(Andreae, James, 15281590).
Профессор теологии Тюбингенского университета. Возглавлял лютеранское движение в Вюртемберге; сыграл ключевую роль в выработке будущей Формулы согласия (1577).
Андреэ родился в Вайблингене (герцогство Вюртембергское) и учился в подготовительной школе в Штутгарте. В 13летнем возрасте он поступил в Тюбингенский университет. В 1545 г., поеле четырех лет занятий свободными искусствами, он приступил к изучению теологии. Однако Вюртембергу требовались евангелические пасторы, и уже через год Андреэ стал исполнять обязанности диакона в Госпитальной церкви Штутгарта. После поражения евангеликов при Мюльберге в апр. 1547 г. император Карл V отрядил свои войска, с тем чтобы навязать интерим евангеликам Св. Римской империи. Андреэ был единственным, кто продолжал исполнять свои обязанности, когда в нояб. 1548 г. испанские оккупационные части стали вводить Аугсбургский интерим в Вюртемберге. Во избежание ареста Андреэ вскоре перевели в Тюбинген, где он служил катехизатором в двух конгрегациях и работал над докторской диссертацией в университете.
В ходе своих университетских занятий Андреэ приобрел известность консультанта по церковным вопросам. В 1553 г. он стал суперинтендентом лютеранских церквей в Геттингене, и ему пришлось предпринять ряд поездок, чтобы уладить споры между христианскими теологами, разгоревшиеся по окончании Шмалькальденских войн. В 1557 г. Андреэ опубликовал свою первую книгу "Краткое и простое изложение на тему Вечери Господней", в крой он попытался сформулировать учение о Вечере, выдержанное в духе лютеранской теологии и в то же время устраивавшее кальвинистов.
Главным вкладом Андреэ в лютеранскую теологию постреформационной эпохи стали его "Шесть христианских проповедей" (1573). Проповеди были посвящены разбору вопросов, вызывавших разногласия среди лютеран; Андреэ предложил использовать выдвинутые им положения в качестве основы воссоединения двух главных противоборствующих партий гнесиолютеран и филиппистов. Зимой 157374 гг. Андреэ переработал проповеди, придав им более академический вид. Документ получил название Швабского согласия. Отредактированный в 157576 гг. несколькими лютеранскими теологами, он лег в основу Торгауской книги и Бергской книги; две последние составили Формулу согласия. Разумеется, в окончательной редакции Формулы получили выражение взгляды Андреэ, скорректированные и дополненные замечаниями и определениями других теологов. При этом " Христианские проповеди" не только помогли выработать текст Формулы согласия, но и благоприятствовали созданию такой атмосферы, в крой лютеране могли ее составить и принять. За предыдущие 20 лет князья не сумели положить конец теологическим спорам среди лютеран. Именно Андреэ удалось начать движение к согласию: он уделял основное внимание пастырской заботе о духовенстве и мирянах, крые только страдали от противостояния лютеранских течений, и в то же время твердо исповедовал основные положения библейского учения, в их лютеровской интерпретации. В силу обоих этих факторов к конце жизни он стал проводником идей центральной, магистральной линии лютеранства.
J.F.Johnson (пер. Ю.Т.) Библиография: Т. Jungkuntz, Formulators of the Formula of Concord: R. Kolb, Andreae and the Formula of Concord.
См. также: Формула согласия.