(Underhill, Evelyn, 18751941).
Английская духовная писательница. Ее родители, типичные представители среднего класса, не были особенно религиозны, однако воепитывали дочь согласно требованиям англиканской морали. Через увлечение философией неоплатоников, а также "оккультным" и мистическим теизмом она проделала эволюцию от нарочитого юношеского "агностицизма" крелигиозному благочестию и в 1907 г., незадолго до вступления в брак, намеревалась принять католицизм. К1909 г. она уже написала несколько рассказов и три романа, насыщенных религиозной символикой.
Книга "Мистицизм", опубликованная в 1911 г., стала поворотным пунктом в творчестве писательницы, края отныне целиком посвятила себя исследованию различных мистических традиций. Если в этой книге она еще не пыталась дать оценку мистическим течениям с христианской точки зрения, надеясь привлечь как можно более широкую читательскую аудиторию, то в своей следующей работе, "Мистический путь" (1913), она уже открыто говорила о мистическом характере н.з. христианства. Ее несколько романтический подход к мистицизму, отличавшийся психологизмом и отмеченный печатью личного мистического опыта, во многом следовал предшествовавшим историческим, теоретическим и философским введениям в мистические учения, но вместе с тем и существенно отличался от них. На волне всеобщего увлечения ее современников психологией и философией жизни А.Бергсона и Р.Эйкена творчество Э. Андерхилл до и после Первой мировой войны способствовало пробуждению интереса к мистицизму. Следующая книга Э. Андерхилл, "Практический мистицизм" (1920), вышла в свет одновременно с публикациями нескольких исследований, посвященных средневековым христианским мистикам, а также изданием избранных текстов в переводе на английский язык. Э. Андерхилл принадлежат некрые переводы и предисловия к переводам, принадлежащим другим авторам. К-ром е того, Э. Андерхилл опубликовала два тома мистической поэзии ("Имманентность" [1912], "Теофании" [1916]).
После Первой мировой войны Э. Андерхилл регулярно участвовала в богослужениях Англиканской церкви, однако ее духовным наставником с 1922 по 1925 г. был католик Ф. фон Хюгель. Под его влиянием она существенно пересмотрела свои прежние взгляды, и круг ее интересов ограничился в основном литургической жизнью Церкви, что отразилось в ее второй по значению книге, "Служение" (1936).
Духовная интуиция и глубокие познания Э. Андерхилл несомненно заслуживают высокой оценки, однако основным стимулом, побуждавшим ее к творчеству, оставался ее талант как писательницы. Ей зачастую не хватало академической подготовки, особенно в ее рассуждениях о немецких мистиках; она была вынуждена полагаться на чужую помощь, чтобы разобраться в средневековых текстах, написанных на разных диалектах. И все же творчество Э. Андерхилл нельзя назвать поверхностным, хотя сама она ставила перед собой сугубо практические задачи и предоставляла решать теологические и философские вопросы другим, более искушенным людям.
D.D. Martin (пер. В. Р.) Библиография: C.J.R.Armstrong, Evelyn Underhill; Т. S. Kepler, ed., The Evelyn Underhil Reader; C. Williams, ed., Letters of Evelyn Underhill; L. Menzies, ed., Collected Papers of Evelyn Underhill; M. Cropper, Life of Evelyn Underhill; O. Wyon, Desire for God; M. Vernon in DNB; L. Barkway and L. Menzies, eds., An Anthology of the Love of God from the Writings of Evelyn Underhill.
См. также: Мистицизм; Духовность.