АНДРОГИН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

АНДРОГИН
также гермафродит, по имени бога древнегреческой мифологии, сына Гермеса и Афродиты) — обозначение существа, совмещающего в себе женское и мужское начало, включая и половые признаки. В мифологии различных народов чертами А. наделялись перволюди, мифические предки, боги плодородия. Идея сочетания мужского и женского начал встречается в античном и средневековом гностицизме, в трудах алхимиков. В учении представителя неортодоксального мистицизма Беме — София, Божественная Премудрость в ее личной явленности, отделилась от Первоначального Человека после попытки последнего поработить ее (эпизод, по Беме, сопоставимый по значимости с событием распятия Иисуса Христа). Любовь мужчины и женщины предстает т. обр. тоской мистического порядка по навсегда утраченной собственной части.
А. А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

АНДРОГИН
греч.) совершенный человек, объединяющий в себе оба пола; в отличие от гермафродита, наделенного внешними признаками обоих полов, лишен каких бы то ни было половых признаков. В мифологии и мистических учениях многих народов упоминается о том, что первый человек был создан двуполым, и лишь затем Создатель по какой-то причине разделил его надвое. Такова, в частности,каббалистическая трактовка известного «противоречия» первых глав Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека «мужчиной и женщиной», т.е. андрогином (1,27), а затем разделил его на двух разнополых существ, создав женщину из его ребра (2,22). Похожая легенда пересказывается Платоном в диалоге «Пир»: изначально люди были созданы двойными существами; они напоминали большие колеса и были настолько сильны и мудры, что боги испугались их и разделили каждого человека пополам. Нечто подобное можно обнаружить и в мифах западно- африканского племени догонов. Они считают, что каждый человек изначально рождается с двумя душами – женской и мужской – а затем развивается в ту или иную сторону. Окончательный этап этого развития наступает по достижении совершеннолетия, когда жрецы с помощью обрезания удаляют у мужчин остатки женской души, а у женщин – остатки мужской. Таким образом, идея андрогинности является чрезвычайно древней и, по-видимому, базируется на определенных особенностях челове- ческой психики. Во всяком случае, так утверждает известный психолог К.Г.Юнг, терапевтический опыт которого доказывает, что человеческая психика андрогинна по своей природе. В жизни андрогин в подавляющем большинстве становится «только-мужчиной» или «только-женщиной», но обе эти формы существования ущербны и нуждаются в востановлении изначальной целостости

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АНДРОГИН
мифическое существо, полуженщина-полумужчина, символизирующее мировую гармонию. В нем происходит соединение противоположных принципов: мужского и женского, активного и пассивного, материального и духовного, космоса и хаоса , неба и земли. Одной из модификаций андрогина является двуглавый орел. В андрогине космическая энергия пребывает в неполяризованном состоянии. «Он, знающий свою мужественность и хранящий свою женственность, есть первичный хаос мира», — говорится в «Дао дэ цзин». В теогонии различных народов первобоги в одиночку порождали прочие божества. Согласно теософской версии, андрогинами являлись древнейшие боги — Осирис, Зевс, Дионис и др. Имя Яхве дешифруется на две составляющие — мужское Ях и женское Хова. В Каббале андрогином является высшая магическая фигура — Макропрозоп. Эквивалентом символики андрогина служит сочетание розы и креста в розенкрейцерианской традиции. Геометрическим вариантом андрогина служит символика инь — ян. Андрогинное существо в ведийской мифологии именовался Ардханаришвара. Он изображался в композиции с символом андрогинности — цветком лотоса. Важное место андрогинная сущность занимает в алхимическом символизме. Андрогинной природой обладает алхимический Меркурий. Буква Ь в алхимии указывает на андрогенный характер стихии воды. В животном мире андрогинным существом считался заяц. Он был посвящен египетскому саморожденному богу Осирису. Поэтому у жрецов Египта заяц почитался священным животным. Платон в диалоге «Пир» устами Аристофана излагает следующую версию происхождения человека: «Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, — мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих: сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным — андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и женского. Тогда у каждого человека тело было округлое, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у этих двух лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост — так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях… Страшные своей силой и мощью, андрогины питали великие надежды и посягали даже на власть богов… Боги стали совещаться, как быть с андрогинами, и Зевс предложил рассечь их пополам, чтобы ослабить…он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском… И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь… Итак, каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину». Источ.: Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
118.18 кб

