождающей современную экологическую глобальную проблему и чреватой глобальной катастрофой. А. в онтологии в конечном счете приводит к отрицанию объективной реальности, существующей независимо от человека. Отношение человека к миру сводится к полагаеию первым последнего, что не позволяет избежать абсурдных противоречий солипсизма. - Сагатовский В.Н. Мой враг антропоцентризм / Вестник Российского философского общества. 2007. № 4; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С.9-10.

Источник: Философские категории авторский словарь

Антропоцентризм
(от греч. antropos – человек и лат. centrum – центр) – мировоззренчская установка, согласно которой человек есть высшая форма и цель мирового бытия. Есть два вида А.: религиозный и светский. В первом из них человек есть любимое детище Бога, сотворенное по его образу и подобию; достойное этого статуса поведение в грешном земном мире дарит ему вечную жизнь в мире подлинном, потустороннем. В светском варианте мир не разделяется на эти два уровня, и потому провозглашается приоритет человека по отношению к миру в целом : человек – цель, мир – средство. Такой подход является мировоззренческой основой стратегии деятельности, порождающей современную экологическую глобальную проблему и чреватой глобальной катастрофой.
А. в онтологии в конечном счете приводит к отрицанию объективной реальности, существующей независимо от человека. Отношение человека к миру сводится к полагаеию первым последнего, что не позволяет избежать абсурдных противоречий солипсизма.
Ист.: Сагатовский В.Н. Мой враг антропоцентризм / Вестник Российского философского общества. 2007. № 4; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С.9-10.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Антропоцентризм
(от греч. antropos – человек, лат. centrium – центр) – мировоззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Это воззрение непосредственно смыкается с теологической доктриной о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и некой высшей целесообразности. В античной философии антропоцентризм формулировал Сократ и его последователи, видя высшее предназначение человека в обретении высшей добродетели. Антропоцентризм был характерен и для представителей патристики. В период господства средневековой схоластики центр мировоззрения сместился преимущественно на Бога, и появляется теория, согласно которой люди созданы вместо падших ангелов и должны занять их место. В эпоху Возрождения антропоцентристская проблематика занимает ведущее место в мировоззрении гуманистов. Они развивают учение о самостоятельном достоинстве человека, сотворенного ради него самого (Пико делла Мирандола). Человек, с их точки зрения, обладает универсальными возможностями творить и самосовершенствоваться, обладает нравственной свободой выбора, либо реализовать эти возможности в земном бытие и обессмертить свое имя, поднявшись до уровня Бога, либо опуститься до уровня животного, так и не осуществив свою добродетель.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
(от греч. anthropos - человек и лат. centrum - центр) - абсурдное, псевдонаучное учение, по к-рому Вселенная устроена для служения человеку, а человек является ее центром; разновидность телеологии, А. служил идейной основой астрологии. Значит. влияние А. оказал на христ. богословие, к-рое обосновывает исключит, положение человека во Вселенной как «венца творения», созданного богом «по своему образу и подобию». Одним из проявлений А. была концепция геоцентризма, к-рую всеми силами отстаивали христ. церковники. А. в корне противоположен научному, материалистич. пониманию мира как объективной реальности, существующей независимо от человека и человечества. Сокрушительный удар по А. нанесли основатели научной астрономии Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Кеплер. С дальнейшим развитием естествознания и материализма все более нелепыми становились антропоцентрич. утверждения, т. к. вскрывалась несостоятельность телеологии. Вместе с опровержением А. рушится авторитет всего религ. мировоззрения. Научное, материалистич. мировоззрение отвергает к.-л. сверхъестеств. целеполагающее начало в мире. Причиной в развитии процессов природы служит не цель, а объективное взаимодействие явлений. В отличие от человеч. общества, природа лишена преднамер. целей. Но и целенаправл., сознат. характер человеч. деятельности не содержит в себе ничего сверхъестественного, телеологического - он возник в результате объективных условий, в процессе труда и материальных производств, отношений.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

