антиномия практического разума
антиномия практического разума
(в этике канта) – противоречие, возникающее при осмыслении понятия высшего блага и его основных компонентов – добродетели и счастья. Тезис: желание счастья есть побудительная причина максимы добродетели (мы добродетельны, потому что хотим счастья, которое без этой добродетели невозможно). Антитезис: добродетель есть действующая причина счастья. Кант связывает стороны этого противоречия с доктринами, соответственно, эпикурейцев и стоиков. Тезис нельзя принять, ибо он означает доминирование в поведении принципа гетерономии воли (см. Автономия воли), что делает невозможным квалификацию этого поведения как подлинно нравственного. Слабость же антитезиса состоит в том, что в реальной жизни невозможно добиться того, чтобы добродетель сама порождала актуальное счастье (этому в ряде случаев будут объективно мешать чувственные страдания, ср. Стоическая концепция абсолютной автаркии). Поэтому необходимо допустить (в качестве постулата) бессмертие души, чтобы «в перспективе» можно было ожидать «присоединения» счастья к добродетели. См. Постулаты практического разума.
Источник: Краткий философский глоссарий