АНТИЧНАЯ НАУКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНТИЧНАЯ НАУКА
сплав сугубо научных интенций на фундаментальность, имперсональность, концептуальное моделирование с установками незрелого эмпиризма. Апология первых — в творчестве Пифагора, стоиков, элеатов, Платона, развивавших картину бытия-логоса, подпадающего под умозрение. Платон, как известно, рекомендовал подходить к вещам средствами одной мысли, не привлекая никаких чувств и пытаясь уловить сущность бытия самого по себе, во всей его чистоте, отрешившись как можно полнее от собственных глаз, ушей, всего своего тела. Апология вторых — в трудах Аристотеля, настаивавшего на опытной природе знания: обладание отвлеченным знанием в отсутствии опыта, познание общего без представления содержащего в нем единичного влечет ошибки, ибо дело приходится иметь с единичным.
Синтез умозрения и эмпиризма обусловил возникновение специфического типа науки в Античности: с одной стороны, соответствие гносеологическим стандартам научности математики, а с другой — стандартам донаучного (при отсутствии квантитавизации, проверочного эксперимента) натурфилософского естествознания. (См. исторические формы науки).
В.В. Ильин

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

АНТИЧНАЯ НАУКА
этап развития науки с VI в. до н.э. до VI в.н.э.). Древняя  Греция является  прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, ликей, сады и др.). Ученые были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук» (была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем  мире, а естественные науки были только ее составной частью). Этот этап развития науки характеризовался: 1) попыткой целостного  охвата  и  объяснения  действительности; 2)  созданием  умозрительных конструкций (не связанных с практическими задачами); 3) вплоть до XIX в. отсутствием  дифференцированостью наук  (только  в  XVIII  в.  самостоятельными областями науки стали механика, математика, астрономия и физика; химия, биология и геология – только начали формироваться); 4)  отрывчатостью знаний об объектах природы (оставалось место для вымышленных связей). Античная натурфилософия прошла несколько этапов в своем развитии: ионийский, афинский, эллинистический, римский.  Развитие науки в античном мире, как обособленной сферы духовной культуры было связано с появлением людей, которые специализировались на получении новых знаний. Естественные науки существуют и развиваются  неотделимо  от  философии  в  форме  натурфилософии,  знания  носят умозрительный  (рациональный)  и  теоретический  характер. Экспериментальная база наук практически отсутствует. Методологической основой античности является создание дедуктивного метода исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматического метода изложения научных теорий («Начала» Эвклида). В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и  др. Формируются традиции научных школ, основными долгожителями которых являются  Академия Платона  и  Ликей  Аристотеля.  Огромное  значение  для  развития  науки  имело возникновение письменности на основе более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчий материал –  пергамент. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская библиотека. Письменность  входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую. Основными заказчиками научных исследований являются правители, используя их в основном для военных целей. Зарождается техника: строительное дело  (благоустройство  городов  требовало  создание  системы  водоснабжения и канализации,  строительство  бань,  цирков,  театров),  механика,  промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируется знание в области химии.

