АНТАГОНИЗМ
АНТАГОНИЗМ
[от гр. antagonisma спор, борьба] – противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
АНТАГОНИЗМ
(Antagonismus; от греч. antagonizesthai — «бороться друг с другом») — противоречие, спор. Антагонисты — противники, оппоненты.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АНТАГОНИЗМ
от греч. antagonizesthai - бороться друг с другом) - противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций; спор. Антагонисты - противники, оппоненты.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Антагонизм
от гр. antagфnisma – спор, борьба) – непримиримое противоречие в культуре антагонизм между носителями взаимоисключающих социальных программ поведения, мировоззренческих установок (гуманизм и человеконенавистничество, национализм и интернационализм).
Источник: Словарь по культурологии
АНТАГОНИЗМ
(греч. спор, борьба) — одна из форм противоречия, как правило, неразрешимого; характеризуется принципиальной оппозицией разл. векторов, острым противостоянием и борьбой движущих сил. В кач-ве термина А. фигурирует в практике религ. конфессий и движений, выступая определением дуалистической борьбы «добра» и «зла», а также в учениях таких мыслителей, как И.Кант, А.Шопенгауэр и др. Термин «А.» применяется не только в соц.-филос. знании (напр., теория марксизма, теория классов, концепция социально-экономических формаций); антропосоциологии XIX—XX вв. (расовые теории Ж.-А.Гобино, Х.С.Чемберлена, О.Амона, Л.Вольтмана и др.), но и в ест.-науч. сфере, напр., в математике (теория игр), биологии и т.п. А.А.Исаев
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
АНТАГОНИЗМ
одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций. Термин «А.» в значении борьбы противоположных сил употреблялся в религ. системах (борьба добра и зла), в филос. учениях Канта, Шопенгауэра и др. В таком же значении он применяется в биологии, математике (теория игр). Марксизм-ленинизм, анализируя А. между классами в рабовладельч., феод., капиталистич. формациях, в переходный период от капитализма к социализму, показал, что А. разрешаются путем классовой борьбы, формы и содержание к-рой определяются конкретно-историч. условиями их развития. К. Маркс отмечал, что бурж. производств, отношения являются «... последней антагонистической формой общественного процесса производства...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). В.И.Ленин подчеркивал, что «антагонизм и противоречие совсем не одно и то же. Первое исчезнет, второе останется при социализме» (Ленинский сб. XI, 1929, с. 357). См. также Противоречие.
Источник: Советский философский словарь
АНТАГОНИЗМ
неразрешимое в данных условиях противоречие. Различаются социальные и индивидуальные антагонизмы. Социальные антагонизмы занимают существенное место в марксистской социальной философии (историческом материализме), с т. зр. которой первопричины таких противоречий коренятся в частной собственности. Поэтому классовая борьба как форма разрешения социальных антагонизмов свойственна всей истории вторичной общественной формации и завершается революционным преобразованием общественного строя. Начавшаяся во 2-й пол. 20 в. глобализация экономики снимает остроту антагонистического противостояния труда и капитала в развитых странах (в первую очередь за счет неэквивалентного обмена с зависимыми от них странами). Но этот процесс не разрешает социальные антагонизмы, воспроизводящиеся в мировой системе. Индивидуальные антагонизмы обнаруживают себя в интернационализации организованной преступности, коррупции, в экстремизме и т. п. В конечном счете индивидуальные антагонизмы обусловлены социальными причинами: отчуждением человека от собственности, власти и культуры.
Ю. К. Плетников
Ю. К. Плетников
Источник: Новая философская энциклопедия
АНТАГОНИЗМ
от греч. ????????????? – борюсь против кого-либо или чего-нибудь) – одна из форм противоречия, характеризующаяся наивысшей остротой борьбы непримиримо враждебных тенденций, сил, обществ. классов, к-рая с неизбежностью приводит к такому радикальному способу разрешения противоречия, как революция. А. специфичен для рабовладельческой, феодальной и капиталистич. формаций, которые основаны на А. классов, причем существование угнетенного класса составляет "жизненное условие существования" каждого из этих обществ (см. Антагонистические формации). Маркс писал, что до тех пор, пока существует капитализм, "антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется борьбой класса против класса, борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, представляет собой полную революцию. Впрочем, нужно ли удивляться, что общество, основанное на противоположности классов, приходит, как к последней развязке, к грубому п р о т и в о р е ч и ю, к физическому столкновению людей?.. Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, с о ц и а л ь н ы е э в о л ю ц и и перестанут быть политическими революциями" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 184–85). См. Антагонистические противоречия.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.