АНТИУТОПИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНТИУТОПИЯ
течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный «справедливый» общественный строй приводят к катастрофическим последствиям.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Антиутопия
духовное идейное течение современной общественной мысли. В антиутопии показывается, что попытки создать идеальное общество (утопия), достичь самых прекрасных общественных идеалов, сконструировать «справедливый мир» приводят к катастрофическим последствиям. Антиутопия ведет свое происхождение от сатирических произведений Дж. Свифта, Вольтера, М. Салтыкова-Щедрина, Г. Уэллса. Особенное распространение антиутопии получили после победы социалистической революции в России. В этот период времени интеллигенция увидела, что социальные идеалы в результате их реализации могут превращаться в свою противоположность. Борьба за свободное общество на практике реализовалась в тоталитарном, подавляющем человека государстве. Наиболее известны произведения антиутопии - это книги Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир», Дж. Оуэлла «Ферма животных» и «1984 год», А. Кестлера «Мрак в полдень», JI. Мэмфорда «Миф о машине». В этих произведениях утопические проекты показываются как насилие над человеком и его природой. Утопия прокладывает путь тоталитаризму, поскольку идеализированное будущее не может быть лучше настоящего. К жанру антиутопий принадлежат и романы-предостережения таких авторов как Дж. Лондон, К. Чапек, Р. Бредбери, А. Азимов, И. Ефремов.

Источник: Человек и общество. Культурология

АНТИУТОПИЯ
течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный "справедливый" общественный строй приводят к катастрофическим последствиям. В принципе антиутопия ведет свое происхождение от сатирических традиций Дж. Свифта, Вольтера, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.К.Честертона, Г.Уэллса и получает логическое завершение в романах и публицистических произв. Е.Замятина ("Мы"), О. Хаксли ("Этот прекрасный новый мир", "Обезьяна и сущность"), Дж.Оруэлла ("Ферма животных", "1984 год"), А. Кестлера ("Мрак в полдень"), Л.Мэмфорда ("Миф о машине") и др., в которых утопические проекты представляются не иначе, как насилием над человеческой природой, пролагающим путь к тоталитаризму, как идеализируемое будущее, не могущее быть лучше настоящего. К антиутопиям примыкают романы-Предупреждения, с которыми выступали такие видные писатели, как Дж.Лондон, К.Чапек, А.Франс, не говоря уже о писателях-фантастах Р.Бредбери, А.Азимове, И.Ефремове и др. В то же время в русле антиутопии часто прослеживается конструктивная критика существующего общества или отдельных его модификаций и стремление исправить его некоторые недостатки. См. также Утопия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АНТИУТОПИЯ
в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям. Искаженная, перевернутая утопия иногда называется также “дистопией”; этот термин может обозначать и представление, что какое-то имеющееся, весьма несовершенное общество и является как раз осуществлением самых высоких социальных мечтаний.
Антиутопические настроения сквозят уже в сатирических произведениях Дж. Свифта, Вольтера, С. Батлера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честертона и др. Однако цельные А. появляются только в нач. 20 в., когда на историческую арену выходят коммунизм и национал-социализм, возникают тоталитарные режимы, становится реальной угроза новой мировой войны. Популяризации жанра А. в дальнейшем способствовало и обострение глобальных проблем. Типичными А. являются романы Е. Замятина “Мы”, О. Хаксли “Этот прекрасный новый мир” и “Обезьяна и сущность”, Дж. Оруэлла “Ферма зверей” и “1984”, А. Кестлера “Мрак в полдень”, Л. Мэмфорда “Миф о машине”, Р. Хейлбронера “Исследование видов человечества на будущее”, М. Янга “Возвышение мерито-кратии”, У. Голдинга “Повелитель мух” и др. К А. примыкают романы-предупреждения Дж. Лондона, К. Чапека, А. Франса, Р. Брэдбери, А. Азимова и др., описывающие опасности, подстерегающие общество в будущем.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