Источник: Философия науки и техники: словарь

АНТИЧНАЯ НАУКА
одна из составляющих духовной жизни греческой культуры, рассматриваемая обыкновенно в качестве первой диахронной формы науки «в собственном смысле слова». Место и время возникновения науки может быть определено достаточно точно: ионийские города Древней Греции VI в. до н. э. Среди тенденций, свойственных греческой культуре мышления и способствовавших становлению научного типа познания, следует выделить непрагматическое любопытство в отношении окружающего мира; демократизм и критическую открытость мышления; стремление к рациональному и эксплицитному объяснению «согласно природе» (φύσει) без допущения идеи о каком-либо сверхъестественном вмешательстве; антитетическую и эссенциалистскую направленность мышления, выражающуюся в редуцировании множественности и изменчивости феноменального измерения к единственности и неизменности истинного бытия; наконец, оформившуюся в V в. до н. э . оппозицию «природы» (φύσις) и «искусства» (τέχνη), определившую общую теоретическую направленность греческой науки с ее недоверием к прикладному знанию.
От восточной «преднауки» с ее рецептурным, прикладным характером знания греческую науку отличает систематическое задействование теоретико-дедуктивного метода в качестве основного способа производства знания. Сам факт теоретической направленности греческой науки уже на стадии ее возникновения (заключающейся прежде всего в способности к постановке проблем в общем виде и к дедуктивному доказательству) свидетельствует об известной несостоятельности распространенного среди самих же греков мнения о восточном, преимущественно египетском, происхождении теоретической математики. Примечательно, что в понятийном аппарате греческой математики иноязычным является лишь слово «пирамида».
От «классической» науки Нового времени античную отличает прежде всего «недооценка» роли эксперимента как способа получения новых знаний. Тем не менее греческую науку нельзя считать рафинированным спекулятивным построением: не только эмпирическое наблюдение, но и экспериментирование как искусственное воспроизведение природного явления «в чистом виде» грекам было хорошо известно (начиная уже с акустических экспериментов пифагорейцев). Насколько справедлив тезис о «теоретичности» античной науки, можно судить уже по биологическим сочинениям Аристотеля, содержащим помимо прочего материал, добытый апологетом «созерцательной жизни» (βίος θεωρετικός) в ходе анатомического препарирования животных. «Созерцательность» античной науки усматривается скорее в том факте, что в целом она развивалась в стороне от практических потребностей общества. Однако именно в греческой среде появляется прецедент финансируемой и поощряемой государством научной организации (Александрийские Библиотека, Мусейон и проч.) . Характерным в греческой науке является способ воспроизводства субъекта знания. В отличие от восточного типа образования, ориентированного на поддержание социостаза посредством сообщения знанию кастового, догматического и авторитарного характера, в греческом полисе с его духом состязательности культивируются логическая обоснованность знания, самостоятельность, свобода и критичность суждения. Можно полагать, что эти античные идеалы научного поиска лежат в основе современных норм научной профессиональной этики. В развитии античной науки обыкновенно выделяют четыре этапа: натурфилософию VI–V вв. до н. э.; науку времен софистов, Платона и Аристотеля к. V –IV в. до н. э .; эллинистическую науку к. IV–I в. до н. э .; «римскую» науку I в. До н.э. – V в. н . э. Представителей «досократовской» науки Аристотель именует «физиками» или «физиологами», отличая их от «теологов». Несмотря на присущий ранней греческой науке синкретизм, в сочинениях под общим именем «Περί φύσεως» можно выделить следующие сферы исследования, соответствующие основным аспектам греческого понятия «природа»: (φύσις органических тел (условно говоря, «биология»), φύσις мира, или «космоса», в целом («астрономия», «космология»), наконец, φύσις вещи как ее естество, сущность, начало («физика», «химия»). Преобладающим при этом становится последнее значение понятия «природа», поскольку в основном благодаря ему в греческой культуре оформилась характерная оппозиция естественного и искусственного. Первыми античными учеными, равно как и философами, традиционно называют представителей Милетской школы, в числе научных заслуг которой можно выделить введение в геометрию доказательства (приписывается Фалесу), демифологизацию и деантропоморфизацию космогонии и космологии (Анаксимандр), первую постановку проблемы качественных физических изменений (Анаксимен). Выдающиеся научные достижения приписывают пифагорейцам, действительным и важнейшим из которых стало открытие математики как теоретической науки, отличной от распространенного как в Греции, так и на Востоке прикладного искусства счисления, «логистики». В пифагореизме впервые был поставлен вопрос о числовой сущности универсума, поэтому числа у них явились не средством, как в логистике, но целью исследования в качестве онтологически самостоятельных объектов. Из всех наук, которые можно вычленить из раннегреческой «физики», математика добилась наибольшей автономии и прогресса. Именно ее можно назвать первым примером подлинно научной дисциплины, которая уже к сер. V в. до н. э. перестала быть собственностью какой-либо философской школы. К числу математических достижений того времени относятся создание общей теории делимости, открытие несоизмеримости (приписывается Гиппасу из Метапонта), возникновение геометрической алгебры (и в ней теории пропорций), первое систематическое изложение геометрии посредством дедуктивного метода (Гиппократ Хиосский).
Однако первые образцы строгого научного мышления скорее всего демонстрируют философские сочинения Парменида и Зенона, в которых свойственное «физикам» заключение по аналогии уступает место рафинированному логическому доказательству. Заключительной стадией развития раннегреческой науки περί φύσεως стал перевод в физическую плоск ость поставленной элеатами онтологической проблемы множественности и изменчивости вещей. Помимо учений Эмпедокла и Анаксагора здесь выделяется атомистика Демокрита (Левкиппа).
