(Angelus Silesius, «Силезский вестник») — подлинное имя Иоганн Шеффлер, религиозный мыслитель и поэт; р. 25.12.1624 (Бреслау) — ум. 9.7.1677 (там же); в 1653 перешел из протестантской церкви в католическую, в 1661 был принят в члены миноритского ордена. Сильные по своей образности стихи его «Херувимского странника» представляют собой образец немецкой мистической поэзии, которая вела свое начало от Экхарта и Таулера. Он писал, например: «Я знаю, что без меня Бог не может прожить ни одного мгновения; превратись я в ничто, он, лишившись меня, испустит дух». Соч.: Sämtliche poetische Werke (изд. Г. Л. Хельда, 3 т., 1949—1952).
Gnädinger. Die spekulative Mystik im «Cherubinischen Wandersmann» des J. A. S., in: Studi Germanici, Neue Reihe 4 (1966); J. L. Sammons. A. S., New York, 1967; J. Brukker. A. S. und Nikolaus von Kues, in: Euphorion 64 (1970).
Ангелус Силезиус
АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Ангелус Силезиус
лат. Angelus Silesius - «Силезский Вестник») — псевдоним, настоящее имя — Иоганн Шеффлер (Scheffler) (25.12.1624, Бреслау, — 9.7.1677, там же), немецкий мыслитель-мистик, мастер философского афоризма в поэтической форме. По образованию врач, служил лейб-медиком при различных дворах. С ранних лет изучал сочинения Я. Беме и других представителей немецкой мистической традиции, был лично близок к мистикам, которые в стороне от официальной теологии искали синтеза между пантеистически понятой идеей Бога и натурфилософской картиной мира (А. фон Франкенберг, Д. Чепко). Не найдя в рационалистической лютеранской ортодоксии своей эпохи простора для мистических исканий, А. С. переходит в 1653 г. в католицизм. Главное сочинение — «Херувимский странник» («Che-rubinischer Wandersmann», 1657) — книга глубокомысленных поэтических афоризмов, суммирующих идеи немецкой мистики от Экхарта до Беме. В центре ее стоит учение о неисчерпаемом, сокровенном человеческом «я», внутри которого находится средоточие мира, «философский камень» (кн. III, 118). Это «я» полагает и снимает реальность времени и пространства: «Не ты — в пространстве, но пространство — в тебе: если ты его извергнешь, то вечность дана тебе уже здесь» (кн. I, 185). У личного «я» человека есть бесконечно его превосходящий и все же равновеликий, независимый и все же взаимозависимый партнер и собеседник — космическое «Я» Бога. Бог описывается не только как водящий распорядитель мирового бытия, но преимущественно как имманентная и одновременно запредельная глубина этого бытия, «вечное молчание», которое «не имеет воли». Бог и человек сущностно сопряжены: «Я знаю, что без меня Бог не может прожить мгновения; если я обращусь в ничто, Он должен по необходимости испустить дух» (кн. I, 8). Любовное умирание Бога в человеке и человека в Боге есть, по А. С, смысл всего сущего. Наряду с этим у А. С. есть стихи и антипротестантские трактаты, более соответствующие обычной норме контрреформационной религиозности. А. С. был заново «открыт» в эпоху романтизма и существенно повлиял на Р. М. Рильке, Н. А. Бердяева и других религиозных мыслителей.