Анимизм

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Анимизм
вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Согласно Э.Тайлору, анимизм - первая стадия религии.

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

АНИМИЗМ
(лат. «анима» – душа) – одна из ранних форм верований, для которой характерно представление о существовании души и духов, определяющих жизнь людей и явления окружающего мира.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

АНИМИЗМ
вера в души и духов. В научный оборот в этом значении термин был введен английским антропологом Э. Тайлором, который считал, что анимизм является “минимумом определения религии”.    

Источник: Религиоведческий словарь

АНИМИЗМ
(от лат. anima — душа) — религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения (в первобытных религиях — также у каждой вещи) и о возможности свободного общения человека со своим духом, душой.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Анимизм
от лат. anima – душа) – 1) одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.  

Источник: Словарь по культурологии

АНИМИЗМ
вера в существование души; одна из форм религиозных верований, возникших на ранней стадии развития человечества (каменный век). Первобытные люди считали, что душа есть и у человека, и у растения, и у животного. После смерти душа способна вселиться в новорожденного и тем самым обеспечить продолжение рода. Вера в существование души - обязательный элемент всякой религии.

Источник: История и теория культуры

Анимизм
вера в духи и души. Антрополог Э. Тайлор предложил рассматривать анимизм как минимум определения религии. Возникший в глубокой древности анимизм остается важнейшим компонентом всех современных религий.Антиномизм принцип и метод религиозно-философского познания и (или) изложения полученных выводов, основанный на широком использовании парадоксов, противоречий между одинаково доказуемыми суждениями.

Источник: Религиозные термины

АНИМИЗМ
лат.-душа): вера в существование у всех окружающих объектов в природе сверхъестественных двойников: духов и души у человека. Это одна из первоначальных форм науки воздействия человека на внешние предметы и управления собой с помощю души. Впоследствии анимизм стал составной частью тех религий, которые выделяют в человеке душу и тело. Анимистические представления характерны для современных мировых религий.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Анимизм
(от лат. anima — дух, душа) — представление о существовании духовных (нематериальных) сущностей и существ и вера в возможность общения человека с ними. Возникновение А. относится к эпохе первобытнообщинного строя. А. предшествовали более простые формы перенесения человеком представлений о себе самом на окружающий мир вещей, явлений и отношений между ними: антропопатизм и аниматизм. Анимистические представления являются составным элементом всех совр. религий.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Анимизм
от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Тайлором для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Анимистические образы - это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы. 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из форм реликтовых религий; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Анимизм
от лат. anima — душа, дух) — ранняя форма религиозных представлений, одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только действующими в природе, но и влияющими на человеческую жизнь, даже поселяющимися в самом человеке. Духи стихий могут быть злыми и доброжелательными, поэтому в необходимых случаях им делаются небольшие пожертвования. Отношение духов непостоянно и может меняться в зависимости от поведения людей.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

АНИМИЗМ
от лат. anima - душа) - у примитивных народов вера в существование душ и духов как причину явлений природы, вера в одушевленность всей природы, вера, на которой покоится естественная религия; в метафизическом смысле - мировоззрение, согласно которому душа возводится в принцип жизни. Г.Э.Шталь ("Theoria medica", 1737), а также Парацельс и Кар дано, которые сводят жизнь к душеобразному динамическому "духу" ("Spiritus"), подобно Аристотелю, считали душу ваятельницей тела. Анимальный - животный, свойственный животным; в переносном смысле - связанный с инстинктом кормления и половым инстинктом ("анимальные потребности").

Источник: Философский энциклопедический словарь

Анимизм
религиозное представление первобытных народов о духе и душе. Английский ученый Э. Тайлор считал анимизм древнейшей основой религии. По его мнению, представление об одушевленности предметов и явлений возникло у «дикаря-философа» в результате размышлений над причинами сновидений, смерти, случаев сумасшествия и т. д. То, что человек обладает некой душой, которая может отделяться от тела во сне или в результате смерти, послужило основой для заключения о том, что все предметы также обладают душой. Природные явления (дождь, гром, ветер, землетрясение, деревья, камни, реки и т. д.) наделялись собственной волей, духом. Духи, однако, не отделялись от предметов: они могли погибать вместе с ними.

Источник: Человек и общество. Культурология

АНИМИЗМ
система, в которой каждая вещь считается одушевленной. Человеку свойственно каждому явлению приписывать некоторое намерение. Отсюда — древние понятия хороших или плохих духов, судьбы, мана и т.д. Их нужно заклинать или призывать — молитвами, жертвоприношениями: ритуалы варьируются в зависимости от общества. Анимизм ведет в конечном счете к колдовству, магии (задача которой — управление этими загадочными силами или их отвод). После процесса персонификации анимизм
через «политеизм» ведет к «фетишизму», а затем к различным религиям. Анимизм отождествляет принцип мысли с принципом органической жизни (психологическая теория Шталя).

