АННИКЕРИД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АННИКЕРИД

кон. 4—нач. 3 в. до н. э.) —греческий философ-киренаик, основал т. н. анникеридовскую школу, противопоставив свое учение инновациям киренаиков Феодора Безбожника и Гегесия. Диоген Лаэртий сообщает, что особенностью его морального учения было признание самоценности дружеских отношений, а также ошибочно отождествляет Анникерида с тем человеком, который уплатил выкуп за Платона на о. Эгина.
Фрагм. и свидетельства: Giannanloni G. (ed.). Socraticomn» Reliquiae, 1.1, sect. Ill G, p. 299-300; t. Ill, прим. 17-18, р. 157-170; Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta, ed. E. Mannebach. Leiden—Koln, 1961, p. 31-56.
Лит.: Loks A. Anniceris et les plaisirs psychiques. Quelques preables doxographiques.—JBrunwfg J., Nussbaum M. (eds.). Passions and Perceptions. Cambr., 1993, p. 18—49. См. также лит. к ст. Киренская шкала.
А. В. Пахомова

Источник: Новая философская энциклопедия

АННИКЕРИД
АННИКЕРИД ?????????) из Кирены (кон. 4 - нач. 3 в. до н. э.), фило-соф-киренаик, основавший свою т. н. Анникеридовскую школу. Согласно Диогену Лаэртию, его последователи «анникеридовцы» (?? ???????????) хотя в целом были согласны с учением киренаика Гегесия, однако «допускали в жизни и дружбу, и благодарность, и почтение к родителям, и служение отечеству» (D. L. II 97). Кроме того, А. не был таким пессимистом и максималистом в вопросе о счастье, как Гегесий: последний полагал, что счастье невозможно, ибо невозможно душе не страдать вместе с телом, и надеждам человеческим не дает осуществиться случай; А. же полагал, что мудрец будет доволен и счастлив, даже если на его долю выпадет совсем немного приятных минут (Ibid.). ?., по-видимому, развивал идею о бескорыстии в дружбе: приятно, если счастлив твой друг, и польза от дружеских связей не есть самоцель, а только сопровождающее дружбу обстоятельство; более того, ради друга можно даже отказаться от стремления к удовольствию, которое А. вместе с прочими уиренаиками полагал конечной целью.     Диоген Лаэртий ошибочно отождествляет А.-киренаика с Анникеридом, уплатившим выкуп за Платона, проданного в рабство на о. Эгина (III 20; II 86).     Свид.: GiANNANTONi, SSR, I, р. 299-300 (cap. Ill G); III, p. 157-170; Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta. Ed. E. Mannebach. Leiden; K?ln, 1961, p. 31-56.     Лит.: GaiserK. Der Ruhm des Annikeris, - Festschrift R. Muth. Innsbr., 1983, S. 111— 128; Laks A. Annic?ris et les plaisirs psychiques. Quelques pr?alables doxographiques, -Brunschwig J., Nussbaum M. (edd.). Passions and Perceptions. Camb., 1993, p. 18-49.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь