(Anglican Communion).
Всемирное объединение церквей, находящихся в общении с архиепископом Кентерберийским (Англия), епископов крых каждое десятилетие (к-ром е военного времени) приглашают на Ламбетские конференции, проходящие в Лондоне с 1867 г. Англикане считают, что принадлежат к Церкви н.з. и первохристианских времен, края была реформирована в XVI в., и что с ней должны воссоединиться все христиане.
В англиканских церквях верховной властью наделены епископы. Архиепископы, или епископыпредседатели, выступают как " первые среди равных ". Они действуют и осуществляют административную власть на общенациональном уровне или уровне провинции. Посвящать священнослужителей и рукополагать других епископов могут только епископы. В некрых епархиях действуют епископыпомощники, называемые коадъюторами или суффраганами (викарные епископы). Суффраганы, в отличие от коадъюторов, не наследуют автоматически кафедру епископаепархии.
Основная единица в церкви приход с общиной и ректором. Миссия это община, края может подчиняться приходу или епархии. Епархия, возглавляемая епископом, такое объединение приходов и миссий, представители крого ежегодно собираются на епархиальный съезд (или совет). Каждый приход и миссия бывают представлены и мирянами, и клириками. Миряне участвуют во всех важнейших органах церковного управления. В большинстве англиканских церквей епископов избирают на съездах или советах, но некрые кафедры попрежнему замещаются по назначению, например, в Церкви Англии и многих епархиях, состоящих из миссий.
Все англиканские церкви пользуются тем или иным из многочисленных вариантов "Книги общего богослужения" (Book of Common Prayer). В соответствии с принципом " правило молитвы есть правило веры" (lexorandi, lexcredendi) , этот служебник рассматривается как специальное выражение англиканской доктрины. Особенно важен с точки зрения вероучения Ординал раздел, крый устанавливает чинопоследование рукоположения священнослужителей после принесения обетов. Св. Писание признается Словом Божьим, в к-ром содержится все необходимое для спасения. Как выражение библейской веры и учения классического христианства признаются Никейский и Апостольский символы веры.
Большинство церквей содружества не требует явного признания " Тридцати девяти статей". Однако эти статьи, воеходящие к елизаветинскому компромиссу XVI в. между протестантскими и католическими тенденциями, обычно связаны со Служебником и рассматриваются как важное историческое явление и памятник времени. "Статьи" недвусмысленно отрицают доктрину пресуществления и утверждают учение об оправдании верой, Троице и Христе как "истинном Боге и истинном Человеке" (very God and very Man).
Богослужение в англиканских церквях сильно различается, но для всех характерно стремление следовать течению церковного года, т.е. соблюдать предписанный порядок библейских чтений, чтобы привлечь особое внимание к той части откровения, края соответствует времени, начиная с Адвента и Рождества, через явление Христа язычникам (Богоявление), Великий пост и Пасху вплоть до Пятидесятницы. Богослужение определенно основывается на Библии во время любой обычной службы читается и ВЗ, и НЗ. Молитвы, возгласы священнослужителей и ответы молящихся, песнопения и псалмы (в Пс), входящие в " Книгу общего богослужения", насыщены библейскими выражениями.
Важнейшей службой обычно считается Вечеря Господня, или евхаристия. За последние 100 лет ее стали совершать чаще. При общем богослужении принято петь стоя, слушать сидя и молиться на коленях. В последние редакции "Книги общего богослужения" внесены наиболее существенные изменения по сравнению с первоначальным вариантом, крый составил в XVI в. Томае Кранмер. Главные особенности новых книг это гибкость языка, использующего и выражения, практически тождественные тем, что были в традиционных изданиях, и совершенно неформальные; архаическое "Ты" (Thou) при обращении к Богу заменено словом "Вы" (You); наиболее темные выражения современными синонимами. К-ром е того, в этих редакциях проявилось стремление к более активному участию в богослужении мирян и паствы; в XVI в. трудно было рассчитывать на то, что все прихожане окажутся грамотными. Однако пересмотр "Книги..." вызвал значительное сопротивление со стороны тех, кто считает, что язык новых изданий уступает кранмеровскому, а некрые изменения неудачны с вероучительной точки зрения.
Все увеличивающиеся расхождения между служебниками, вероятно, приведут к тому, что основанием общего самосознания англикан станет их общение с архиепископом Кентерберийским, а не "Книга общего богослужения".
В Служебнике выражена основополагающая цель англиканского богослужения: "принести благодарение за великие блага, которые мы получили из Его рук, воздать столь подобающие Ему хвалы, услышать Его святейшее слово и просить о том, что необходимо и потребно как для тела, так и для души ". Церковь стремится выполнить это со всем величием, торжественностью и благолепием, чтобы вызывающая трепет тайна стала максимально доступной и применимой в любых условиях.
О разнообразии направлений в англиканстве свидетельствуют удивительно быстрое распространение и евангельский дух этой церкви в Вост. Африке; англокатолическая,сосредоточенная на таинствах традиция, господствующая в Юж. Африке; либерализм и неудовлетворенность классическим правоверием авторов "Мифа о воплощенном Боге" {The Myth of God Incarnate); консерватизм евангельских общин, упорно сохраняющих верность Св. Писанию и " Тридцати девяти статьям ".
С. F. Allison (пер. д. э.) Библиография: PC. Hughes, The Anglican Reformers; S. NeW,Anglicanism; More and Cross, Anglicanism; W. Temple et al., Doctrine in the Church of England.
См. также: Тридцать девять статей; Книга общего богослужения; Англокатолицизм; Высокой церкви, движение; Низкая церковь; Латитудинаризм.