АНТИТРИНИТАРИИ
Антитринитарии
сторонники христианской «ереси», которая отрицала догмат о божественной Троице. Сторонником антитринитаризма был С. Будный, утверждавший, что в тексте Священного Писания нет ни одного места, где бы утверждалось, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух – один Бог.
Антитринитарии
Те, кто не верит в Троицу (от лат. Trinitas). Вольтер в своем «Философском словаре» потратил немало стараний, чтобы доказать, что с точки зрения разума они совершенно правы, но старался он напрасно, ибо Богу вовсе нет никакого дела до рациональных рассуждений. Единство трех лиц в одном лице действительно не поддается рациональному объяснению. Но разве ему поддается идея бесконечной и всемогущей личности? Если человек произносит слово «Бог», это означает, что он заранее отказывается от стремления понимать. А сколько будет этого Бога – один, три или 52 – не имеет никакого значения.
Источник: Философский словарь.
АНТИТРИНИТАРИИ
от греч. anti - против и лат. trinitas - троица) - сторонники христ. сект, отвергавших догмат о триединстве бога. Учение А. возн. в кон. 2 -нач. 3 в., когда в борьбе различных направлений и сект шло формирование осн. догматов христианства. Вероисповедные взгляды А. расходились с общепринятым толкованием положений христ. догматики. Все они признавали абсолют. богом лишь отца. Остальные же лица божеств, троицы объявлялись различными силами, находящимися в подчинении у бога-отца. Ожесточенные споры шли вокруг «единой природы» Иисуса Христа: одни настаивали на его божеств, природе, др. - на человеческой. Для церкви это был вопрос первостеп. важности, а потому противники учения о триединстве бога жестоко преследовались. Ан-титринитаризм вновь возрождается в эпоху Реформации в Италии, Швейцарии, Германии и др. странах. Находясь в оппозиции католицизму, лютеранству, кальвинизму, А. допускали свободное толкование Библии, отрицали первород. грех, искупительную жертву Христа, выступали против церк. иерархии, монашества, икон, святых; отражая интересы простого народа, требовали имущественного равенства, отмены частной собственности, крепост. права, доходя порой до отрицания гос. власти.
Источник: Атеистический словарь
Антитринитарии
греч. - против и лат. trinitas -троица), приверженцы христианских ересей, отрицающих догмат о единстве сущности Бога в трех Ипостасях. В эпоху тринитарных споров II-IV вв. в качестве А. выступали, с одной стороны, те, кто считал признание реальности Ипостасей отрицанием единобожия (патрипассиане, учившие, что во Христе воплотился и пострадал Бог-Отец, модалисты, толковавшие различие между Отцом, Сыном и Духом как отношение модусов единой Ипостаси, савеллиане, сводившие это же различие к троякому действию Бога как Творца, Спасителя и Осветителя Своих творений), с другой стороны, тритеисты (троебожники), терявшие за различием Ипостасей единство сущности, а также субординационисты, понимавшие отношение Ипостасей как неравенство, т. е. фактически переводившие вторую и третью Ипостась на уровень Божьего творения (арианство). Позднее стабилизация догматики сделала открытое и существенное для истории мысли появление А. невозможным вплоть до эпохи Реформации. В XVI в. такие мыслители, как Сервет, Л. Социн и др., с позиций рационализма отвергали божественность Христа и личную ипостасность Святого Духа. Как показала расправа над Серветом, вожди Реформации не склонны были допускать деятельность А., которая поэтому к концу XVI в. переместилась на восток Европы (в Польшу и Литву, в Венгрию и Трансильванию) , где повлияла на некоторых русских еретиков. Победа католицизма в Польше в XVII в. положила конец проповеди А., получившей, тем не менее, продолжение в крайних течениях протестантизма (в англоамериканском унитаризме, позднее в доктринах сект мормонов, свидетелей Иеговы, «Христианской науки» и др.). Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
АНТИТРИНИТАРИИ
от греч. ???? – против и лат. trinitas – троица) – последователи религ. учений и сект, отрицавшие догмат о "триединстве божества". Учение А. возникло в конце 2 – нач. 3 вв. н.э., в период, когда в борьбе многочисл. сект и направлений складывались осн. догматы христ. церкви. В 16 в. особенно многочисленны А. в Италии, где в связи с гуманистич. образованием была наиболее сильна критика догматов христианства. Виднейшим идеологом А. был исп. ученый М. Сервет. Преследуемые инквизицией, А. бежали в Швейцарию и Германию, а затем в Польшу и Литву, где были известны под различными именами: социниане (см. Социнианство), ариане, польские братья, буднеисты (см. Будный) и т.д. В связи с торжеством католич. реакции в Польше в конце 16 в. преследуемые католич. церковью А. стали переселяться в Венгрию, Трансильванию и др. страны. Из рус. еретиков 16 в. последователем А. был Феодосий Косой. А. 16 в. являлись представителями раннего рационализма. Признавая авторитет Священного писания, они допускали свободное его толкование, считали религию истинной лишь в пределах разума, отрицали первородный грех, не признавали искупит. жертвы, якобы принесенной Христом за грехи людей, называли это вероучение вредным заблуждением, отнимающим у человека стремление к нравств. совершенствованию. А. находились в оппозиции не только к католицизму, но и к лютеранству и кальвинизму. Нек-рые А. были деистами и даже материалистами (напр., Бекеш, Доманевский). Отражая стремления демократич. слоев населения, А. выступали против церк. иерархии, монашества, почитания икон, святых, иногда доходили до отрицания частной собственности, государств. власти, требовали отмены крепостного права и признания равенства людей. Поэтому их учение пользовалось большим успехом среди простого люда. В наст. время к А. принадлежат различные протестантские церкви и секты. Лит.: Левицкий О., Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси, "Киевская старина", 1882, т. 2, с. 25–57, 193–224, 401–32; Grabowski Т., Literatura arya?ska w Polsce, 1560–1660, Kr., 1908; Merczyng H., Polscy dei?ci i wolnomy?liciele za Jagiellon?w, "Przegl?d historyczny", Warsz., 1911, t. 12; Kot S., Ideologja polityczna i spo?eczna Braci Polskich zwanych Arjanami, Warsz., 1932; G?rski K., Studia nad dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVI w., Kr., 1949; Studia nad arianizmem, Warsz., 1959; Literatura aria?ska w Polsce XVI wieku. Antologia, [Warsz.], 1959. Н. Алексютович. Минск.