санскр.), аничча (пали) — непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Именно из-за непостоянства бытия ему присуще страдание (дуккха) и отсутствие самости (анатман, анатта). Понимание того, что все в жизни непостоянно, подвержено изменениям, разрушается и исчезает, является первой стадией достижения нирваны (сотапатти). В. И. Корнев
АНИТЬЯ
АНИТЬЯ
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
АНИТЬЯ
(санскр. anitya, тиб. mi rtag pa, пали anicca, невечность, непостоянство) — центральное и определяющее понятие буддизма (наряду с анатманом и духкхой). Именно А. является главным свойством всех составных дхармо-частиц (санскрита-дхарма) потока сознания, о которых говорится, что они в течение одного мгновения (кшана) вспыхивают, вступают во взаимодействие и гаснут. Непостоянны все внешние и все внутренние элементы потока сознания, т.е. объективное и субъективное содержание познания. Таков основной принцип взаимозависимого происхождения явлений. Но А. — это не метафизическая догма, а особого рода интуиция, которой обладает «вступивший в поток» (шротапанна, первая ступень святости в буддизме) и обрести которую необходимо каждому, кто следует Учению Будды. Глубокое понимание непостоянства, процессов возникновения и исчезновения любого объекта созерцания, и, следовательно, воспитание в себе непривязанности есть шаг на Пути к освобождению.