(1675, Шатолен, нижняя Бретань – 1764, Кан) – представитель картезианства, последователь Н. Мальбранша. Учился в Кампере, в 1693 вступил в орден иезуитов. Преподавал философию в Амьене, Руане. Найденная иезуитами в бумагах А. рукопись, посвященная философскому творчеству Мальбранша, послужила основанием для обвинения его в предательстве интересов ордена и заключения в Бастилию (картезианская система официально осуждалась иезуитами). В 1726– 1759 он преподавал математику в Кане. Согласно А., человек – соединение души и тела, активной и пассивной субстанций. Душа – простая, мыслящая, судящая, рассуждающая сущность; тело – материальное, составное начало, получающее способность к движению из внешнего источника. Субстанции, не имеющие между собой ничего общего, могли быть соединены вместе только божественной волей. В самой человеческой душе искони закреплен «первый принцип морали»: соблюдать справедливость в отношениях с разумными существами, руководствоваться в поступках идеей порядка. Этот принцип столь же всеобщ, как и геометрические аксиомы, не зависит от языков, времени, обстоятельств. В своем труде «Опыт о прекрасном» (1741) А. в систематической форме представил основные эстетические принципы картезианства. По его мнению, идея прекрасного указывает на совершенное, исключительное, приятное, привлекательное, превосходное. Сущность и форму прекрасному придает единство. А. выделяет три вида прекрасного: независимое от любых, даже божественных, постановлений сущностное прекрасное; независимое от человеческих мнений, но определяемое Богом, природное прекрасное; создаваемое людьми произвольное прекрасное. Каждый из названных видов может быть отнесен к двум областям – духовной и телесной. Зрение и слух позволяют разуму судить о телесной красоте.
В этом случае прекрасное выступает как видимое (оптическое) или музыкальное (акустическое). Сущностная красота служит изначальным образцом для телесных вещей. Природная красота многообразна и восхитительна, ее мерилом выступает свет, он рождает различные цвета, оживляет их, ослабляет, удаляясь – убивает. Третья разновидность телесной красоты – произвольная, или искусственная. Это красота моды, привычка к украшениям, к той или иной одежде. Такого рода красота по-разному понимается у различных народов. Происхождение ее случайно: пришедшаяся по вкусу некоторой группе людей, она затем начинает задавать тон в целом обществе. Многие философы ошибочно посчитали эту разновидность красоты единственной: так сформировалось ложное учение о том, что представление о прекрасном полностью зависит от воспитания, предрассудков, воображения. Прекрасное в человеческих нравах выражается совершенно иначе, чем в области телесного. Красота нравов может возрастать по степеням совершенс тва, она приобретается собственными усилиями и может быть утрачена. Сущностно прекрасное «в произведениях ума» характеризуется истинностью, порядком, безупречностью, приличием. Естественная красота литературных трудов проявляется в образах, чувствах, движениях. Красота образов, приятных для ума, состоит в их возвышенности и изяществе, утонченности. Красота чувств заключается в их благородстве и деликатности. Патетические движения увлекают душу читателя силой и нежностью. Произвольная красота в области «произведений ума» неразрывно связана с такими элементами, как выражение, манера речи, стиль.
Соч.: Oeuvres philosophiques. P., 1843; La vie du R.P. Malebranche prêtre de l`Oratoire avec l`histoire de ses ouvrages. P., 1886. Лит.: Charma, A., Mancel, G. Le père André. 2 vol. Caen, 1844–1856; Кротов, А.А. Мальбранш и картезианство. М., 2012. А. Кротов