АНТИУТОПИЯ
критическое повествование об обществе, построенном согласно утопическим принципам. В отличие от своего антипода, А. не претендует на разговор об обществе от имени самого (всего) общества, а выделяет опасную, с т. зр. авторов, тенденцию. Тенденция эта, распространенная на все социальное целое, является объектом анализа антиутопического произведения. А. представляет собой саморефлексию жанра социальной утопии. Сохраняя все описанные приемы, характерные для последней, она существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума. Лейтмотив утопии - признание неистинности наличной социальной реальности - заменяется признанием неистинности самого утопического проекта. Универсализм понимается авторами А. как обезличенность, сведение живого к мертвой абстракции. Подвергается сомнению сама возможность воплощения какого бы то ни было интеллектуального проекта. Исчерпанность социальных проблем приравнивается к отчуждению человека от своей личной судьбы.
Оформление жанра А. совпало по времени (XX в.) с установлением дисциплинарных границ в сфере социального знания. Поэтому А. почти всецело представляет собой явление литературы. Несмотря на позднее выделение антиутопического жанра, подобная тенденция существовала и в самой утопической традиции. Утопические тексты во многом являлись А. по отношению к ранее появившимся аналогичным текстам. XX в. породил ситуацию, когда основные черты утопического общества, хотя и не в адекватном воплощении, стали реальностью. Разочарование в прогрессе, кризис европоцентризма, а также побочные эффекты функциональной дифференциации общества выдвинули жанр А. на первый план. Последняя постоянно обращается к репрессированным пластам социальной реальности. Ее темы: невозможность непосредственного межиндивидуального общения, проблема сохранения личностью своего духовного мира и т. п. Критическому анализу подвергаются доведенные до предела тенденции современного общества: потребление у Хаксли, тотальный контроль государственной власти у Оруэлла, крайний индивидуализм у Шекли и т. д. (См. "Утопия".)
М. С. Белоковыльский

Источник: Современный философский словарь

АНТИУТОПИЯ
противоположность утопии, доказывающая, что практическая реализация какойлибо утопии приводит к катастрофическим последствиям и превращению общества в противоположное задуманному в утопическом проекте. А. — это ирония по отношению к утопии, «перевернутая утопия». Второй, наиболее распространенный смысл термина А. связан с критикой уже существующих тенденций развития общества, которые оцениваются как нежелательные. Если утопии сознательно конструируются как не связанные с действительностью, (вне реального пространства и причинноследственных предпосылок, обеспечивающих переход от настоящего времени к времени утопии), то А. строится как критика уже имеющихся и намечающихся процессов и тенденций в случае их гипотетического предельного завершения. В этом аспекте А. как критика существующего общества близка сатире, романупредупреждению, негативной футурологии, социальной фантастике. А. появляются с конца XIX в. именно как предупреждение о нарастающих негативных последствиях развития буржуазного общества и его институтов. Уже тогда возникают (в том числе) и «антимашинные» (С. Батлер «Эревуон» (1872)) А., ставшие крайне популярными и многочисленными уже в XX в. (Л. Мэмфорд «Миф машины», Э. Бёрджес «Заводной апельсин» и т.д.). В XX в. появляется всё больше А., критикующих принципы социальности и коммунальности исходя из ценностей индивидуализма и самодостаточности автономной личности. Российская интеллигентская традиция также прослеживает опасные тенденции нивелирования отдельных личностей безличной социальностью, используя материал, предоставленный историей собственной страны (например, «Мы» А.Е. Замятина). Для русской же философской А. характерна противоположная установка — критика индивидуализма и тенденций инфильтрации в Россию западного прагматизма и практицизма. Проснувшийся через 100 лет герой антиутопии Г.П. Данилевского («Жизнь через сто лет», 1879) спорит с французским академиком: «Вы презираете всё, что не ведет к практической, обыденной, низменной пользе… Вы отдали луч солнца за кусок удобрения». В последнее время начинают появляться А., критикующие глобализаторские мегарыночные либеральные проекты и планы (К. Крылов «Новый мировой порядок») (см. Утопия).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

АНТИУТОПИЯ
самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. (В аналогичном смысле в западной социологической литературе употребляются также понятия "дистопия", т.е. "искаженная, перевернутая" утопия, и "какотопия", т.е. "страна зла"). А. можно представить в качестве своеобычной саморефлексии жанра социальной утопии. А. существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума: подвергается сомнению сама возможность позитивного воплощения какого бы то ни было преобразовательного интеллектуального проекта. При этом, если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящее, то в стилистике А. доминирует обращенность в будущее. Конституирование А. как особого интеллектуального жанра совпало по времени (20 в.) с установлением достаточно жестких общепринятых дисциплинарных границ в сфере гуманитарного знания, поэтому А. почти всецело представляет собой литературное явление. (Исторически А. ведет свое происхождение от сатирической традиции Дж. Свифта, Вольтера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честерстона и др., а также от жанра романов-предостережений, к которому обращались в своем творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек и др.). 20 в. породил ситуацию, когда некоторые проекты утопических обществ с различной степенью самоадекватности стали реальностью. Разочарование в прогрессе, кризис идеалов европоцентризма, негативные эффекты функциональной дифференциации общества актуализировали жанр А., которая постоянно обращалась к репрессированным пластам общественной жизни. (Согласно мысли Оруэлла, А. становится возможной лишь после того, как "утопия была дискредитирована"). Переход от абстрактного интереса по поводу проектов преобразования общества к опасениям, связанным с перспективой их претворения в жизнь, был сформулирован Бердяевым: "Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?" Главными темами А. выступают, как проблемы невозможности непосредственного межиндивидуального общения вкупе с утерей личностью своего духовного мира (Е. Замятин), так и абсолютизированные до крайности негативные тенденции современного общества: нивелирующее людей потребление (О. Хаксли), тотальный контроль бесчеловечной государственной власти (Оруэлл), прогрессирующий индивидуализм (Р. Шекли) и т.д.
А. А.Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