Источник: Философский словарь

Анимизм
 (лат. anima — дух, душа) — верование в душу и духов, будто бы влияющих на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира. Анимистические представления возникли в первобытном об-ве. Первобытным людям представлялось, что вещи, растения, животные имеют свою душу. Осн. причиной возникновения А. был крайне низкий уровень развития производительных сил и вследствие этого незначительный запас знаний, неспособность человека противостоять стихийным силам природы, к-рые представлялись чуждыми, таинственными. Олицетворение этих сил на определенной ступени развития об-ва служило формой их освоения. Анимистические представления легли в основу позднейших религиозных верований; в принципе А. присущ всякой религии.

Источник: Философский словарь. 1963

АНИМИЗМ
(Animismus; от лат. anima — «душа») — у примитивных народов вера в существование духов как причину явлений природы, вера в одушевленность всей природы, вера, на которой покоится естественная религия (Э. Б. Тайлор. Первобытная культура, 1873, рус. пер. 1939, 1989); в метафизическом смысле — мировоззрение, согласно которому душа возводится в принцип жизни. Так, Г. Э. Шталь (Theoria medica, 1737), подобно Аристотелю, считал душу ваятельницей тела, но уже Парацельс и Кардано сводят жизнь к душеобразному динамическому «духу» («Spiritus»). См. также Миф.
Н. А. Аксаков. Анимизм и спиритизм, I—II, 1890, dt, 1915; N. Söderblom. Das Werden des Gottesglaubens, 1916; W. T. Harris, E. G. Parrinder. The Christian Approach to the Animist, London, 1960; W. Me Dougall. Body and Mind. A History and a Defense of Animism, Boston, 1961 ; E. Renner. Eherne Schalen. Über die animist. Denku. Erlebnisformen, 1967.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АНИМИЗМ
(лат. anima дух, душа) — вера в души и духов, особые сверхъестественные существа, от к-рых якобы зависит жизнь растений, животных, деятельность людей, существование всех предметов окружающего мира. Анимистические представления возникают у первобытных людей, к-рые в условиях недостаточно развитого производства олицетворяли грозные, вызывавшие страх силы природы, непонятные явления из жизни человека. Так, таинственный дремучий лес олицетворялся в образе лешего, опасные речные омуты — в образе водяного и т. д. Сначала душа или духи считались телесными, материальными существами, тесно связанными с предметами, но способными их покидать. Постепенно с развитием отвлеченного мышления у людей возникает представление о бесплотных, бестелесных душах, существующих вне и независимо от материальных предметов. Все современные религии сохраняют в себе элементы А. (представления о добрых и злых духах, богах, ангелах, чертях, о бессмертной душе и т. п.).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

АНИМИЗМ
от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. В науч. оборот термин введен англ. этнологом Э. Таилором для обозначения первонач. стадии в истории развития религии. Тайлор считал А. «минимумом религии». Хотя мн. ученые вслед за Таилором рассматривают А. как нач. стадию религий, более правильно мнение Г. В. Плеханова и др., что А. - необходимый элемент всякой религии. Анимистич. образы - это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы; особенно разнообразен и многочислен сонм духов природы. Духи стихий могли быть доброжелательными, могли и угрожать благополучию людей. Поэтому им в нужных случаях делались небольшие жертвоприношения. Характерна вера в множественность душ и в «телесные» души. С развитием веры в духов и души появляются обобщенные понятия для обозначения сверхъестеств. свойств вещей (или людей) типа «мана», «оренда», позднее — «благодать» (в христианстве). Элементы А. сохраняются и в совр. мир. религиях.

Источник: Атеистический словарь

АНИМИЗМ
от лат. anima, animus - дух, душа), термин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введен в этнографич. науку англ, ученым Э. Б. Тайлором, к-рый считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом») возникновения религии, созданной «дикарем-философом» в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и т. п. В соответствии с характерным для архаич. верований антропоморфизмом (наделение явлений окружающего мира свойствами человека), духи персонифицировали природные явления (гром, ветер и т. п.) и объекты (деревья, источники и т. п.), наделялись собств. волей, способностью вредить людям (духи болезней). Духи, однако, не противопоставлялись этим объектам как их духовные сущности - дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим вместилищем и т. п. Душа человека воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его органах (сердце, голова) - ср. представления о «телесной» душе, погибающей со смертью человека и отличной от духа умершего, множественности душ и т. п. Для первобытного сознания существенным было противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого миров (потустороннего мира духов), живого и мертвого, но не телесного и бестелесного, одушевленного и неодушевленного (ср. обычай «убивать» вещи на похоронах, чтобы их души отправились вслед за владельцем). Анимистич. представления - элемент всякой религии. См. также Дух, Душа.

