антропный принцип (в космологии)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

антропный принцип (в космологии)
это методология интерпретации космологических наблюдений, основанная на признании существования корреляции между некоторыми параметрами измеряемой вселенной (значениями фундаментальных постоянных) и самим фактом наблюдения (возможностью существования во вселенной самого наблюдателя). А.п. Появился в науке, когда в результате наблюдений и вычислений выяснилось, что во вселенной имеет место феноменально «тонкая подстройка» физических констант (гравитационной постоянной, постоянной заряда электрона, постоянной планка). Если бы их значения были чуть-чуть иными, вселенной в том виде, в каком она существует сейчас, просто не было бы, в такой вселенной невозможно было бы существование даже тяжелых элементов, не говоря уже о сложных структурах и человеке как наблюдателе. Мир поразительно подстроен под существование в нем человека. Неудивительно, конечно, что мы измеряем именно такие значения констант (в другом мире просто некому было бы измерить другие значения), удивительно другое – почему мир вообще таков? Очевидно, что осмысление а.п. Неизбежно приводит к обсуждению телеологических моделей бытия, проблемы бытия бога – генерального конструктора вселенной, выбравшего из множества миров «лучший из всех возможных», ибо только в нем может реализоваться максимальное разнообразие форм бытия (аллюзии на доктрину лейбница). Наиболее известными формулировками а.п. Являются следующие: «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей» (б. Картер);
«мы являемся свидетелями процессов определенного типа потому, что иные процессы протекают без свидетелей» (а. Зельманов);
«существующего порядка вещей могло не быть без человека, но раз человек существует, вселенная именно такова» (дж. Уилер). Весьма оригинальную версию а.п. Предложил как раз дж. Уилер, назвав свою концепцию «вселенная соучастия». До появления разумной жизни (точнее, до появления наблюдателей мира, осознающих себя в качестве таковых) вселенная от момента большого взрыва существовала в виртуальном состоянии. В реальное же состояние ее переводят наблюдения людей, приписывающих ей сам статус «объективной вселенной». Как и в философии канта и гегеля, уилер указывает, что объект и субъект – коррелятивные понятия: «вселенная так же необходима для существования наблюдателей, как наблюдатели для существования вселенной». Окружающий нас мир таков потому, что его и создают в качестве мира только наблюдатели, возможные как таковые только в мире с определенным набором значений физических констант.

Источник: Краткий философский глоссарий

АНТРОПНЫИ ПРИНЦИП В КОСМОЛОГИИ
[от греч. antropos — человек] — принцип, согласно которому существует тесная связь между устройством Вселенной и характером человеческого познания. Характер космологического знания таков, что он непременно побуждает к постановке кардинальных вопросов: ведь речь идет о происхождении Вселенной, а вместе с ней и человека. Способен ли человек познать происхождение Вселенной? Не превышает ли степень экзотичности космологических теорий все допустимые пределы? Возможно ли установление первопричин возникновения нашей Вселенной и других, если они существуют, миров? Эти и им подобные вопросы как раз и суммируются в А. п. к. В различных формулировках А. п. к. речь идет о единстве космоса и человека. В этой связи особое внимание привлекают два факта. Во- первых, сама возможность человеческого существования содержится в космологических законах и находится в определенной взаимосвязи со значениями физических констант. Малейшие их вариации несовместимы с реальностью человеческого бытия. Во-вторых, в научном отношении человеку доступно лишь то, что он в принципе способен познать. Иначе говоря, как существо, способное к пониманию, человек занимает во Вселенной центральное положение. Таким образом, в соответствии с приведенными выше фактами и состоянием современной науки по крайней мере три суждения не вызывают особых сомнений: 1) человек — существо космическое; 2) он познает Вселенную доступным ему образом; 3) в качестве познающего существа человек не имеет в космосе альтернативы. Вокруг этих суждений (а именно они, на наш взгляд, и составляют приемлемое содержание А. п. к.) ведутся острейшие дискуссии. О чем спор? О тех возможных выводах, которые совместимы с суждениями 1, 2 и 3 и которые позволяют установить наиболее фундаментальные положения космологии, в теоретическом отношении более первичные, чем сами эти суждения. Именно в этой связи появились формулировки т. наз. слабого и сильного А. п. к. Слабый А. п. к.: то, что человек способен наблюдать, ограничено условиями его существования. Сильный А. п. к.: доступная нам Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Довольно часто А. п. к. рассматривается совместно с теистическим космологическим принципом (Т. к. п.): Вселенная эволюционирует согласно рациональному проекту, что свидетельствует о реальности космического Творца. Пикантный вопрос: правомерны ли слабый и сильный А. п. к., равно как и Т. к. п., и действительно ли они выводят за пределы суждений 1, 2, 3, приоткрывая завесу над таинственностью Вселенной? Согласно слабому А. п. к. человек наблюдает то, что ему доступно. В таком понимании слабый А. п. к. фактически совпадает с приведенным выше суждением 2 и, следовательно, не выводит за его пределы. Из содержания слабого А. п. к. как бы следует вывод о возможности существования чего-то такого (например, других вселенных), что недоступно человеку из-за его специфической природы. Такой вывод не выдерживает критики: сам вопрос о существовании чего-либо — об этом свидетельствует опыт науки — решается на основе теоретических и экспериментальных данных. Эти данные не позволяют судить о чем-либо другом, кроме того, что освоено наукой. Желание покинуть науку — это неправедный путь в мистику. Иногда рассуждают так: клетка науки ограничивает человека. Но образ клетки не способен представить существо науки. Сильный А. п. к. настаивает на том, что изучаемый космос должен соответствовать природе наблюдателей. Здесь появляется весьма рискованное выражение «должен», вместе с которым в космологию вносится контекст проектирования. Долженствование — это прагматический феномен, актуальный там, где имеется возможность выбора. Существенно, однако, что для космологии, в отличие от аксиологических наук, характерен не критерий долженствования, а критерий подтверждаемости теории. Космология дает картину того, что есть, а не того, что должно быть. Если космологическая теория не подтверждается наблюдаемыми фактами, то она считается несостоятельной. Сторонники сильного А. п. к. не замечают, что они вводят в космологию чуждый ей принцип долженствования. Человек не может изменить природу Вселенной. Итак, сильный А. п. к. не является научным положением, он — результат неправомерной подмены характерного для космологического знания критерия подтверждаемости чуждым этому знанию критерием долженствования. Что касается Т. к. п., то он, разумеется, также не выдерживает критики. Космологические закономерности свидетельствуют исключительно о космических явлениях. Значение религии как культурного феномена относится к области гуманитаристики, где она, кстати, имеет влиятельных соперниц. Итак, в оценке антропологического принципа в космологии следует быть весьма осмотрительным. Неряшливость в понимании специфики космологического знания приводит к подмене науки ее мировоззренческими суррогатами.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.