АНТИУТОПИЯ
( «несуществующее место») — в узком смысле: лит.-публ. жанр, сложившийся в XX в. как выражение «кризиса доверия» к прогрессизму классич. европ. цивилизации и прогнозирование негативных перспектив реализации техносоциальных утопий XIX в. В широком смысле: совокупность худ., соц.-полит., филос. концепций, направленных на критику утопического сознания в целом и попыток его реализации в соц.-полит. практике (см. Деятельность). Характерным признаком А. явл. пессимизм в определении перспектив развития полит. системы, цивилизации, самой чел. природы. Осн. методол.. принцип А. — выявление негативных параметров утопических проектов и моделирование результатов их реализации путем экстраполяции на настоящее или ближайшее будущее. История А. знает ряд «пиков», приходящихся на периоды масштабных соц.-полит. кризисов и радикальных сдвигов в науч.-техн. сфере (последствия мировых войн, массовое внедрение новых технологий, неоднозначные результаты НТР и т.д.). Признанными классиками этого жанра в худ. лит-ре явл. Е.И.Замятин (роман «Мы»), Дж.Оруэлл (роман «1984»), О.Хаксли (романы «О, дивный новый мир!», «Обезьяна и сущность»), В.В.Набоков (роман «Bend Sinister»). Элементы А. часто представлены в произв. сатирического («Заводной апельсин» Э.Берджесса) и фантастического («Цивилизация статуса» Р.Сильверберга; «Град обреченный» А. и Б.Стругацких и др.) жанров. С 1930-х гг. мотивы А. проявляются в ряде теор. концепций соц. развития. Они присущи, в частн., соц. философии Франкфуртской шк. (Т.В.Адорно, Г.Маркузе и др.), концепции «трех волн» Э.Тоффлера и др. Футурологические разработки Римского клуба (1960—70-е гг.) также носят отпечаток А. Для худ.-лит. и соц.-филос. ситуации конца XX — начала XXI вв. полномасштабное выражение данных идей нетипично, но можно говорить о включенности элементов А. в разл. худ. и концептуальные практики постмодернизма, где антиутопическое и пессимистическое переплетается с ироническим (напр., «Застенчивый порнограф» Н.Фробениуса). Отеч. худ. лит-ра пережила две волны А.: в начале 1990-х гг. (напр., «Времена негодяев» Э.Геворкяна, мн. произв. А.Лазарчука и др.) и в начале XXI в. (напр., «Тупик гуманизма» А.Миронова). В первом случае тематизировано апокалиптическое и катастрофическое видение будущего (т.н. дистопия) в ситуации системного кризиса рос. (сов. и постсов.) об-ва; во втором случае — негативные аспекты интеграции России в процесс глобализации. Лит.: Утопия и утопическое мышление. М., 1990; Берджесс Э. Плоть // Берджесс Э. Избр. романы. М., 1993; Замятин Е.И. Мы. М., 1988; Оруэлл Дж. Романы. Эссе. Статьи. М., 1990; Хаксли О. Избр. произв.: В 5 т. М., 1997. Т. 1, 4. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АНТИУТОПИЯ
(от греч. anti — противо- + utopos — несуществующее место) — термин, в сфере литературы обозначающий особенности жанра художественных произведений научной фантастики ХХ в., изображающих негативный вариант будущего с точки зрения недостижимости идеалов гуманизма. В философии и теории культуры А. — многозначное понятие, отражающее определенный комплекс социально-философских взглядов, характеризующих состояние общественного и индивидуального сознания в переходные или кризисные эпохи развития цивилизации и культуры. Как правило, А. оформляется в обстановке кризиса гуманизма, распространения идей катастрофизма и представлений о всеобщем отчуждении. Это оказалось характерным для общественного сознания и философии ХХ столетия, сформировавшихся под влиянием страшных катаклизмов: революций и войн, крайностей национализма, многочисленных угроз свободе, независимости и самому существованию людей при появлении тоталитарных государств, претендующих на полный контроль над чувствами и мыслями своих подданных. А. содержит в себе критическое отвержение настоящего, отрицание будущего при абсолютном неверии в идеалы общественного прогресса. «Всю жизнь... над чудовищным грузом нашего настоящего висит грядущее, хватает его и топит в своем водовороте», — писал известный французский писатель Р. Мерль в своем романе «Мадрапур» (1976). Именно поэтому А. является свидетельством глубокого кризиса цивилизации и культуры, и она сосредоточена на осознании неизбежности развития негативных для человека социальных тенденций от неблагополучного настоящего к еще более неприемлемому будущему. Выразившись в определенных художественных формах, А. стала характерным явлением западноевропейской и русской литературы ХХ в. Произведения, созданные в этом жанре, по существу, изображают негативный безиллюзорный мир извращенных, несовместимых с идеалами гуманизма проектов всеобщего блага и социальной гармонии, регулируемых посредством небывалых достижений науки или социальных экспериментов в духе тотального контроля над людьми. Художественный мир антиутопий — это мир без будущего, т.е. без исторического процесса, имеющего позитивный гуманистический смысл. Антиутопизм стал одной из характерных тенденций западного и российского культурного сознания ХХ в. В художественной литературе у истоков современной А. находится роман английского писателя-фантаста Г. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896), а классикой этого жанра стали такие кн., как «Мы» (опубл. на Западе, 1920) Е. Замятина, «Прекрасный новый мир» (1932) О. Хаксли и «1984» (1949) Дж. Оруэлла, экранизированное в 1985 г. английским кинорежиссером М. Рэдфордом. Позднее линия развития антиутопии была поддержана такими романами, как «Заводной апельсин» (1962) Э. Берджесса, «Мальвиль» (1972) и «Мадрапур» (1976) Р. Мерля. Традиции А. были поддержаны в отечественной литературе 1980-х гг. Напр., «Кролики и удавы» (1982) Ф. Искандера или «Москва 2024» (1986) В. Войновича.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

