(Апtiochene Theology).
В Деян указывается, что слово "христианин" впервые применено в Антиохии и что к началу проповеди ап. Павла там уже была церковь (11:26). Все три миссионерские путешествия ап. Павел начинал именно оттуда. Можно сказать, что из всех мест, где он бывал, этот город ближе всего подходит к тому, чтобы признать его "опорным пунктом" апостола. Здесь же были оглашены и решения Иерусалимского апостольского собора (Деян 15:3031).
Первым правящим епископом, о котором имеются достоверные упоминания, был Игнатий Антиохийский. Он занимал кафедру в нач. II в. Семь принадлежащих ему посланий показывают, что он отстаивал учение о полноте божества и полноте человеческой природы во Христе. Особенно он предостерегает против докетизма, и здесь впервые проявляется самая характерная черта антиохийской школы. Бог явился во плоти и был рожден от Девы Марии. Христос умер, чтобы спасти людей от невежества и от дьявола. Ради нас Он воекрес из мертвых. Верующий не только пребывает во Христе, он christophoros ("богоносец"). Евхаристия Тело и Кровь Христовы, хотя Игнатий и не говорит об их пресуществлении. Главное значение он придает братской любви.
Во второй пол. Ив. Феофил Антиохийский разработал учение о Логосе. Феофил учил о Логосе, призванном творить (logos prophorikos). Он же впервые употребил применительно к Божеству слово trias.
Три четверти столетия спустя епископский престол Антиохии занял Павел Самосатский. С этого времени проявляется особое внимание к человеческой природе Христа, ставшее главной чертой антиохийцев следующего периода. Какмонархианин, Павел считал, чтобожественная сила, Логос, часть разума Отца, с рождения пребывает во Христе, но не связана с Девой Марией. Логос явил себя как energeia. Поклоняться Христу не следует, хотя Он и наделен Логосом в необычной мере. Его единство с Богом единство цели, воли, любви. Признавая возможным говорить о едином лице (prosdpon) Бога и Логоса и называть Христа и Отца единосущными (homoousios), Павел считал, что никоим образом нельзя отождествлять Логос с Сыном. Павла отлучили от Церкви, и после возвращения Антиохии под власть римлян он почти утратил влияние. Его противники не одобряли понятия homoousios, позже ставшего критерием ортодоксальной веры.
Вскоре после низвержения Павла в Антиохии приобрел известность основатель теологической школы, Лукиан. Он приписывал Христу более высокое значение, чем Павел, хотя неясно, признавал ли Его равную божественность с Отцом. Лукиан много работал над греческим текстом Библии. Он был сторонником исторического и критического подхода к ней.
В последовавшие за Никейским собором десятилетия в Антиохии проявлялись самые разные мнения об арианстве. Однако в этой атмосфере приобрел зрелость такой поразительный проповедник, как Иоанн Златоуст. Он подчеркивал значение нравственных ценностей христианства и продолжал традицию исторической экзегезы. Один из наставников Златоуста, пресвитер Диодор, стал каноническим епископом Тарса; Константинопольский собор 381 г. признал его образцом богословской мысли. Но Диодору не удалось точно выразить отношение между божественной и человеческой природой во Христе; концепция этого теолога почти доходила до того, чтобы признать в Нем две личности. Другой пресвитер, Феодор, позже ставший епископом Мопсуестии, зашел значительно дальше. Он не обнаружил учения о Троице в ВЗ и отказался признать мессианские провозвестия в большинстве псалмов. Однако он придавал огромное значение текстологическому и историческому исследованию как основе экзегезы. Феодор подчеркивал различие между Богом и человеком. Логос умалил себя и стал человеком. Он обладает полнотой человеческого и полнотой божестпетюгоprosopon. Дело учителя продолжил его ученик, церковный историк Феодорит. Его экзегеза продолжает лучшие традиции исторического подхода, апологетические сочинения написаны ясно и хорошо построены. Он подчеркивал бесконечное различие между Богом и человеком. Христологические взгляды Феодорита подверглись несомненному влиянию его друга Нестория, самого выдающегося представителя антиохийской школы. Порывистый, уверенный в себе, энергичный, Несторий не был ученым. Он подчеркивал человеческую природу Христа, но взгляды, крые он пытался выразить, все же не были еретическими. Божественное и человеческое во Христе соединились добровольно, и можно говорить о существовании одногоprosdpon Иисуса Христа. Несторий боролся против именования Девы Марии Богородицей (Theotokos ), хотя и соглашался, что при соответствующем понимании этого слова оно возражений не вызывает. Опасность представляло скорее неистовство, с крым он подчеркивал разделение человеческого и божественного во Христе.
Эдикт Юстиниана о "Трех главах" 543 г., осуждавший писания Феодора Мопсуестийского и Феодорита, был несправедлив к Антиохийской школе. Константинопольский собор 553 г., получивший название Пятого Вселенского, осудил сочинения антиохийцев, но пользовался при этом фальсифицированными и искаженными выдержками из них.
Отделение от имперской Церкви епископов, возглавлявших несторианский раскол, и падение Антиохии в 637 г. под ударами набиравшего силу ислама остановили дальнейшее развитие школы. Ее подход, при к-ром , в аристотелевском духе, особое значение придавалось рациональности, этическому достоинству и свободной деятельности человека, не пользовался широким успехом. Ценность антиохийской теологии в той энергии, с которой она утверждает сочетание во Втором лице Троицы свойства каждой из двух его природ, и в настойчивости, с крой она подчеркивает важность грамматикоисторической экзегезы.
P. W00LEY(nep. Д.Э.) Библиография: С.С. Richardson, The Christianity of Ignatius of Antioch; G. Bardy, Paul de Samosate and Recherches sur saint Lucien dAntioche el son ecole; F. Loofs, Paulus von Samosata and Nestorius and His Place in the History of Christian Doctrine: H. de Riedmatten, LesActes du proces de Paul de Samosate; R. Devreesse, Essai sur Theodore de Mopsueste; J. F. BethuneBaker, Nestorius and His Teaching; A. R. Vine.yln Approach to Christology; R. V. Sellers, Two Ancient Christologies.
См. также: Логос; Монархианство; Несторий, Нестори анство.