Источник: Советский философский словарь

АНИМИЗМ

(от лат. anima - "душа") - вера в населенность природы бестелесными существами ("душами", "демонами" или "духами"). Собственно религиозной эта вера не является, но нередко ее ошибочно считают вслед за Э.Тайлором древнейшей основой возникновения религии. П.Флоренский воспроизводил ее содержание так: "Вся природа одушевлена, вся жива - в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все дышит вместе друг с другом. Враждебные и благотворные воздействия идут со всех сторон. Ничто не бездейственно; но, однако, все действия и взаимодействия вещей-существ-душ имеют в основе род телепатии, изнутри действующее симпатическое сродство". Есть две точки зрения на "духов стихий": 1) это бесы, противящиеся Богу и опасные для человека; 2) это бесплотные существа, личностная развитость которых уступает человеку; "гении мест", как говорили в античности, "стихиали", как их нередко называют теперь, которые не во всех случаях духовно полностью затемнены. П.Флоренский, имея в виду тех, что связаны со среднерусской природой, писал: "И молитвы "они" не боятся: ведь они - не то, что черти, не злая сила. Молитва им нипочем. Боятся они лишь скверных черных ругательств - чертыхания да матерного слова". Некоторые из них, если полагаться на Д.Андреева, "активно добры", но другие - "капризны, импульсивны, мстительны. Доверять им можно не всегда". Есть стихиали явно демонические - буйные и страшные, враждебные человеку. (См. также: НАТУРАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

АНИМИЗМ
от лат. anima, animus—душа, дух)—вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно Тайлору, первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций, что привело к формированию представлений о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени, а в дальнейшем — о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т. п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности: все явления и предметы наделялись желаниями, волей, чувствами, мыслями и т. п. Отсюда возникла вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Выдвинутую Тайлором формулу «анимизм есть минимум определения религии» широко использовали многие философы и религиеведы, однако критики ее отмечали, что религиозные верования т. н. «примитивных народов» часто не содержат в себе элементов анимизма; такие верования были названы «преанимистическими». Отмечалось также, что тайлоровская концепция «философствующего дикаря» не учитывает социальных и психологических причин возникновения религиозных верований. Несмотря на это, понятие анимизма сохранилось в современном религиеведении: анимистические верования рассматриваются как существенная составная часть всех религий мира.

Источник: Новая философская энциклопедия

Анимизм
В узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который вообще отказывается ее объяснять).
В более широком смысле анимизмом называют стремление во всем видеть душу (anima) или дух (animus) – даже в тех существах, которые, на первый взгляд, лишены способности чувствовать: в деревьях, в огне, в реке, в звездах и т. д. Анимизм – самое первое суеверие и, возможно, принцип, на котором строятся все остальные. Но, например, Огюст Конт считал анимизм необходимым началом умственной деятельности. Прежде чем познавать, надо уверовать. А что может быть легче веры в дух – основу любой веры?
Огюст Конт, впрочем, предпочитает термин фетишизм, которому мы сегодня придаем совсем другое значение. Он полагает фетишизм первой стадией религиозного сознания, одновременно и более непосредственной и более логичной, чем две остальные (политеизм и монотеизм). «Рассматривать все внешние тела, независимо от того, являются ли они естественными или искусственными, как одушевленные и в основном имеющие жизнь, аналогичную нашей», как он утверждает, конечно, заблуждение, но вместе с тем это заблуждение помогает сделать первый шаг к пониманию реальной действительности. Лучше уж ошибиться, изучая этот мир, чем изобретать какой‑нибудь другой. С духами разобраться все‑таки проще, чем с богами.
Или тогда уж надо признать, что боги окончательно покинули нас – как боги Эпикура или Бог Симоны Вейль (25) – и оставили мир во власти бездушной материи. Мир, по выражению Алена, глухой к молитвам и чуткий к творениям рук человеческих. Противоположностью анимизма, как и любой другой религии, являются труд, познание и действие.

Источник: Философский словарь.