(от греч. anthropos - человек и лат. centrum - центр) - 1) В античной философии выразился в явно атеистическом положении "Человек есть мера всех вещей" (Протагор). 2) Убеждение, что человек - высшее существо в мироздании и поэтому он вправе использовать по своему усмотрению все низшее, не заботясь о нравственных вопросах, которые возникают только в отношениях между людьми, но не между ними и "низшей природой". Подобный антропоцентризм - уступка искушению присвоить мир к себе; он характерен для постхристианской цивилизации и убедительно критикуется любой из традиционных религий, экологистами, космистами и др. "Этот окончательно оказавшийся в центре человек - явление очень небольшого калибра" (о. А.Шмеман)." 3) Иудейско-христианская традиция антропоцентрична по-иному: Бог создал человека по Своему образу и подобию и вверил ему мир, чтобы человек, действуя в духе праведности и святости, возглавил сущее, преодолел действие противящихся Богу сил хаоса, зла, деградации и смерти и возвел природный мир своим трудом к высшим ступеням бытия. Грехопадение - это отказ человека исполнять свою миссию. После него история взаимоотношений Бога, человека и мира становится драмой спасения, главное в которой - жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Через Него человек спасается для жизни будущего века, а вместе с человеком и вся природа. В результате человек космически централен и в своем высшем призвании, и в истории спасения, но это - центральность искупленного, а не естественного человека. Антропоцентризм здесь производен от христоцентризма. (См. также: ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для А. в изобилии создает архаический миф, сам, однако, еще не дающий возможности говорить об А. в строгом смысле слова: мифу недостает представления о человеческом как особой сущности со своим онтологическим статусом. Такое представление создается и разрабатывается на почве платоновскоаристотелевской метафизики, синтезировавшей рационалистические модели мышления с его внерациональными, мифоподобными предпосылками. Осуществленное платонизмом рассечение сущностей на духовные и материальные позволяет усматривать в человеке как духовнотелесном существе микрокосм и некую привилегированную срединную точку иерархии бытия (ср. у Державина: «Я связь миров повсюду сущих»). Иначе происходит преодоление натуралистического мифа во имя А. в Библии, где содержанием мирового процесса оказывается взаимоотношение Бога и человека, так что акцент переносится с природных циклов на человеческую историю. Классический А. складывается там, где линия греческого идеализма пересекается с линией библейской традиции, т. е. в христианской теологии, в средневековом мировоззрении, в пришедших ему на смену доктринах Ренессанса. Однако новая европейская научность, поднимающаяся с XVIXVII вв., отвергает А. вместе с характерным для него телеологизмом. Хотя немецкий классический идеализм реставрирует А. (деятельность человеческого духа как самопознание и возврат к себе абсолютного Духа), материализм и позитивизм оценивают А. как умственный атавизм, как предрассудок обыденного сознания либо как достояние откровенно мистических или оккультных доктрин.