АНТИУТОПИЯ
идейное течение совр. обществ. мысли на Западе, к-рое, в противоположность утопии, отрицает возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого обществ. строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что любые попытки воплотить в жизнь справедливый обществ. строй сопровождаются катастрофич. последствиями. В аналогичном смысле в зап. социологич. лит-ре употребляются также понятия «дистопия», т. е. искаженная, перевернутая утопия, и «какотопия», т. е. страна зла (от греч. плохой, злой и место). А. получила распространение на Западе после победы социалистич. революции в России, к-рая была воспринята мн. представителями бурж. интеллигенции как подтверждение того, будто любые утопич. социальные идеалы могут быть воплощены в жизнь. Переход от третирования проектов преобразования общества к страху перед перспективой их претворения в жизнь был лаконично сформулирован Н. А. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве эпиграфа к своей А., см. «The Brave New World», L., 1958, p. 5). Подобная установка стала лейтмотивом всей последующей антиутопич. тенденции в бурж. обществ. мысли 20 в., согласно к-рой утопия является насилием над действительностью, над человеч. природой и пролагает путь к тоталитарному строю, а любое идеализируемое в утопиях будущее может быть только хуже настоящего.
Наиболее известными и типичными А. являются романы «Мы» Е. Замятина, «Отважный новый мир» и «Обезьяна и сущность» О. Хаксли, «Ферма животных» и «1984 год» Оруэлла, «Механич. апельсин» и «1985 год» Э. Берджесса, «Возвышение меритократии» М. Янга, «Повелитель мух» У. Голдинга и мн. др. соч. в жанре социальной и политич. фантастики. С ними также созвучны нек-рые публицистич. произведения, напр. «Мрак в полдень» А. Кестлера, «Последняя ночь мира» Ч. Льюиса, «Миф о машине» Мэмфорда, «Исследование видов человечества на будущее» Р. Хейлбронера и т. п. В этих антиутопич. соч. проявились враждебность к марксизму и социализму и смятение перед лицом грядущих социальных последствий научно-технич. революции, стремление защитить традиц. бурж. индивидуализм от рационализированной технократич. цивилизации. В ряде утопий эта тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в «массовом обществе», с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей в условиях гос.-монополистич. капитализма.
Формально А. ведет свое происхождение от сатирич. традиции Дж. Свифта, Вольтера, У. Ирвинга, С. Батлера, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. К. Честертона и др. Однако в отличие от острой критики социальной действительности антагонистич. общества А., напротив, является сатирой на демократич. и гуманистич. идеалы, призванной морально оправдать существующий социальный строй и выливающейся в прямую либо косвенную апологию антагонистич. общества. В этом же состоит и принципиальное различие между А. и т. н. романом предостережением, к к-рому обращались в своем творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Льюис, Р. Брэдбери, Р. Мерль, П. Буль и многие другие прогрессивные писатели, чтобы предостеречь от подлинных, а не мнимых опасностей. А. представляет собой типичное выражение т. н. кризисного сознания совр. бурж. общества. Антиутопич. тенденция в обществ. мысли выливается в отречение от прогрессивных социальных идеалов, от демократич. и гуманистич. традиций прошлого, для нее характерен историч. пессимизм. В совр. условиях А. на Западе несколько утрачивает свое значение, ибо ее негативное отношение к социальным идеалам не оправдало себя в идеологич. борьбе, и в поисках привлекательных для масс позитивных идеалов бурж. идеологи все чаще прибегают к попыткам воскрешения различных либерально-реформистских и радикальных утопий.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
0.00 байт