АНИМИЗМ
лат. anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем: человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы. Сам термин А. впервые ввел немецкий ученый Г. Шталь (1708), назвав А. свое учение о безличном жизненном начале — душе, которая, по его мнению, является основой всех жизненных процессов, "ваятельницей тела". В 1871 термин А. был использован в этнографической науке Тайлором, который трактовал его не только как веру в души и духов, но и как теорию происхождения религии, считая веру в отделимых от тела духов основой, "минимумом" религии, созданной размышляющим "дикарем-философом" над причинами сновидений, смерти и т. п. Другие ученые (Р. Маретт, Фрезер, Л. Штернберг) считали, что предшественниками А. были представления о материальной "телесной душе", магической силе человека, о животворении всей природы (аниматизм). Первоначально в сознании первобытного человека духи и души были связаны с материальными вещами и даже разделяли с ними свою судьбу. Есть все доказательства того, что до заселения дикарем мира душами и духами, он наделил сверхъестественными свойствами сами предметы и явления, двойниками которых и стали позже эти души и духи. В наши дни, будучи одной из форм ранних верований и пройдя сложный путь эволюции, А. в той или иной форме сохраняется во всех современных религиях, а также проповедуется представителями теософии, оккультизма, спиритизма и т. д.
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

Анимизм
этот термин нередко ошибочно используется при описании африканских и других религиозных систем, не имеющих письменности, а также для характеристики веры в духов природы. Понятие было введено сэром Эдвардом Тейлором (1832-1917) в качестве «минимального определения» религии. Он утверждал, что из информации, которую «примитивный человек» получал во сне, было выработано представление об «аниме»-духовном принципе оживления материальных объектов. Так, о реках, деревьях, камнях, солнце, луне и священных предметах говорилось, что им присуща духовная сила, которую вызывают обитающие в них духовные существа. Такие представления, утверждал Тейлор, стали причиной страха, который и привел к культовому поклонению и развитию религии. Сегодня термин «анимизм» нередко используется не по назначению самыми серьезными исследователями религий, хотя его действительное значение еще сохранилось у некоторых миссиологов. Причина, по которой многие ученые отвергли термин, заключалась в том, что он не мог представить многосложную природу многих бесписьменных религий, далеко выходящих за пределы упрощенных представлений о духовном мире. Идея, положенная в основу анимизма, является, по сути, историческим продуктом расизма, считавшего, что бесписьменным народам не хватает интеллектуальных способностей, чтобы разработать сложную религию или философию. К тому же, анимизм навязывает один-единственнный способ описания организации верований религиозных систем, включающих в себя намного большее разнообразие, и искажает то, во что на самом деле верят люди. Целесообразнее отказаться от этого термина в пользу признания сложности религиозной системы. Британский антрополог Эдвард Эванс-Притчард(1902-1973) более других потрудился над тем, чтобы развеять упрощенные представления о «примитивных религиях» в таких книгах как «Колдовство, оракулы и магия Азанды» (Witchkraft, Oracles and Magic Among the Azande, 1936), и «Новая религия» (Nuer Religion, 1956).

Источник: Новые религиозные движения.

АНИМИЗМ
от лат. anima - душа) - вера в то, что все предметы и явления окружающего нас мира управляются душами, духовными существами и что эти отделимые от предметов духовные сущности незримо способствуют или мешают людям добиваться своих целей. Души и духовные существа присутствуют везде и во всем - в людях, животных, растениях, минералах; они проникают в любую материальную плоть, задерживаются в ней и покидают ее.
Э. Б. Тайлор (1832 - 1917), английский этнограф и исследователь истории культуры, первым ввел термин "А." в этнографию и систематически описал это верование. Определив А. как "веру в духовные существа", он попытался увидеть в А. "минимум религии". По его мнению, все религии, в прошлом и настоящем, сопряжены с А., содержат в себе его признаки, поэтому А. логично рассматривать как суть всякой религии и как первоначальную стадию в истории развития религии. В большинстве племенных культов прослеживаются в большей или меньшей степени признаки анимистических верований, что позволяет исследовать эту древнейшую основу всякой религии не только абстрактнотеоретически, но также опираясь на этнографическую эмпирию. Тайлор считал, что корни религии лежат в психической жизни людей, а сама религия вырастает из "доктрины о душе". Размышляя о смерти, сновидениях, обмороках, галлюцинациях, люди постепенно пришли к идее души, а потом развили эту идею в "доктрину духов", демонов и богов. Так постепенно, по мнению Тайлора, человечество перешло с дорелигиозной стадии своей эволюции на стадию политеизма: представление о душе породило веру в переселение душ и загробный мир, в мир духов и богов; возник культ предков-духов с сопутствующей ему сложной системой обрядов и ритуалов. Завершилось это развитие идеи души, как полагал Тайлор, верой в единого Бога, монотеизмом.
Теория Тайлора подверглась основательной критике как со стороны теистов, так и со стороны атеистов, предлагавших иные критерии "минимума религии".
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