Источник: София-Логос. Словарь

Антропоцентризм
греч. anthropos – человек + лат. сentrum – мировоззрение) – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. ? мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для А. в изобилии создает архаический миф, сам, однако, еще не дающий возможности говорить об А. в строгом смысле слова: мифу недостает представления о человеческом как особой сущности со своим онтологическим статусом. Такое представление создается и разрабатывается на почве платоновско-аристотелевской метафизики, синтезировавшей рационалистические модели мышления с его внерациональными, мифоподобными предпосылками. Осуществленное платонизмом рассечение сущностей на духовные и материальные позволяет усматривать в человеке как духовно-телесном существе микрокосм и некую привилегированную срединную точку иерархии бытия (ср. у Державина: «Я связь миров повсюду сущих»). Иначе происходит преодоление натуралистического мифа во имя А. в Библии, где содержанием мирового процесса оказывается взаимоотношение Бога и человека, так что акцент переносится с природных циклов на человеческую историю. Классический А. складывается там, где линия греческого идеализма пересекается с линией библейской традиции, т. е. в христианской теологии, в средневековом мировоззрении, в пришедших ему на смену доктринах Ренессанса. Однако новая европейская научность, поднимающаяся с XVI-XVII вв., отвергает А. вместе с характерным для него телеологизмом. Хотя немецкий классический идеализм реставрирует А. (деятельность человеческого духа как самопознание и возврат к себе абсолютного Духа), материализм и позитивизм оценивают А. как умственный атавизм, как предрассудок обыденного сознания либо как достояние откровенно мистических или оккультных доктрин. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
Основанная на заблуждении философия, связанная с гуманизмом и считающая человека средоточием и исходным пунктом философских исследований. Крайним выражением антропоцентризма является точка зрения греческого философа Протагора, сформулированная в известном изречении «человек есть мера всех вещей». Антропоцентризм — это воззрение здравого смысла на предмет и метод человеческого познания.
Если говорить о его предмете, то вполне понятно, почему во времена до Коперника антропоцентризм считался разумной позицией. Тогда Земля представлялась центром относительно небольшого мира, где вокруг нее вращалось все -Солнце, звезды, планеты, а потому мысль о том, что реальность вращается вокруг человека, могла тогда восприниматься как сообразная с наукой. Следует заметить, однако, что и в ту пору немногие философы разделяли заблуждение антропоцентризма. Сейчас мы знаем, что наша Земля — всего лишь маленькая планета, вращающаяся вокруг Солнца, которое в 330 000 раз тяжелее Земли, что солнц, подобных нашему, в Млечном Пути миллиарды, а туманностей, подобных Млечному Пути, тоже великое множество. Мы знаем, что жизнь на поверхности Земли возникла, по сравнению с возникновением самой Земли, а тем более Вселенной, не так давно, а уж о времени появления человеческого рода и говорить нечего. Поэтому всякий, кто не разделяет заблуждения гуманизма, т. е. не считает человека сверхприродным созданием, должен признать антропоцентризм предрассудком.
К этому же выводу можно прийти и исходя из точки зрения метода. Дело в том, что самопознание вторично по отношению к познанию других предметов, а саморефлексия гораздо труднее познания внешней реальности. Таким образом, мнение, что познавать нужно начиная с человека, является заблуждением.
По-видимому, причиной его распространения служит разложение общества и сопутствующее ему стремление людей замкнуться и думать только о себе, не обращая внимания на окружающую действительность.
См.: гуманизм, идеализм, скептицизм.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

антропоцентризм
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos — человек, и лат. centrum — центр) — воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего начала, которое творит человека и определяет его место во Вселенной, А. органично вписывается в систему религиозного мировоззрения. Наиболее полное развитие А. получил в иудаизме, христианстве и исламе, оказывая влияние на космологические, эсхатологические, социальные, этические, правовые и др. концепции этих религий. Напр., с А. напрямую связана теория геоцентризма, которая доминировала в сознании верующих на протяжении многих веков. Под влиянием христианского вероучения антропоцентристское воззрение получило широкое распространение в средневековой европейской философии. Его обосновывали крупнейшие представители патристики и схоластики. В философии Возрождения и Нового времени идея А. в ее религиозном варианте перестала пользоваться популярностью, что было обусловлено развитием естественных наук и философии. Появление новых фактов и теорий преодолело традиционную телеологию и тезис о том, что человек занимает уникальное положение в космосе. В философских и теологических кругах термин А. начинает использоваться в другом значении. Он истолковывается, главным образом, как способ решения мировоззренческих проблем, когда исследователь идет не от Бога и мира к человеку, а, наоборот, от человека к миру и Богу. Такой способ решения мировоззренческих проблем получил детальную разработку в философских системах Р. Декарта и И. Канта. В 19 в. А. получил развитие в философии Л. Фейербаха (натуралистический А.) и С. Кьеркегора (иррационалистический А.). Однако наиболее кардинальный «поворот к человеку» был осуществлен в философских учениях 20 в. Это отчетливо прослеживается в философии жизни, феноменологии, философской антропологии, персонализме, экзистенциализме. «Поворот к человеку» произошел и в христианской теологии 20 в. Многие теологи считают, что в наше время можно сказать нечто значимое о Боге и мире, лишь говоря одновременно о человеке. Более того, они утверждают, что нужно сначала ответить на вопросы о сущности человека, причинах и характере его устремлений, его познавательных возможностях и т.п., а затем уже приступать к конструированию традиционной метафизики, включающей в себя учение о Боге. Признавая, что А. является эффективным средством решения мировоззренческих проблем, христианские теологи подчеркивают, что он должен быть теснейшим образом связан с теоцентизмом. Иначе теология лишается религиозного измерения и своей специфики в ряду дисциплин, изучающих человека.         А.Н. Красников

