АНДРОНИК РОДОССКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АНДРОНИК РОДОССКИЙ

глава перипатетиков (см. Перипатетическая школа) в 1 в. до н.э. Издатель и комментатор сочинений Аристотеля, к-рые до него не имели критически проверенного текста. А. распределил все сочинения Аристотеля в предметном порядке, в отличие от Теофраста, расположившего их в алфавитном порядке, сохраненном также Диогеном Лаэртским. Филос. позиция А. неясна, но известно (из Комментариев к Аристотелю Элия – Eliae in Porphyrii Isagogen et Aristotelis Kategorias commentaria, В., 1900, р. 117 и сл.), что особенное значение он придавал логике, понимая ее по-аристотелевски как орудие философии, и отходил от Аристотеля в отд. пунктах учения о категориях и психологии. Под именем А. сохранилось два сочинения: "Об аффектах" и парафразы из "Никомаховой этики" Аристотеля. Оба произведения подложны. Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 181, 268, 309; Littlg F., Andronikos von Rhodos, Bd 1–3, M?nch. – Erlangen, 1890–95.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АНДРОНИК РОДОССКИЙ
сер. 1 в. до н. э.) — греческий философ-перипатетик и ученый-филолог, осуществивший первое критическое издание корпуса аристотелевских сочинений, родоначальник традиции комментария в аристотелизме (см. Аристотеля комментаторы).
Достаточно поздняя традиция (Аммоний, Элий) называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы. На основании текстов Страбона (Geogr. 13.1, 54, 608) и Плутарха из Херонеи (Сулла 26) восстанавливается история судьбы аристотелевской библиотеки и собственно издательской работы Андроника. После захвата Афин Суляой в 86 до н. э. библиотека Аристотеля была в числе прочих трофеев переправлена в Рим, где ее разобрал и скопировал Тираннион из Амиса, далее тексты попали в Александрийский Мусейон к Андронику, предпринявшему ок. 45 новое издание спасенных книг, не все из которых принадлежали самому Аристотелю. Издание Андроника, лежащее в основе современного представления о философии Аристотеля, скорее можно было бы назвать Corpus Peripateucorum Veterum.
Работа Андроника заключалась в следующем: 1) издание текстов Аристотеля; 2) комментарии на некоторые сочинения («Категории», «Физика») с приложением биографий Аристотеля и Теофраста; 3) составление каталога произведений Аристотеля и Теофраста; 4) упорядочивание эпистолярного наследия Аристотеля и 5) написание по крайней мере одного трактата — «О разделении». Как философ Андроник, видимо, испытал некоторое влияние Древней Академии и стоиков (ср., напр., свидетельство Аспасия об определении Андроником «страсти» с использованием понятий «фантасия» и «согласие» — стоические termini technici, см. Asp. In Eth. Nie., p. 44.33—45.2 Heylbut).
Многие решения Андроника зависели от его представления о правильном порядке изучения сочинений Аристотеля. Он полагал правильным начинать с логики (ср. Philop. In Cat. 5.18, Elias. In Cat. 117.24), поэтому открывает издание «Органон». Далее следуют сочинения по физике, после них—по этике. Лекции по первой философии и примыкающие к ним трактаты Андроник поместил после работ по физике, таким образом впервые как отдельное произведение появилась «Метафизика» (букв. «то, что после книг по физике»). Значение издания Андроника трудно переоценить: после него в школе возобновляется полноценная научная жизнь, начинает развиваться перипатетическая комментаторская традиция, к текстам Аристотеля обращаются представители других философских школ (гл. о. платоники и стоики). Сохранился трактат «О страстях», долго неверно приписываемый Андронику.

Источник: Новая философская энциклопедия