памфлеты 17-18 вв., распространявшиеся в Зап. Европе и содержавшие весьма радикальную для своего времени критику религии и церкви. Анонимность трактатов вызвана риском преследования, к-рому подвергались их авторы. Анонимно выходили и мн. атеистич. труды Бейля, Вольтера, Дидро и др., но название А. а. т. утвердилось за теми, авторство к-рых до сих пор не установлено. Самый известный из А. а. т. - «О трех обманщиках» - до сих пор вызывает споры относительно времени создания и авторства. Обманщиками именуются в нем основатели иудаизма, христианства и- ислама, т. е. Моисей, Христос и Магомет, а успех этих религий объясняется легковерием людей. Трактат также содержит мысли о невозможности убедиться в существовании бога, о тщетности богопочитаны, о человеч. происхождении - св. книг», при этом единое филос. обоснование этих идей в трактате отсутствует. В отличие от него, др. А. а. т. - «Блаженство христиан, или Бич веры», «Мысли Спинозы» - опираются на материалистич. системы Гоббса, Спинозы, Ванини, а последний из названных А. а. т. представляет собой компиляцию из дословно воспроизводимых положений этих мыслителей. В А. а. т. силен дух гуманистич. антирелиг. скептицизма, часто доходящего до открытого атеизма, а доводы против всех религий (анонимы не делают между ними различия) сочетаются с резкой, боевой, зачастую сатирич. критикой богословия, вероучения, церкви, клерикалов. К А. а. т. можно также отнести рус. трактат «Зерцало безбожия». относящийся ко вт. пол. 18 в. С кон. 17 в. А. а. т. имели широкое хождение в Европе и сыграли свою роль в генезисе и распространении бурж. атеизма. Сборник А. а. т. издан у нас в 1969.