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Антропоцентризм
Стремление поставить человека в центр, но не ценностей, как это делает гуманизм, а бытия. С точки зрения антропоцентризма Вселенная создана исключительно для нас, а потому все на свете должно вращаться вокруг нас. Сущность антропоцентризма настолько же легко понять с позиции психологии (что‑то вроде нарциссизма, свойственного целому виду), насколько трудно принять с позиции рационального мышления. Почему, собственно, человечество должно оказаться в таком удивительно привилегированном положении? Ответить на этот вопрос нельзя, не прибегая к помощи религии, которая сама является парадоксальной формой антропоцентризма (ее истинным центром остается Бог), или критицизма, который являет собой гносеологический антропоцентризм. «Коперникианская революция», предложенная Кантом, на деле является контрреволюцией, попыткой вновь поместить человека в центр, откуда его изгнал прогресс науки. И не только в центр познания посредством трансцендентальности, но и в центр творения (представив его как конечную цель творения) посредством свободы. Но это все равно что признать идеи Просвещения, не отказываясь при этом от веры. Центральным вопросом философии, утверждает Кант, является вопрос: «Что такое человек», и все остальные вопросы сводятся к нему же. Лично я считаю это проявлением философского антропоцентризма, и это служит одной из причин того, что я не кантианец.
Более убедительным представляется мне в этой связи Фрейд. В знаменитом отрывке из «Опытов прикладного психоанализа» он перечисляет три нарциссические травмы, которые нанес человечеству научный прогресс: коперникианская революция, т. е. подлинная революция, совершенная Коперником, в результате которой человек оказался изгнан из центра Вселенной (космологическое унижение); эволюционизм Дарвина, указавший человеку на его место в животном царстве (биологическое унижение); наконец, сам психоанализ, доказавший, что «мое “я” не является хозяином в собственном доме» (психологическое унижение). Я бы добавил к этому списку Маркса, Дюркгейма и Леви‑Строса (29), которые показали, что человечество не является хозяином ни самому себе, ни истории. Разумеется, следует иметь в виду, что античные мыслители, как о том напоминает Реми Браг (30), отнюдь не рассматривали центральное положение как привилегированное (Плотин приводит в пример человеческое тело, а Макробий (31) – сферу; и в том и в другом случае центр – скорее «низ», чем «верх»), а сама Земля вплоть до Возрождения виделась чем‑то вроде подвала Вселенной, но это, в конце концов, не так уж и важно. Гораздо важнее другое: вся совокупность знаний новейшего времени определенно свидетельствует против антропоцентризма, что доказывает правоту Фрейда. И как же повел себя в этих обстоятельствах антропоцентризм? Присущий ему нарциссизм быстро нашел себе разнообразные утешения: философские (Кант, Гуссерль (32)), научные или псевдонаучные (антропогенный принцип), наконец и главным образом, психоаналитические. Мое «я» не может распоряжаться в собственном доме? Ну и что, зато у меня есть подсознание, мое второе «я», и пусть оно порой ведет себя абсурдно, так даже интереснее! Не спорю, в этом присутствует элемент искажения психоанализа, но таково основное правило всякого успешного предприятия, которое не обходится без недоразумений. Просто Нарцисс покинул свой водоем и разлегся на диване. «Ах, до чего я интересный человек! Какая во мне глубина! Какая сложность! А взять моего отца? А мою мать? Какая бездна смыслов, драм, прихотливых желаний!» И вот уже психоанализ, начинавший с роли психологической травмы нарциссического сознания человечества, превращается в его очередное, нарциссическое же, утешение, может, только еще более самовлюбленное и болтливое, чем все прочие. Хорошо еще, что психоанализ иногда способен излечить нас от себя самого. Стоит утратить интерес к себе, и с лечением покончено.