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АНТИТРИНИТАРИИ
или уннтарии (от лат. imitas — единое, единства—последователи христианской ереси, отвергающей догмат о троичности Бога, включенный в НикеоКонстантинопольский символ веры, который был принят на двух первых Вселенских Соборах (325 и 381), осудивших доктрину Ария. Последний в качестве вечной, несотворенной и неделимой субстанции признавал только Бога Отца, отрицая эти качества за Иисусом Христом—его созданием, лишь волей Бога «поставленным вне времени и веков». Впоследствии ангитрииитарии формулировали эту идею более решительно, особенно в эпоху Реформации, когда она стала влиятельным теологическим направлением, противостоящим католической, а позже и протестантской ортодоксии. Его наиболее радикальные приверженцы настаивали на том, что Бог-Сын по природе своей не божествен, а возвышен до божественности Богом-Отцом, что Христос был человеком, который указал путь к спасению и обрел божественные свойства лишь после воскресения. Антитринитарии выражали антиклерикальные установки демократических протестантских течений (анабаптисты, социниане и др.), а также представителей левого крыла Реформации (Б. Окино, М. Сереет, С. Франк). У антитринитариев Бог утрачивает личностные качества и часто отождествляется с мировым разумом и природой, что придавало этому течению антитеистический характер и сближало его с деизмом, пантеизмом и рационализмом. В частности, антитринитарии смягчали догмат о первородном грехе и абсолютном предопределении, признавали наличие у человека свободной воли, проповедовали веротерпимость. Противники догмата Троицы жестоко преследовались как католиками, так и ортодоксальными протестантами. Наиболее известным примером стало публичное сожжение в кальвинистской Женеве (1553) выдающегося испанского теолога и естествоиспытателя М. Сервета, отвергавшего учение о троичности Бога. Широкое распространение антитринитаристские взгляды получили в России, напр., в движении т. н. жидовствующих 14 в. (М. Башкин, Ф. Косой), или субботников, мелкие группы которых сохранились поныне.
Постоянным репрессиям антитринитарии подвергались в Англии, где начиная с 1652 они консолидировались как самостоятельное религиозное объединение. На них не распространялся Закон о веротерпимости (1689), а смертная казнь для них была отменена лишь в 1813. Между тем идеи антитринкггаризма и деизма получали все большее распространение среди естествоиспытателей — к ним склонялся, напр., И. Ньютон. Спасаясь от репрессий за свои унитаристские взгляды, в 1794 был вынужден эмигрировать в США Дж. Пристли, который основал известную философскую школу антитринитариев-деистов (У. Чаннинг, Т. Паркер, Р. Эмерсон). В 1796 при его непосредственном участии была создана первая унитаристская церковь. Американские антитринитарии сыграли активную роль в аболиционистском движении, в защите веротерпимости, религиозного плюрализма, принципа свободы совести. В 1928 в Англии возникла Генеральная ассамблея унитарианских и свободных христианских церквей. В 1961 унитарианцы и универсалисты создали Унитарианско-универсалистскую ассоциацию, которая объединила ок. 800 церквей и 300 общин в США, Канаде и Мексике. Как представители религиозного свободомыслия антитринитарии оказали серьезное влияние на последующее развитие либеральной протестантской теологии 19 в. и различных течений модернизма.
А. М. Каримский
Постоянным репрессиям антитринитарии подвергались в Англии, где начиная с 1652 они консолидировались как самостоятельное религиозное объединение. На них не распространялся Закон о веротерпимости (1689), а смертная казнь для них была отменена лишь в 1813. Между тем идеи антитринкггаризма и деизма получали все большее распространение среди естествоиспытателей — к ним склонялся, напр., И. Ньютон. Спасаясь от репрессий за свои унитаристские взгляды, в 1794 был вынужден эмигрировать в США Дж. Пристли, который основал известную философскую школу антитринитариев-деистов (У. Чаннинг, Т. Паркер, Р. Эмерсон). В 1796 при его непосредственном участии была создана первая унитаристская церковь. Американские антитринитарии сыграли активную роль в аболиционистском движении, в защите веротерпимости, религиозного плюрализма, принципа свободы совести. В 1928 в Англии возникла Генеральная ассамблея унитарианских и свободных христианских церквей. В 1961 унитарианцы и универсалисты создали Унитарианско-универсалистскую ассоциацию, которая объединила ок. 800 церквей и 300 общин в США, Канаде и Мексике. Как представители религиозного свободомыслия антитринитарии оказали серьезное влияние на последующее развитие либеральной протестантской теологии 19 в. и различных течений модернизма.
А. М. Каримский
Источник: Новая философская энциклопедия