АНИМИЗМ
(от лат. animus — дух, anima — душа) — термин и понятие, обозначающие особый тип представлений об окружающем мире и человеке, сложившийся в первобытном обществе и характеризующийся верованиями в духов, т.е. в бесплотных, нематериальных существ. Анимистические образы чаще всего являлись олицетворениями природных сил, стихий, опасностей, болезней, подстерегавших древнего человека, или его душевных состояний, моральных качеств и межплеменных отношений. В основе А. — вера во всеобщее одушевление природы, и А. рассматривается как одна из ранних стадий религиозных верований, связанных с совершением определенных обрядов. Таким образом, А. оценивается как новая по сравнению с фетишизмом и тотемизмом ступень сознания и культуры первобытного человека, хотя А.Ф. Лосев (1893—1988) подчеркивал, что А. «есть продукт весьма развитой общественности, продукт скорее конца первобытного общества, чем его начала». Термин и понятие А. ввел и обосновал английский этнограф Э.Б. Тайлор в кн. «Первобытная культура» (1871). Тайлор обозначал термином «анимизм» «общее учение о духовных существах», которое открывает первоначальные этапы развития религиозных верований на первобытной стадии развития народов всего мира. В то же время Тайлор предлагал употреблять этот термин в качестве определения «минимума религии», что нашло свое выражение в вере первобытных людей в духовных существ. Представив в сравнительном аспекте многообразный этнографический и исторический материал, Тайлор сумел показать разностороннее и глубокое влияние анимизма на сознание первобытного общества и на всю первобытную культуру. Особое значение имела проекция анимистической теории на позднейшие, более развитые религиозные явления и культы. Используя анимистические представления, Тайлор стремился применить идеи эволюционизма по отношению к истории религиозной культуры, утверждая, что «первобытный анимизм настолько удовлетворительно с известной точки зрения объясняет факты, что он удержал свое место даже в высших слоях культуры». Анимистическая теория Тайлора заняла свое достойное место в теории и истории мировой культуры. В современной науке А. рассматривается как постоянный и необходимый элемент всякого религиозного мировоззрения и религиозной культуры.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

анимизм
АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно теории Тайлора, они развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и время от времени покидающей его. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, но в ходе сложной эволюции эта вера трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем в монотеизм. Основываясь на широкой распространенности в первобытной культуре анимистических верований, Тайлор выдвинул формулу: «А. есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие философы и религиоведы, однако при обсуждении тайлоровской концепции А. выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом бьии этнографические данные, которые свидетельствовали о том, что религиозные верования т.н. «примитивных народов» зачастую не содержат в себе элементов А. Такие верования были названы преанимистическими. Кроме того, было обращено внимание на то, что тайлоровская теория, согласно которой А. коренится в ошибочных рассуждениях «философствующего дикаря», не учитывает социальных и психологических причин религиозных верований. Однако, несмотря на критику анимистической концепции Тайлора и признание многих ее положений устаревшими, современные философы и религиоведы продолжают пользоваться термином А. и признают, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира.         А.Н. Красников