Источник: Философский словарь.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании. Классическую формулировку антропоцентризм обретает в знаменитой формуле Дротагора «человек есть мера всех вещей». В отличие от античного уподобления микро- и макрокосма, а также от объективизма классической рациональности в современном естествознании антропоцентризм выражает зависимость научного результата не только от положения субъекта-наблюдателя и характеристик его инструментальной и целеполагающей деятельности, но и от самого факта его присутствия во вселенной (см. Антропиый принцип).
В социальном познании антропоцентризм противоположен социоцентризму, или социологизму. В концепциях антропоцентристского направления подчеркивается самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка. В политике принцип антропоцентризма реализован в либерализме, признающем приоритет интересов личности перед интересами любых сообществ и неотчуждаемость ее естественных прав. Методологически антропоцентризм противостоит натуралистическому детерминизму и историцизму, означая приоритет целеполагающей человеческой деятельности перед социальными структурами и «законами исторической необходимости». Антропоцентристской установке чуждо масштабное социальное проектирование и жесткие социальные технологии (см. Технологии социальные), подчиняющие интересы личности логике проекта и превращающие человека в «винтик» государственной машины. Антропоцентризм содержит в себе требование соразмерности социальных преобразований человеку и очерчивает пределы вмешательства власти в человеческую повседневность. Что касается марксизма, то он унаследовал просветительский взгляд на человека как на продукт обстоятельств и воспитания и определял сущность человека как комплекс социальных отношений. И хотя деятельностный подход, реализованный в понятии общественной практики, и претендует на снятие дилеммы антропоцентризма и социоцентризма, марксизм в целом явно тяготеет к последнему. Отход К. Маркса от антропоцентризма, заявленного в «Экономическо-фалософских рукописях 1844 г.» и «Манифесте Коммунистической партии» («свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех»), отчетливо виден в его концепции формационного развития общества как естественно-исторического процесса, в рамках которого человек представляет собой «личный элемент производительных сил». Русские марксисты, напр., Г. В. Плеханов, явно тяготели к социоцентризму в решении вопроса о роли личности в истории. В классической социологии основная позиция антропоцентризма отчетливо выражена Г. Спенсером, полагавшим, что «каждое социальное явление должно иметь своим источником известные свойства индивидов», а потому «тип общества определяется природой составляющих его единиц». Развернутую социологическую интерпретацию антропоцентризм обрел в «понимающей социологии» At. Вебера. Веберовский постулат субъективной интерпретации гласит: ничто не может быть понято лучше, чем индивидуальное осмысленное действие. Понять социальное явление значит свести его к субъективным смыслам действующих индивидов— конечному пункту теоретического анализа любых социальных процессов. В поствеберовской социологии антропоцентризм противопоставлен структурному функционализму, сторонники которого акцентировали внимание на детерминирующем воздействии социальных структур. Наследующая же веберовские традиции феноменологическая социология выступала против реификации (овеществления) социальных структур и трактовала их как набор социально одобренных образцов человеческого поведения. Не отрицая структурирующего воздействия социальных институтов на человеческую деятельность, она исследовала систему высокосложных типизации, аккумулирующих опыт индивидуального «усвоения» подобных образцов в исполнении социальных ролей (интериоризация). Социологический постмодернизм ликвидировал противопоставление человека и продуктов его творческой активности, радикализировав структуралистские идеи «смерти субъекта» (М. Фуко), растворения автора в тексте (Р. Борт). Современной социологии свойственны попытки снятия дилеммы антропо- и социоцентризма с помощью понятия габитуса как инкорпорированной социальности (П. Бурдье). Но в отличие от традиционных обществ, габитус современного человека, вовлеченного во множество изменчивых личных и анонимных социальных связей, не может считаться социальным инвариантом, а концепция габитуса—окончательным снятием дилеммы антропоцентризма и социоцентризма.
Н. М. Смирнова

