АНИСИМОВ Сергей Федорович

Найдено 1 определение
АНИСИМОВ Сергей Федорович
(20.6.1922-10.6.2005) - спец. в обл. этики и соц. филос; д. филос. н., проф. Р. в Казани. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ (1949). С 1958 преп., ст. н. с, доц., проф. филос. ф-та МГУ. Зав. кафедрой этики (1970-1980), работал проф. кафедры ист. материализма того же ф-та (1980-1986). Затем — проф. кафедры этики филос. ф-та МГУ. Заслуженный проф. МГУ. Д. ч. Международной Академии наук высшей школы. Применяя комплексный подход к решению филос. проблем на стыках наук, А. в 1950-х иссл. общую природу объективных закономерностей и логич. особенности отражающих их законов науки, взаимоотношение категорий закона, причинности, необходимости и случайности. Стремился показать богатство филос. идей, сопряженных с новой отраслью науки и техники. В 1960-х опубликовал ряд работ о свободомыслии франц. и нем. просветителей XVIII в., а также об имманентах начала XX в. С 1970-х гл. обл. науч. интересов — дух. жизнь людей: филос. религии, этика, а также филос. теория ценностей (аксиология) как общая основа наук о человеческой духовности. Позже осн. направлением иссл. стали проблемы нормативной и аксиол. этики. А. развивал концепцию, согласно к-рой мораль — не только «форма отражения» действительности в сознании, но фундаментальное свойство всей человеческой жизнедеятельности, иммунная система, предохраняющая от энтропийного распада духовности личности и об-ва. На эту роль не могут претендовать ни полит, сознание, ни правосознание, ни наука, ни эстетич. и религ. сознание и никакой др. элемент духовности. Уникальная роль морального сознания является плодом всей соц. и — еще далее — космической эволюции. Этим же можно объяснить «тайну» необычайной повелительности нравств. чувства, самоочевидной императивности моральных требований. В наст. вр. человечество, особенно Россия, переживает кризис нравств. духовности. В сочетании с глоб. характером нек-рых др. кризисных ситуаций — экон., военно-полит., экологических, демографических и т. д. — повсеместный упадок нравственности, ослабление ее защитной функции ставят человечество на пороге XXI в. перед дилеммой: возрождение и обновление моральной духовности — или конец человеческой цивилизации на Земле. В поел, годы А. исследовал проблемы теории ценности; подверг критике односторонние субъективистские и объективистские теории ценности, утверждая, что феномен ценности можно правильно понять и определить только в границах той полной реальности, каковой является вся человеческая жизнедеятельность в единстве ее объективных и субъективных компонентов. С этой целью он ввел фундаментальные понятия: значение, значимость, значимое (ценностное) отношение, шкала («иерархия») значений и др., раскрывал взаимосвязь ценностей и оценок с др. элементами человеческой деятельности: потребностями, нормами, знанием.
Соч.: Единство морального сознания и поведения в нравственной культуре личности // Нравственная культура: Сущность. Содержание. Специфика. Вильнюс, 1981; Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности.М., 1981; Духовные ценности. М., 1988; Взаимосвязь материального и духовного в нравственном общении людей // Нравственность и общение. Каунас,1989; Роль этического просвещения в нравственном обновлении общества // Обновление морали и перспектива общества. М., 1990; Право на жизнь: мораль — его единственная защита // Этика прав человека. Материалы международной конф. М., 1994; Единство теоретико-познавательного, социологического и ценностного способов рассмотрения морали // Моральные ценности и личность. М., 1994; Теория ценностей в отечественной философии XX века. Очерки истории // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1994. № 4; Введение в аксиологию. Уч. пособие для изучающих философию. М., 2001; Value theory in twentieth century Russian Philosophy. The Jornal of Value of Inguiry. 1996. № 30.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009