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АНИМИЗМ
(от лат. anima/animus — душа/дух) — вера в существование душ и духов как двойников и животворящих начал природных явлений и существ, включая человека. Термин «А.» ввел в науч. лит-ру англ. этнолог и антрополог Э.Б.Тайлор (1832— 1917), полагавший, что А. явл. наиболее ранней формой первобытной религии, на основе к-рой в ходе эволюционного процесса сложились все более поздние и сложные формы религ. верований. Согл. Тайлору, анимистические представления возникли у примитивных людей по двум причинам: 1) необходимость объяснения таких феноменов, как сновидения (англ. dreams), галлюцинации (англ. daydreams), болезнь, смерть; 2) естеств. склонность человека к олицетворению и одушевлению объектов окружающей среды (см. Антропоморфизм). Первобытный человек выработал представление об особом руководящем и движущем начале в собств. теле, к-рое относительно независимо и способно временно покидать его, тогда как нормальное функционирование тела без него невозможно. Опыт осмысления многообразных явлений окружающего мира сопровождается наделением их аналогичными «духовными двойниками», что обеспечивает человеку возможность «общения» и «взаимодействия на равных» с неподвластными ему природными силами и явлениями. Усложнение социокульт. системы, дифференциация соц. и культ. деятельности порождают веру в отд. от телесных носителей существование душ и духов, их субстанциальность, бестелесность и бессмертие («полидемонизм»). На этой основе постепенно складывается комплекс политеистических верований, к-рые (при наличии ряда соц.-истор. условий) трансформируются в монотеистическую религию. Тайлор и его последователи полагали, что любое сложное и утонченное религ. учение можно свести к А. как к «минимуму рационального определения религии». Одним из первых критиков анимистической концепции происхождения и эволюции религии был англ. религиовед Р.Маретт (1866—1943), предложивший теорию первобытного «аниматизма» (от лат. animatus — одушевленный), т.е. веры в безличную духовно-магич. силу или субстанцию («мана»), пронизывающую все мироздание и концентрирующуюся в опред. предметах или существах. Ярко выраженный европоцентризм обеих эволюционистских моделей развития религ. культуры стал причиной разносторонней критики со стороны мн. этнологов и религиоведов. В результате этой критики, обоснованной материалами мн-ва этнокульт. и религиоведческих исследований, понятие «А.» (а также «аниматизм») перестало употребляться как обозначение конкретной религ.-культовой традиции или практики (см. Деятельность), сохранив значение общей для всех религий веры в особую душевно/духовную сущность, присущую всем существам, объектам и явлениям феноменального мира. Тем не менее, в англоязычной лит-ре термин «А.» по-прежнему обозначает разл. примитивные религ. традиции «туземного населения». Лит.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1990; Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1987; Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1998. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АНИМИЗМ
(от лат. animus, anima - дух, душа) - вера в «духовные» (бесплотные, нематериальные) существа, один из самых постоянных и существенных элементов религии. В широкое научное употребление термин «А.» введен Э. Тэйлором, к-рый рассматривал А. как «минимум религии», как начальную стадию развития религии вообще. Построенная Тэйлором «анимистич. теория» религии получила очень широкое распространение среди прогрессивных бурж. ученых, оказала влияние и на труды некоторых ученых-марксистов. Но, независимо от признания или непризнания этой теории, наличие анимистич. верований даже в самых «ранних формах религии не подлежит сомнению. Не следует думать, что «духовные существа», анимистич. образы религ. верований - чисто нематериальные сущности в филос. смысле. Первобытный и суеверный человек неспособен представить себе существо, абсолютно лишенное материальных свойств. Человеч. «душа» в нар. религ. верованиях обычно рисуется как маленький человечек, сидящий где-то внутри тела человека, но способный покидать его. «Дух» чаще всего представляется как существо, имеющее вид человека или животного, и считается, что его в нек-рых случаях можно видеть, еще чаще можно слышать его голос. Дух - это как бы существо, сделанное из особой, более тонкой материи, с особыми свойствами и способностями носиться по воздуху, проникать сквозь твердые предметы, менять свою величину и вид.
Не раз делались попытки уловить ступени развития анимистич. представлений. Тэйлор считал начальным анимистическим представлением представление о душе человека и уже из него выводил веру в душу умершего, в души животных и растений, в духов природы, в перевоплощение и пр. В. Вундт допускал существование двух самостоят. зародышевых анимистич. идей: веры в «свободную душу» (психе) и «телесную душу», неотделимую от живого тела. Л. Я. Штернберг, напротив, полагал, что первой стацией развития анимистич. верований было всеобщее одушевление природы («аниматизм»), второй стадией - вера в духов природы, и только третьей - вера в душу человека. Все анимистич. образы суть олицетворения. От поэтич. олицетворений они отличаются тем, что входят в состав религ. верований, т. е. люди верят в их реальность и вера в них связывается с совершением религ. обрядов. Что именно олицетворяется в анимистич. образах? Все то, что поражает воображение первобытного и суеверного человека, что вызывает в нем страх, затрагивает его жизн. интересы. В духах природы олицетворялись опасные для первобытного охотника или земледельца природные стихии: напр., злые духи гор, тролли, в сканд. нар. поверьях - олицетворение опасностей, грозящих