Гений и андрогин. Об одном сюжете из платоновского «Пира» у Пушкина

Абдуллаев Евгений
Известный миф из платоновского «Пира» об андрогинах существах, объединявших в себе два пола (Symp. 189d-193d) начиная с Гете стал частью мифологии, связанной с литературным творчеством.
Читать PDF
134.28 кб

Платоновский «Пир» как силен и андрогин

Протопопова Ирина Александровна
Речь в статье идет о двух метафорах из «Пира» андрогин и силен, которые автор предлагает рассматривать в качестве метафор для описания устройства самого платоновского диалога.
Читать PDF
216.28 кб

Архетип "андрогин" и проблемы гендерной ассиметрии

Перова Марина Андреевна
В данной статье рассматривается онтологическая раздвоенность бытия, в том числе человеческого, как основание устойчивой иерархичности в отношениях полов согласно теории архетипов.
Читать PDF
472.23 кб

Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как постгендера

Шишлова Екатерина Эдуардовна
В статье рассматриваются психологические аспекты андрогинной, двойственной природы человека, побуждающей к гармонизации отношений в социуме, к взаимодействию феминного и маскулинного.
Читать PDF
237.30 кб

Возможность философской андрогинологии

Ерошенко Т. И.
Читать PDF
112.31 кб

Платон, Вл. Соловьев, Ж. Лакан: от «Андрогина» к «Агальме» (трансформации платоновской «Эротологии»)

Протопопова Ирина Александровна
В статье показано, как разные линии рассуждений об Эроте, которые Платон наметил, но не завершил в каком-либо законченном «учении», могут приводить к различным, подчас противоположным, интерпретациям «платоновского эроса».
Читать PDF
589.15 кб

Образ андрогина и проблема гендерного равенства в раннехристианских общинах апостола Павла: обзор ан

Мерзлая Наталья Петровна
Данная статься является обзорной и знакомит читателя с некоторыми англоязычными работами, посвященными проблемам становления раннехристианских общин, курируемых апостолом Павлом.
Читать PDF
129.46 кб

Д. С. Мережковский: идея андрогинизма как ключ к новому пониманию синергийности божественного и чело

Трубчанинов Алексей Леонидович
В статье исследуется учение об Эросе Д. С. Мережковского.
Читать PDF
255.04 кб

Социокультурные конфигурации андрогинизма

Богатова Лариса Михайловна
Статья посвящена социально-философскому исследованию феномена андрогинизма.
Читать PDF
73.32 кб

Андрогинность как подлинное состояние природы человека

Баранова О. М.
Автор рассматривает природу человека через призму андрогинности союза мужского и женского начал, взаимоотношения мужчины и женщины, как непосредственное естественное отношение человека к человеку, и в этом видит рождение новой луч
Читать PDF
145.13 кб

Андрогинность как идеал человека в философии всеединства

С.Г. Гутова
В статье рассматривается андрогинизм как важнейший принцип, лежащий в основе формирования идеального совершенного человека будущего.
Читать PDF
310.28 кб

Андрогинность как идеал человека в философии всеединства

С. Г. Гутова
В статье рассматривается андрогинизм как важнейший принцип, лежащий в основе формирования идеального совершенного человека будущего.
Читать PDF
1.72 мб

Гермафродиты, интерсексы и андрогины в мифологии, философии и природе

Иванова-казас О. М.
Половое размножение и его происхождение входят в число фундаментальных проблем современной эволюционной биологии.

Похожие термины:

  • АНДРОГИННЫЙ КОЗЕЛ

    Мендеса.) См. "Бафомет".
  • АНДРОГИННЫЙ ЛУЧ

    Эзотер.) Первый дифференцированный луч; Второй Логос; Адам Кадмон в "Каббале"; "мужчиной и женщиной создал он их" - в первой главе "Бытия".