Антиутопия как способ осознания единства цели и различия путей ее достижения гуманизмом и утопией

Петрихин А. В.
В данной статье феномен гуманизм рассматривается как конструктивное движение к преобразованию действительности.
Читать PDF
0.00 байт

Утопия и антиутопия как специфические формы отношения к модусу будущего

Дыдров Артур Александрович
Будущее представляет собой, безусловно, всегда актуальный для человека и человечества модус времени. Отношение к этому модусу может проявляться самым различным образом и в самых различных формах.
Читать PDF
0.00 байт

Антиутопия ХХ века как метод предвидения будущего

Филатов В. И.
Исследуется антиутопия как метод исследования будущего. В условиях ограниченности научного предвидения развития социальных систем большое значение имеют общие, философские методы, методы предвидения.
Читать PDF
0.00 байт

Утопия и антиутопия: типология и взаимоотношения

Черепанова Розалия Семеновна
Читать PDF
0.00 байт

Антиутопии: будущее без человека

Константинов Дмитрий Владимирович
На материале романов-антиутопий анализируются взаимоотношения человека и культуры. Подчеркивается, что подлинная культура несет в себе особые артефакты, позволяющие человеку воссоздавать и длить в себе человеческое.
Читать PDF
0.00 байт

Социокультурное пространство в антиутопиях: основные черты моделируемого социума

Солдатов Владимир Евгеньевич, Тузовский Иван Дмитриевич
В статье анализируются основные социокультурные характеристики обществ, моделируемых в художественном творчестве в жанре антиутопии, среди них выделяются те, которые являются жанрообразующими, а также их объективные и субъективные
Читать PDF
0.00 байт

Насилие как элемент политической антиутопии

Поляков Евгений Михайлович
Статья посвящена анализу антиутопии как жанра политической литературы на примере романа японского писателя К. Таками «Королевская битва». Методологической основой выступает эволюционная эпистемология и когнитивизм.
Читать PDF
0.00 байт

Создание антиутопий как разновидность мифотворчества (на примере мифологизации социализма)

Коломыц Д.М., Коломыц О.Г.
В статье рассматриваются постмодернистская философия как вид мифотворчества. Теоретики российского западничества начиная с конца 80-х годов XX века вышли на создание антиутопии социализма на основании антисоветских мифологем.
Читать PDF
0.00 байт

Художественные антиутопии: типология и философско-антропологические смыслы

Денисов Сергей Федорович, Денисова Любовь Владиленовна
Художественная антиутопия это повествование о гибели человека. В основу классификации художественных антиутопий положена идея губительности фундаментальных технологий.
Читать PDF
0.00 байт

Мышление современного человека в контексте инновационной гонки (заметки о романе-антиутопии "мы")

Дыдров Артур Александрович
Предметом данной статьи является специфика мышления современного человека. Утверждается, что калькулирующая мысль неразрывно связана с двумя видами знания знанием поверхности и устройства сущего.
Читать PDF
0.00 байт

ЧУВСТВЕННОСТЬ В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МАРКСА-АНТИУТОПИСТА

Коломиец Галина Григорьевна, Ляшенко Павел Васильевич
Как известно, мысль Маркса о взаимосвязи способов производства материальной жизни и процессов социальной, политической, духовной жизни указывает на взаимообусловленность сознания и объективной реальности.

Похожие термины:

  • УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ

    греч u — не, нет и topos — место, буквально—“место, к-рого не существует”). У.— модель определенного вымышленного, но опирающегося на нек-рые реальные социальные структуры об-ва как воплощения социа