человеку в горах; образ лешего в сев. русских верованиях - олицетворение таинств, сил дремучего леса, окружавшего древних славян-земледельцев и страшного им; напротив, дух-хозяин тайги в поверьях охотничьих народов Севера - олицетворение промысловой удачи; духи и демоны плодородия и урожая - олицетворение сил природы, вызывающих чувство зависимости от них у земледельца; «лихорадки», «трясовицы», «Оспа» и др. - олицетворение болезней, порождавших страх и чувство беспомощности у людей. Образы злых духов - различного и сложного происхождения, в них олицетворяется то страх перед умершими, особенно перед теми, кого боялись и при жизни (таковы умершие колдуны, шаманы, убийцы и др.), то страх перед таинств, силой колдуна, ведьмы, то просто злополучная судьба бедняка-неудачника (таковы, напр., анимистич. образы «лиха одноглазого» в русских или «злыдней» в украинских нар. поверьях). Анимистич. представление о душе живого человека, видимо, сложно по происхождению, в нем олицетворились и наивное понимание сновидений, и страх перед «порчей» (объяснение болезни как похищения «души» колдуном или злым духом), и пр. Образы богов всех религий - тоже анимистич. образы, но еще более сложного происхождения: переплетенные олицетворения природных сил, разных видов человеч. деятельности, моральных качеств человека, племенных и межплеменных отношений.
Хотя мн. ученые, вслед за Тэйлором, рассматривают А. как начальную стадию религии, но более правильно мнение Г. В. Плеханова и др., что А. - необходимый элемент всякой религии вообще. Нет религии без А. Более того, самые развитые, рафинированные анимистич. представления (о чисто «бесплотных» духах и душах) встречаются как раз в таких самых сложных религиях, как христианство, ислам.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АНИМИЗМ
от лат. anima – дух, душа) – вера в духов и души, якобы управляющих людьми, животными, предметами и явлениями окружающего мира; ложное воззрение, согласно к-рому люди, животные, растения и предметы природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым активным, независимым от телесной природы началом – душой. А. – одна из существ. сторон всякой религии. От анимистич. представлений необходимо отличать магические (см. Магия), связанные с верой в непосредств. воздействие самого человека сверхъестеств. путем на материальный предмет, а также аниматические (см. Аниматизм), т.е. веру в безличную одушевленность природы. Термин "А." впервые был употреблен нем. химиком и физиологом Г. Э. Шталем (1660–1734). Основы анимистич. теории были заложены уже англ. материалистами 18 в. Гоббсом, Толандом, Пристли, к-рые видели истоки религии в возникновении у первобытного человека веры в духов и души. У Тайлора, а затем у Спенсера, Липперта и др. понятие "А." было связано с анимистич. теорией происхождения религии. Согласно этой теории, наиболее существ. признак всякой религии ("минимум религии") есть "вера в духовные существа"; простейшей формой этой веры является представление о душе человека, как о некоем сидящем внутри него двойнике. Корни этого представления Тайлор видел в чисто психологич. области. По его мнению, представление первобытного человека о душе возникло как попытка объяснения загадочных явлений – сна, сновидения, болезней, галлюцинаций и т.д. Являясь двойником человека, душа может покидать его тело как временно (сон, болезнь, обморок), так и навсегда (смерть). Отсюда происходило отождествление души с дыханием, кровью, тенью и пр. По аналогии с собой первобытный человек признавал существование души у животных, растений и предметов неживой природы. Представление о душе породило веру в переселение душ в загробный мир, куда души направляются после смерти; возникли обычаи кормления покойников, культ предков и т.д. В дальнейшем развитии представлений А. души умерших превращаются в духов, демонов, богов; завершается это развитие верой в единого бога-вседержителя. Анимистич. теория явилась шагом вперед в изучении истории религии. Она пришла на смену мифологич. теории происхождения религии, построенной на очень огранич. историч. материале. Достоинствами анимистич. теории были: последовательно выдержанная т.зр. прогресса, идея единства умств. развития человечества, широкая фактологич. база, включающая огромный этнографич. материал; антиклерикальная направленность. Поэтому в 70–80-х гг. она получила широкое признание. Начавшаяся с 90-х гг. критика анимистич. теории велась с двух противоположных сторон: со стороны реакц. католич. кругов (патер Шмидт и др.) и со стороны тех ученых (Маретт, Вундт и др.), к-рые выступили против ее ограниченности и односторонности, пытаясь усовершенствовать анимистич. теорию, освободиться от наиболее заметных ее недостатков. Вундт в работе "Миф и религия" (1905–09, рус. пер. 1913) считал, что вначале была вера не только в "свободную душу" ("психе"), но и в душу "телесную", неотделимую от тела; он признавал, кроме того, первенствующую роль аффектов (эмоций) в религии. Однако эти попытки улучшить анимистич. теорию не избавили ее от коренных пороков. Осн. недостатками анимистич. теории являются игнорирование социальных корней религии, попытка свести религию к индивидуальной психологии человека, односторонне интеллектуалистич. понимание религии как результата простых размышлений "дикарей-философов" (выражение Тайлора), истолкование религ. верований как логически обоснованных понятий (душа, дух как причина, вызывающая психич. и др. явления); искусств. толкование многих религ. верований (фетишизм, магия, суеверные представления о покойниках), будто бы основанных на вере в духов; идеалистич. концепция имманентного развития религ. Верований – одни из других. Энгельс ("Людвиг Фейербах"), а также ряд других марксистских исследователей (Лафарг, Плеханов и др.) использовали отд. положит, стороны анимистич. теории и заложили основы материалистич. и историч. решения проблемы происхождения религ. сознания. Вопрос о происхождении А. связан с более общим вопросом о происхождении религии. Марксизм-ленинизм исходит из того, что возникновение религ. формы сознания является следствием низкого развития производительных сил "...