Источник: Новая философская энциклопедия

Антропоцентризм

Если религиозно-монотеистическое мировоззрение в целом утверждало, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о Боге (конечно, это произошло не сразу). Среди ряда проблем нового осмысления человека гуманистами одна из главных — это проблема человека как единства души и тела.
Гуманист Манетти (1396-1459) стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке. Прекрасен весь мир, созданный Богом для человека, но вершина его творения — только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Как удивительны, например, его руки, эти "живые орудия", способные ко всякой работе! Человек - это "разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное" (animal rationale, providium et sagax), однако в отличие от человека каждое животное способно лишь к какому-то одному занятию. Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей. Христианско-монотеистический тезис о творении мира Богом для человека Манетти антропоцентрически заостряет против аскетической трактовки человека.
Новые запросы человека и его многократно возросшая активность приводили гуманистов не столько к сближению человека с природой, сколько к сближению его с понятием Бога. Для Манетти человек — "словно некий смертный бог", он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог — творец всего сущего, человек — творец великого и прекрасного царства культуры, материальной и духовное Манетти указывает на некоторые удивительные творения человека — египетские пирамиды, римские башни, купол Флорентийского собора, построенный Брунеллески незадолго до того, как Манетти написал свое произведение. Как поразительный пример человеческой изобретательности он называет и Ноев ковчег, но говорит и о смелых путешествиях своих современников в Британском и других морях (за несколько десятилетий до путешествия Колумба). Здесь также названы и произведения античной и ренессансной живописи, и поэтические творения, свидетельствующие о безграничной творческой одаренности человека. Историческое значение антропоцентрического обожествления человека гуманистами рассматриваемой эпохи определяется и тем, что они вместо "царства Бога" (regnum Dei), неосуществимого на земле, выдвинули идею "царства человека" (regnum hominis).
Огромную роль в гуманистическом антропоцентризме играет понятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека. Рассмотренные аспекты гуманистического антропоцентризма находили наиболее общее свое выражение в морально-этических построениях, рассуждениях, идеях, учениях, так или иначе ориентированных на соответствующие доктрины античных философов. Именно морально-этический аспект в наиболее общей форме выражен в studia humanitatis. И вполне закономерно, что гуманисты, начиная с Петрарки, не видели почти никакой практической ценности в естественных науках (известное исключение должно быть сделано здесь для Альберти), ибо их абстрактная натурфилософская направленность, присущая к тому же многим средневеково-схоластическим доктринам, действительно, уменьшала возможность их практического применения.
Был провозглашен принцип доброты человеческой природы и, что еще более важно, равенства всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословии. Уже Петрарка подчеркнул, что фортуна сильнее происхождения, социальной принадлежности человека, но сам человек, его доблесть (virtus) должны быть сильнее фортуны (фортуна и доблесть борются за человека). Определение человеческой личности через личные заслуги благодаря ее собственной деятельности, а не через родовую принадлежность к тому или иному сословию, возможно, наиболее ярко высветило роль гуманистов как идеологов нарождавшегося буржуазного общества, отрицавшего общество феодальносословное Выдающимся гуманистическим философом раннего Ренессанса был Лоренцо Валла (1407-1457), родившийся в Риме. Еще молодым человеком он преподавал в университете Павии (1430). Учение Эпикура, особенно ненавистное для христианских философов, стало к этому времени широко известным среди итальянских гуманистов благодаря находке Поджо Браччолини — поэме Лукреция «О природе вещей». В философию гуманизма Балла вошел прежде всего как автор трактата «О наслаждении» (1431; его новую, более обширную редакцию автор назвал через два года «Об истинном и ложном благе»). В течение ряда последующих лет Балла состоял при дворе сицилийского короля Альфонса Арагонского, находившегося в длительном конфликте с римским папой Евгением IV (1431-1447) из-за обладания Неаполем и Южной Италией. В это время он написал ряд произведений, сыгравших большую роль в развитии антиклерикальной и антисхоластической идеологии и философии. Среди них — «Диалектические опровержения, или Обновление всей диалектики и оснований универсальной философии» (1433-1439), «О монашеском обете», «О свободе воли» (1442), «О красотах латинского языка» (1435-1444) и др.
Как антиклерикал Балла выступал против светской власти римских пап, доказывая бессмысленность аскетизма и анахронистичность монашества как его главного официального носителя. Ему пришлось иметь дело с инквизицией. Римский гуманист был язвительным, убежденным, смелым и ловким бойцом. В духе доктрины двух истин подобно многим гуманистам Валла фактически игнорировал теологию, рассматривая религию как сферу практически-эмоциональной жизни человека, не поддающуюся никакой рационализации, никакому логическому, "диалектическому" осмыслению. Отсюда враждебное отношение Баллы к схоластической метафизике как праздному занятию, тщетно стремящемуся сделать понятным то, что не может, да и не должно быть понято. Отсюда и его иронически-издевательское отношение к Фоме Аквинскому, которому он противопоставлял апостола Павла, ибо тот, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. Эта общефилософская позиция определила и его логико-гносеологические воззрения в «Диалектических диспутах» (1494).
В полном соответствии с морализаторскими стремлениями подавляющего большинства его единомышленников балла обратился к этике эпикуреизма, как он ее понимал, для обоснования полноценности жизни человека, духовное содержание которой, по его антиаскетическому убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонней деятельности человеческих чувств. В одном месте своего произведения автор даже сожалеет о том, что у человека только пять, а не пятьдесят или даже пятьсот органов чувств! Его общефилософские представления натуралистичны. По примеру античных атомистов он называет природу "учительницей" и "вождем жизни".

