(Angel of the Lord).
В ВЗ и НЗ ангел Господень (malakyhwh) действует от имени народа Израилева, а также от имени отдельных людей. В ВЗ нет точных сведений, позволяющих определить этот образ и его отношение к Богу, что породило многочисленные гипотезы. У. Эйхродтобъясняет присутствие этой фигуры в ВЗ как попытку изобразить богоявление в иносказательной форме, поскольку в те времена люди уже осознали, что Бога увидеть нельзя. Фон Рад считает, что ангел Господень это реминисценция о некоем древнейшем ханаанейском божестве. Однако тем самым предполагается уже готовое представление, а вопрос о его происхождении и природе в ранней израильской религии остается открытым.
Многие воспринимают ангела Господня как подлинное богоявление. Со времен Юстина его считали предвоплоценным Логосом. Без сомнения, в отдельных случаях ангела Господня можно отождествлять с Богом (Быт 16:13; Суд 6:14; 13:2122), однако он отличен от Бога, поскольку Бог посылает его на землю (Исх 23:23; 32:34), говорит с ним (2 Цар 24:16; 1Пар 21:27), и ангел отвечает (Зах 1:12). Свидетельства в пользу того, что ангел Господень есть предвоплощенный Христос, носят, по существу, характер аналогии, и такое мнение нельзя считать доказанным. В НЗ такого отождествления нет. Речь идет скорее о самопроявлении Бога в форме, обнаруживающей Его имманентность и непосредственную связь с теми, кому Он служит.
Т.Е. McComiskey (пер. А. К.) Библиография: Н. BietenhardetaL./V/O/vrT; I, 1015; W. Eichrodt, Theology of the ОТ: P. Heinisch, Theology of ОТ; G. von Rad, ОТ Theology.
См. также: Ангел; Богоявление.