Бессилие дикаря в борьбе с природой, – указывал Ленин, – порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.п." (Соч., 4 изд., т. 10, с. 65). В силу узости обществ. практики первобытному человеку было недоступно понимание природы как извечно существующей данности. Он рассматривал бытие как нечто творимое. Точка зрения личного созидания, приводившая к религии и укрепляемая веками ею, пустила глубокие корни в первобытном сознании. Поэтому "творение является таким представлением, которое весьма трудно вытеснить из народного сознания. Народному сознанию н е п о н я т н о чрез – себя – бытие природы и человека, потому что это чрез – себя – бытие противоречит всем о с я з а т е л ь н ы м ф а к т а м практической жизни" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 597). Жизнь природы, отношения вещей и явлений осмысливались человеком через призму знаний о жизни родового общества, об отношениях людей в этом обществе. Анимистич. образы (души, духи, демоны, бесы и др.) возникли кик олицетворение непонятных и угрожавших первобытному человеку сил природы, а также сил самого человека и обществ. явлений. А. – явление историческое. Оно возникло на сравнительно поздней ступени развития человека, на стадии родового общества. Первоначально душа мыслилась телесно, как вещь в вещи, а затем уже стала мыслиться как нечто идеальное, как особая субстанция. Духи и души в начале развития А. непосредственно связаны с материальной вещью и даже разделяют ее судьбу. Напр., греч. гамадриады, т.е. нимфы дерева, умирают вместе с порубкой самого дерева; но уже дриады переживают смерть дерева. В дальнейшем демон вещи становится все более сложным. Если Додонский дуб вначале и был самим Зевсом, то в дальнейшем он становится только вместилищем Зевса; а потом оказывается, что Зевс живет и не только в Додонском дубе, но и в других местах. Это постепенное обобщение доходит до своего предела в представлении одного божества для данной сферы действительности, а потом и для всей действительности вообще. Общественно-историч. практика определила развитие и структуру анимистич. образов. В своем развитии родовая община переходила от стихийного коллективизма к более сложным и дифференциров. отношениям, обусловленным обществ. разделением труда. Если ранний А. состоит из диких, страшных, стихийных, дисгармоничных, а иной раз даже уродливых образов (Медуза, Химера), то в дальнейшем, в связи с ростом производит. сил общества, с овладением человеком природой, все эти чудовища постепенно начинают очеловечиваться, становятся менее страшными и более антропоморфными (см. Антропоморфизм). Во главе мн. анимистич. образов становятся антропоморфные существа, обладающие разумной волей, а стихийные, уродливые образы становятся только рудиментами отдаленного прошлого. С развитием скотоводства, земледелия и ремесел появляются демоны, к-рые мыслятся уже покровителями соответств. областей обществ. практики. Наивный А. кончается вместе с общинно-родовой формацией. В рабовладельч. обществе, где связь индивида с обществом принимает антагонистич. характер, обусловленный развитыми классовыми отношениями, появилась новая форма А.: материя мыслилась одушевленной, но уже не антропоморфной; прежняя анимистич. мифология превращалась в натурфилософию. Элементы А. сохраняются и в мировых религиях. Как бы ни были сложны совр. богословские системы, в учениях христианства, ислама, иудаизма проявляется все тот же первобытный, "дикарский" А. Буквальная вера в духов проповедуется в совр. реакц. бурж. идеологии теософией, оккультизмом, спиритизмом и т.д. Плеханов во время борьбы с богоискательством успешно доказывал, что А. присущ всякой религии. В сов. науке проблема происхождения А. и его историч. роль в возникновении религий исследовалась И. Скворцовым-Степановым, Е. Ярославским, В. Никольским, А. Лукачевским. Критика анимистич. теории содержится в работах Ю. Францева, И. Крывелева, С. Токарева и др. Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955, с. 1–4; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с.49–72; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем.. М., 1923; ?леханов Г. В., О религии и церкви, Избр произв., М., 1957; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Лукачевский А., Происхождение религии, 2 изд., М., 1930; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940; Францев Ю. П., Фетишизм и проблема происхождения религий, [М.], 1940; Степанов-Скворцов И., Очерк развития религиозных верований, 3 изд., М., 1924; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Крывелев И. А., К критике анимистической теории, "Вопр. философии", 1956, No 2; Токарев С. А., Проблема происхождения и ранних форм религии, там же, 1956, No 6; Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; ?ранцев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959, с. 29–47, 134–180; Lippert J., Der Seelenkult in seinen Beziehungen zur althebr?ischen Religion, В., 1881; ?рдељановић J., О почецима вере и о другим етнолошким проблемима, Београд, 1938.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • анимизм (от лат. анима-душа)

    – вера в души и духов как особые сущности. Согласно концепции р. Тайлора, анимизм есть минимум религии, т.е. Только тогда можно квалифицировать представления как религиозные, когда в них присутству