Источник: История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
378.63 кб

Антропоцентризм философии А. И. Герцена

Корольков Александр Аркадьевич
Автором дана оценка антропоцентризма философии Герцена на основе опыта русской истории истекших двух столетий.
Читать PDF
258.92 кб

Антропоморфизм и антропоцентризм как возможность сохранения человеческого в ситуации постчеловечеств

Титова Т. А.
Статья посвящена проблеме антропоморфизма и антропоцентризма. Проблема антропоморфизма рассматривается как некоторый срез, развитие проблемы антропоцентризма.
Читать PDF
248.78 кб

Антропоцентризм в русской философии истории 40-60-х гг. Х1х в

Воробьева Светлана Александровна
В статье исследуется проблема изучения субъективных факторов исторического процесса в русской философии истории 40-60-х гг. XIX в.
Читать PDF
380.30 кб

Гуманизм антропоцентризма и антропоцентризм без гуманизма

Шиловская Наталья Станиславовна
Статья посвящена разграничению гуманизма и антропоцентризма, основанием которого является соотношение человека и бытия. Выявляется генетическая связь гуманизма и антропоцентризма и их исторический разрыв.
Читать PDF
538.13 кб

Антропоцентризм русского «Философско-религиозного ренессанса»

Желобов Андрей Петрович
В статье показаны особенности антропологии и аксиологии в философии «русского Ренессанса». Представлено противоречивое многообразие течений в русской религиозной философии. Особо подчеркнуто влияние Л. Н. Толстого и В. С.
Читать PDF
683.54 кб

В поисках «Человеческого»: гуманизм и антропоцентризм

Желобов А.П., Федоренко Н.В.
В статье показаны метаморфозы понимания гуманизма в отечественных публикациях во времена «перестройки» и в постсоветской России.
Читать PDF
403.17 кб

Тупик антропоцентризма и новые способы философской проблематизации

Карпицкий Н. Н.
Читать PDF
105.41 кб

Антропоцентрические параметры философской реформы Декарта

Куров Игорь Геннадьевич
Читать PDF
235.10 кб

Антропоцентрический характер натурфилософии Н. Н. Страхова

Антонов Е. А.
Читать PDF
1.06 мб

Против Ницше и антропоцентризма (полемика с И. И. Евлампиевым)

Сагатовский В. Н.
В статье дается критика антропоцентризма в целом и особенно того его варианта, который представлен в философии Ф.Ницше. Антропоцентризму противопоставляется антропокосмизм, воле к власти — диалог и сотворчество человека с миром.
Читать PDF
340.36 кб

Теория экологически ориентированного антропоцентризма

Захарова Елена Юрьевна
Автор предложил теорию экологически ориентированного антропоцентризма, которая наряду с теорией оптимизации функционирования всех сфер соционатурэкосистемы для достижения коэволюции природы и общества включена в концепцию экологич
Читать PDF
1.14 мб

Социально-философская критика нон-антропоцентризма

Попович Николай Дмитриевич
Статья посвящена выявлению специфики социально-философского переосмысления антропоцентризма в сравнении с его этическим пониманием.
Читать PDF
476.02 кб

Освоение космоса в свете антропоцентризма

Никишина В.В., Морозова О.Ф.
Показана значимость принципа антропоцентризма как основного положения, ориентирующего человека в процессе освоения космоса.
Читать PDF
950.14 кб

«Вне мира»: предел антропоцентризма в философии экологии

Левина Татьяна Владимировна
Темой статьи является критика антропоцентризма с точки зрения платонистских концепций. Аргументативным «пределом» антропологии является экологическая проблематика, одна из самых острых проблем современности.
Читать PDF
1.49 мб

Влияние принципа антропоцентризма на развитие биоэтики

Номоконова Мария Валерьевна
Статья посвящена рассмотрению влияния принципа антропоцентризма на развитие гуманизма и становление биоэтики. В развитии философии науки проблема человека и его взаимодействия с окружающим миром является одной из главных.

Похожие термины:

  • АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ

    (anthropozentrisch; от греч. anthropos — «человек» и kentron — «центр») — взгляд, согласно которому человек стоит в центре Вселенной и является целью всех совершающихся в мире событий.