Следующий этап развития античной науки (к. V – IV в. до н. э.) открывается просветительской деятельностью софистов, их гносеологическими исследованиями, обусловленными непримиримым разнообразием и догматизмом натурфилософских концепций. Реакцией на скептицизм и релятивизм софистических теорий познания явился поиск Сократом и Платоном безусловных оснований истинного знания, приведший последнего к теории идей. В своей логической разработке учение Платона сыграло огромную роль в становлении понятийного научного мышления. Другим существенным вкладом Платона в науку стала идея математизации научного знания. Развитая в «Тимее» математическая космогония, согласно которой в основе мира лежат не физические объекты, как, напр., атомы Демокрита, а математические структуры, позволила В. Гейзенбергу представить современную физику частиц в качестве реализации платоновской математической программы. Стоит также отметить основание Платоном Академии – первого в истории научно-образовательного и научно-исследовательского центра. Ведущим математиком на втором этапе развития античной науки был Евдокс Книдский. Ему принадлежат общая теория отношений, разработка «метода исчерпывания». Евдокс явился также создателем теоретической астрономии как отдельной научной дисциплины. Его теория гомоцентрических сфер, позволяющая представить движения небесных тел в виде комбинаций равномерных кругов, явилась, пожалуй, первой строго научной объяснительной моделью космоса. Кроме того, Евдоксом была организована первая греческая обсерватория. Самую грандиозную научно-философскую систему Античности, во многом определившую развитие европейской науки вплоть до Нового времени, создал Аристотель. Ему принадлежит развитая и детализированная классификация наук, в которой, в отличие от «субъективной» классификации Платона, научные дисциплины различаются по своим предметам. Из трех возможных видов знания – «практического», «пойэтического» и «теоретического» – только последний имеет статус подлинно научного знания, поскольку, в отличие от остальных, имеет своим предметом не субъект, а всецело объект исследования. Таким образом, обязательным критерием «теории» становится строгое разграничение познаваемого от познающего. Это парадигмальное предписание утратило свое значение лишь в физике XX в.
К «теоретическому» знанию, согласно Аристотелю, относятся «первая философия», физика и математика. Наилучшей и божественной наукой в этой триаде является самая бесполезная – метафизика, ибо лишь она в полной мере реализует идеал βίος θεωρετικός, свободной (самодостаточной) жизни, исследуя неизменные и отделенные от материи сущности (первая из которых – Бог). В такой интерпретации научного знания в полной мере отразилась характерная для античной науки изолированность от практико-прикладной сферы. Эта особенность проявляется и в аристотелевской трактовке «физики», которая, казалось бы, традиционно понимается им как наука περί φύσεως. Подчеркивая в «природе» момент «теоретической» самодостаточности через понятие «начало движения» (αρχή κινήσεως), философ тем самым проводит четкую грань между «теоретической» физикой и «технической» (в смысле τέχνη) механикой. Эта оппозиция была преодолена лишь в Новое время, когда механика стала главнейшей частью физической науки. Другим принципиальным моментом, доставшимся в наследство средневековой науке, стало неприятие Аристотелем платоновского проекта математизации физики.
Поскольку предметом математики, согласно его учению, являются условные, опосредованные сущности, постольку математика не может быть фундаментом для физики (скорее математика «физична»). Еще одной исключительно важной составляющей перипатетической физики является ее телеологизм, – возможно, как следствие биологических увлечений философа. В биологии Аристотеля можно назвать первопроходцем, поскольку он дает первую в истории этой науки классификацию животных, описывая 495 видов. Здесь он выступает не только блестящим наблюдателем и анатомистом, но и предтечей современного способа функционирования науки как коллективной деятельности: информацию для биологических изысканий Аристотеля собирало множество «сотрудников» (в походе Александра Македонского). Логику, творцом которой Аристотель с полным правом считал себя, он тем не менее не признавал самостоятельной наукой, полагая ее лишь необходимым инструментом, «органоном» всякого научного исследования.
Третий этап развития античной науки (к. IV –I в. до н. э.) связан с расцветом эллинистической, в частности александрийской, науки и также отмечен возникновением государственных научных учреждений. Помимо Александрии финансируемые диадохами научные центры и библиотеки открылись в Пелле, Пергаме, Антиохии и в других городах бывшей империи Александра. Для наук эпохи эллинизма характерны строгое отграничение от философии и четкая специализация. За философией, помимо ее бесспорных владений, осталась, пожалуй, лишь физико-космологическая проблематика.
Значительный интерес в этой области представляет «пневматическая» теория стоиков, предвосхищающая новоевропейскую концепцию поля (эфира). Математика этой эпохи в наибольшей степени представлена образцовым систематизаторским исследованием Евклида «Начала», а также деятельностью Аполлония Пергского, завершившего построение геометрической алгебры. Среди астрономических достижений выделяется гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (как следствие проведенных им же первых в истории опытов по определению соотношения размеров Земли и Солнца), создание прецизионной наблюдательной астрономии Гиппархом из Никеи. В III в. до н. э. закладываются основы будущей теоретической механики, о чем позволяют судить псевдоаристотелевские «Механические проблемы», а также деятельность Архимеда.
Заключительный этап развития античной науки(Iв.дон.э. – Vв.н.э.)связансэпохойРима. Впрочем, самостоятельным успехом римлян является, пожалуй, создание юриспруденции. В остальном они заимствовали научные знания греков с учетом их прикладного использования либо в целях создания компиляций научно-популярного характера, как, напр., «О природе вещей» Лукреция или «Естественная история» Плиния. Основные достижения греческой науки «римского» периода связаны с геоцентрической астрономией (Клавдий Птолемей), механикой и оптикой (Герон Александрийский). На рубеже Средневековья особняком стоит физика Иоанна Филопона (VI в.), примечательная критикой аристотелевской концепции движения брошенного тела (άντιπερίστασις), в результате чего появилась теория импетуса, предвосхищающая понятия импульса и кинетической энергии. А. С . Горинский

Источник: История философии науки и техники.