ок. 130 - ок. 68 до н. э.), др.-греч. философ-платоник, ученик Филона из Ларисы. Возвратил платоновскую Академию от скептицизма к догматизму Древней академии (призыв «Следовать древним!»), вследствие чего его называют основателем 5-й академии. С антискептич. тенденциями А. связано влияние на него стоицизма (согласно А., доктрины стоиков, перипатетиков и платоников совпадают в своей основе): А. признает стоич. учение о «постигающем впечатлении», формулу «жить по природе», хотя и расходится со стоиками в ее понимании, признавая помимо добродетели также физич., или внешние, блага; доктрину «Тимея» А. сочетает со стоич. учением о качествах, понимает платоновские идеи по образцу стоич. «общих понятий» и др. В целом А. подготовил почву для среднего платонизма, отказавшегося, однако, от стоич. элементов его учения.
АНТИОХ АСКАЛОНСКИЙ
Источник: Советский философский словарь
????????; Antiochus) из Аскалона (г. рожд. неизв. – ум. 68 до н.э.). Глава т.н. пятой Академии платоновской, эклектик, сочетавший учение Платона с идеями Аристотеля и стоицизма, учитель Цицерона, Варрона, Брута. Его воззрения изложил Цицерон (I Academica, II, 18–19). В области морали А. наряду с блаженством чистой духовной добродетели проповедовал блаженство, основанное на физич. удовольствиях, и даже считал это блаженство высшим. А. принадлежит ряд убедит, аргументов против скептицизма: уже само понятие вероятности предполагает, что есть истина; опровергать что-нибудь – значит пользоваться доказательством, а в таком случае скептик не имеет права отрицать силу доказательств; если говорится, что все представления ложны, это значит, что уже имеется убеждение в различии истинного и ложного, напрасно отрицаемого скептиками, и т.д. Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 308, 362; Schmekel ?., Dle Philosophie der mittleren Stoa in ihrem geschichtlichen Zusammenhange, В., 1892.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Учителя Антиоха—стоики Мнесарх (Numenius, fig. 28, 13 des Places) и Дардан (Cic., Lucullus 69), хотя мы не можем сказать, принадлежал ли когда-нибудь АНТИОХ формально к стоической школе, глава Академии Филон из Ларисы, открытый разрыв с которым произошел ок. 87— 86. Филон отрицал «неортодоксальность» академического скепсиса и стремился показать единство Академии, тогда как АНТИОХ, полемизируя с ним в сочинении (вероятно, по имени одного из собеседников—стоика Coca Аскалонского), подчеркивал необходимость вернуться к искаженному скептиками, начиная с Аркесилая, учению Древней Академии, к которой помимо Платона, Спевсиппа, Ксенократа и Полемона АНТИОХ относил Аристотеля и Теофраста. Ок. 87—84—АНТИОХ в Александрии, где знакомится с Лукуллом. В Афинах вел занятия в Птолемейоне (Cic., De fin., V l sqq.). Среди его знаменитых учеников— помимо Цицерона и Лукулла — Варрон. Написал «Канонику» (Sext. Emp. Adv. Math. VII 201); Плутарх упоминает его сочинение «О богах» (Lucullus 28, 8); Цицерон (De nat. Deorum, I 16) говорит о некоем сочинении Антиоха, где утверждалось, что стоики и перипатетики едины на деле и расходятся только на словах. О других сочинениях Антиоха сведений нет. Его учение—при практически полном отсутствии греческих источников восстанавливаемое по Цицерону—обнаруживает явные стоические и перипатетические черты.
Как и стоики, АНТИОХ считает, что есть два начала — активное и пассивное, сила и материя, из которых образуются тело и качество (Acad. I 24); одни качества начальные и простые, другие—вторичные и составные. Начальные качества, или первопричины, суть огонь и воздух (активные) и вода и земля (пассивные): из них составляются все виды одушевленных существ и неодушевленных предметов; из «пятого элемента» (аристотелевского эфира) образуются разумные души и звезды (ibid., 26). Сила, активное начало, есть душа мира (платоновская), ум, мудрость, бог и промысл, который проявляется как необходимость и случай (ibid., 28-29).
Критерий истины имеет начало в ощущениях, но все же это не само ощущение, а то из постигнутого им, чего не может поколебать разум; но сам разум есть «источник чувств» и чувство, от природы имеющее способность обращаться к тому, что приводит его в движение (LuculL, 30). В конечном счете, по уточнению Зенона, критерием является «постигающее представление» (Acad. I 30, 41—42). Понятия, этимологии, суждения, определения, доказательства и правильные умозаключения составляют диалектику, подобием которой является риторика, используемая для убеждения (ibid., 32).
Этическое учение стоиков, хотя они и создали искусственную терминологию (De fin., V 89), по существу то же, что и у всех «древних»: высшим благом для людей является жизнь в согласии с природой (точка зрения стоиков, восходящая к Спевсиппу и Полемону, чьим учеником был Зенон), под каковой разумеется человеческая природа (De fin., V26; cf. SVF I 555) (точка зрения Хрисиппа). Природа вложила в нас стремление к самосохранению, дала нам непосредственную приспособленность к своей собственной природе (De fin., V 24; ср. стоическое учение об ); но природа дает только указания для нравственной жизни, некие «семена» знания: человек должен совершенствовать себя сам (De fin., IV 17 sq.; V 18). При этом нельзя забывать, что человек есть некое единство духовной и телесной природы, и хотя в нем есть безусловно лучшее—его добродетель, это лучшее нельзя мыслить без чувственности и плотской жизни (De fin., IV 37; V 38, 40). Поэтому АНТИОХ наряду с душевными благами (или добродетелями: умом, памятью, понятливостью и другими, не зависящими от свободной воли человека; мудростью, воздержностью, мужеством и справедливостью, которые развиваются только при сознательном участии человека) признает и внешние, или телесные, блага (здоровье, красота, друзья, богатство): первых довольно для счастливой жизни, но вместе со вторыми они ведут к жизни счастливейшей (De fin., V 36. 38. 71. 81; Acad. I 20. 22).
При всем своем эклектизме АНТИОХ сумел дать принципиально новую ориентацию самого типа философствования: оно теперь немыслимо без оглядки на «древних», на авторитеты, между которыми и с которыми необходимо установить согласие. Эта ориентация постепенно стала главной в платонизме, все более ориентированном на толкование текстов основателя школы.
Источник: Новая философская энциклопедия