это методология интерпретации космологических наблюдений, основанная на признании существования корреляции между некоторыми параметрами измеряемой вселенной (значениями фундаментальных постоянных) и самим фактом наблюдения (возможностью существования во вселенной самого наблюдателя). А.п. Появился в науке, когда в результате наблюдений и вычислений выяснилось, что во вселенной имеет место феноменально «тонкая подстройка» физических констант (гравитационной постоянной, постоянной заряда электрона, постоянной планка). Если бы их значения были чуть-чуть иными, вселенной в том виде, в каком она существует сейчас, просто не было бы, в такой вселенной невозможно было бы существование даже тяжелых элементов, не говоря уже о сложных структурах и человеке как наблюдателе. Мир поразительно подстроен под существование в нем человека. Неудивительно, конечно, что мы измеряем именно такие значения констант (в другом мире просто некому было бы измерить другие значения), удивительно другое – почему мир вообще таков? Очевидно, что осмысление а.п. Неизбежно приводит к обсуждению телеологических моделей бытия, проблемы бытия бога – генерального конструктора вселенной, выбравшего из множества миров «лучший из всех возможных», ибо только в нем может реализоваться максимальное разнообразие форм бытия (аллюзии на доктрину лейбница). Наиболее известными формулировками а.п. Являются следующие: «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей» (б. Картер);
«мы являемся свидетелями процессов определенного типа потому, что иные процессы протекают без свидетелей» (а. Зельманов);
«существующего порядка вещей могло не быть без человека, но раз человек существует, вселенная именно такова» (дж. Уилер). Весьма оригинальную версию а.п. Предложил как раз дж. Уилер, назвав свою концепцию «вселенная соучастия». До появления разумной жизни (точнее, до появления наблюдателей мира, осознающих себя в качестве таковых) вселенная от момента большого взрыва существовала в виртуальном состоянии. В реальное же состояние ее переводят наблюдения людей, приписывающих ей сам статус «объективной вселенной». Как и в философии канта и гегеля, уилер указывает, что объект и субъект – коррелятивные понятия: «вселенная так же необходима для существования наблюдателей, как наблюдатели для существования вселенной». Окружающий нас мир таков потому, что его и создают в качестве мира только наблюдатели, возможные как таковые только в мире с определенным набором значений физических констант.