ум. ок. 130 до н. э.) — греческий философ-стоик, самый заметный из учеников Диогена Ддвидонского, признанный мастер диалектики (princeps dialecticorum—Cic. Ac. pr. II 143). Сочинения Антипатра (по всем разделам учения) служили источником нормативных школьных формулировок. В области логики («Об определениях», «О возможном», «О Повелителе») он выступил автором оригинальной теории силлогизмов с одной посылкой (Sext. Pyrrh. II 167; Adv. Math. VIII 443— 444). Физика («О сущем», «О богах», «О космосе», «О душе», «О мантике» и др.) достаточно канонична. В этике (названия сочинений не сохранились) Антипатр попытался провести довольно серьезные новации, поставив «ценность» и «первичное по природе» в зависимость от субъективного выбора (по принципу соответствия разумной природе) и внеся соответствующую корректировку в формулу «конечной цели»: первичный инстинкт разумного существа должен стать принципом отбора, наделенным безошибочностью и постоянством (Plut. De comm. not. 26, 1072 bd; Cic. De fin. III 22). Это, по мысли Антипатра, должно было ликвидировать источник противоречий раннестоической этики (многоплановость понимания «природы») и придать ей более формальный характер. О возраставшем стремлении критически переосмыслить всю школьную догматику свидетельствуют сочинения Антипатра «О различии между Хрисиппом и Клеанфом» (Plut. St. rep. 4, 1034 а) и «О том, что согласно Платону только нравственно-прекрасное—благо» (Clem. Al. Strom. V 14p. 390,10St.-Fr.). parM.:SVFIII 1-67. Лит.: см. к ст. Стоицизм.
А. А. Столяров
АНТИПАТР из Тарса
АНТИПАТР из Тарса
Источник: Новая философская энциклопедия
АНТИПАТР ИЗ ТАРСА
АНТИПАТР ИЗ ТАРСА ?????????? ? ???????) (2 в. до н. э.), философ-стоик, ученик и преемник Диогена Вавилонского на посту главы Стой, учитель Панетия. Современник и соотечественник Архедема (Strab. XIV 5, 14). Возглавил школу ок. 150 до н. э. (ISHerc. col. 53); покончил с собой незадолго до смерти Карнеада - предположительно, ок. 129 до н. э. (D. L. IV 64). Из многочисленных сочинений А. (сохранились незначительные фрагменты) известны: 1) логические - «О речевом выражении и выражаемом [смысле»] (???? ?????? ??? ??? ?????????), «Об определениях» (???? ????), «? возможном» (???? ???????) и «О повелевающем рассуждении» (???? ??? ???????????); 2) физические - «О богах», «О мантике» в 2-х кн.; 3) этические - «О том, что согласно Платону только нравственно-прекрасное - благо» ??? ???? ??????? ????? ?? ????? ?????? ) ? 3-х КН., «О совместной ЖИЗНИ С женщиной» (???? ???????? ??????????), «О браке» (???? ?????), «О суеверии» (???? ??????????????); 4) прочие - «О различии между Клеанфом и Хрисиппом» (???? ??? ????????? ??? ????????? ????????), «О школах» (???? ??? ????????). Трактат «О мире» (D. L. VII 148) может с равной вероятностью принадлежать А. и Антипатру из Тира, а трактаты «О гневе» (Athen. XIV 643f), «О сущности» (D. L. VII 150) и «О душе» (Ibid., 157), как принято считать, с большей вероятностью принадлежали последнему. Особую задачу А. видел в том, чтобы защищать школьное учение от критики Карнеада, развернувшего в то время кампанию против стоической догматики (Plut. De garrul. 23, 514d; Eus. Pr. Ev. XIV 8, 10). Учение. В школе и за ее пределами А. пользовался репутацией «умнейшего человека» (homo acutissimus - Cic. De off. Ill 51), «мастера диалектики» (princeps dialecticorum - Cic. Acad. II143) и был одним из крупнейших логиков последнего периода Ранней Стой. В рамках логической области А. занимался грамматикой и к пяти частям речи добавлял наречие (??????? -D. L. VII 57), дал четкую формулировку определения (VII 60) и критерия истины - «постигающего представления» (VII 54). В сфере собственно логики он был, видимо, единственным после Хрисиппа, кто вводил новшества, - в частности, понятие «неканоничных» силлогизмов с одной посылкой (???????????? -Alex. In Top. 8, 16; Sext. Adv. math. VIII 443). Занимался модальными высказываниями («О возможном») и анализом Диодорова текста, где примыкал к Клеанфу, как и Архедем («О повелевающем рассуждении» - Epict. Diss. II 19, 2; 9). Физика А. вполне канонична. Он традиционно определял космос как единый, конечный и шарообразный (D. L. VII 140), бога называл «блаженным, бессмертным и благодетельным к людям живым существом» (Plut. St. rep. 38, 105If) и судьбой (A?t. I 27, 6). Интересовался природой гадания (и собирал о нем материалы), всеобщей связью причин и полагал, что в их основе лежит мыслящая божественнуая сила, разлитая по всеу миру (Cic. Divin. II 35 ср. I 39; II 144 и др.). Предпочитал аллегорезу физического типа (Macr. Sat. 117, 36; 57). В основных положениях этики А. придерживался ортодоксальных школьных позиций. Таковы, например, его суждения о природе блага, зла и безразличного, самодостаточности добродетели и т. д. (Sen. Ер. 87,38; Clem. Strom. V 14). Вместе с тем, как Диоген Вавилонский и Архедем, А. стремился преодолеть двусмысленность понятия «природа» и в связи с этим уточнил понятие «ценность», а также модифицировал формулировку конечной цели. ?., вероятно, полагал, что «предпочитаемые» вещи обретают «ценность» тогда, когда благодаря разумному выбору извлекаются из сферы «безразличного» и получают статус «соответствующего природе (разумной)»; это, в терминологии ?., «ценность, приданная в акте выбора» (???? ????????? - Stob. II 7, 7f. 5). Момент разумного выбора подчеркнут в двух определениях конечной цели: «Жить, избирая то, что отвечает природе, и отбрасывая то, что ей не отвечает» и «совершать все от нас зависящее, неуклонно и постоянно, для обретения того, что выделяется как соответствующее природе» (Stob. II7,6а. 14—16). Внимание к практической этике отражено в соч. «О браке» и «О совместной жизни с женщиной», где речь и идет о нормах отношения между супругами, близкими и родственниками: уважении, заботливости, правильной организации совместной жизни и т. д. О внимании А. к практическим ситуациям (как применять этические принципы на деле, соизмеряя личную выгоду и нравственную позицию, - жертвуя при необходимости первой ради второй) свидетельствует обширный текст (Cic. De off. Ill 50 ел.): А. требует меньше считаться с личной пользой, чем Диоген Вавилонский. О набиравших в то время тенденциях школы красноречиво свидетельствуют соч. А «О различии между Клеанфом и Хрисиппом» и «О том, что согласно Платону только нравственно-прекрасное - благо»: первое говорит о начале внутришкольной рефлексии над традиционными догмами, второе - о готовности обращаться к внешкольным авторитетам, и прежде всего к Платону. Ученики и влияние. Вокруг А. (как и вокруг Диогена Вавилонского и Архедема) сложился кружок учеников, - «антипатровцы» (Athen. V 186 а). В разное время в него, помимо Панетия Родосского, входили: Гераклит из Тарса, утверждавший, что прегрешения не равны между собой (D. L. VII 121), Гай Блоссий из Кум, Сосиген, испытавший, возможно, влияние перипатетической физики (Alex. De mixt. 216 Bruns), вероятно, Хрисерм Александрийский и Дионисий Киренский. Наряду с Диогеном Вавилонским и Архедемом А. - наиболее универсальный представитель последнего периода Ранней Стой, хранивший традиции учения, но вместе с тем намечавший его модификацию в этической области. Пользовался большим авторитетом, упоминался и цитировался наряду с основателями учения вплоть до 2 в. н. э. (Cic. De fin. I 6; Tusc. V 107; Sen. Ep. 92, 5; Epict. Diss. II 17, 40; III 2, 13; 21, 7). Фрагм.: SVF III, p. 244-258 (fr. 1-67). Лит.: Cohn L. Antipater von Tarsos. В., 1905; Hense O. Zu Antipatros von Tarsos, -RhM73, 1930, S. 290-306; Long A. A. Cameades and the Stoic Telos, - Phronesis 12, 1967, p. 59-90; Soreth M. Die zweite Telosformel des Antipater von Tarsos, -AGPh 50,1968, S. 48-72; Backhouse T. Antipater of Tarsus on False «phantasiai»: (PBerol inv. 16545), - Papiri Filosofici: Miscellanea di Studi. 3. Fir., 2000, p. 7-31. А. А. СТОЛЯРОВ