АНАТМАН
АНАТМАН
(санскр. ana–tman, тиб. bdag med pa, отсутствие самости и вечной души, букв. не-Атман, пали: анатта) — центральное понятие буддизма, которое создавало не свойственную другим культурам ориентацию для человеческой мысли. Во-первых, А. означает отсутствие любых нетлен- ных начал как во всех существах, так и во вселенной. Согласно Будде, всё непрерывно течёт и каждое мгновение меняется. Но в духовной практике под «всё» буддисты понимали поток сознания – единственное, что дано нам непосредственно и подлежит преобразованию и усовершенствованию. Во-вторых, понятие А. осмысливается так, что любая индивидуализация личности причиняет вред нравственности, ведёт к низким рождениям и умножению страдания. Напротив, духовному освобождению благоприятствует как раз отказ от «я» (атман), «моё» и от любого другого выделения индивида (пудгала-найратмья), а также умение интуитивно созерцать состояние А. Буддийский постулат об отсутствии души, или вечного «я», создавался в противовес брахманистским философско-религиозным идеям об Атмане как некоей неизменной сущности, сохраняющейся в череде рождений особи. В буддизме принцип А. входит в тройку основополагающих характеристик Учения, наряду с анитья и духкха. В Махаяне понятие А. получило дальнейшее развитие в доктринах об отсутствии самосущего (нихсвабхава), о пустоте (шуньята) и о несамостоятельности и бессущности дхармо-частиц (дхарма-найратмья). Это не отменяет употребление атмана (местоимение «сам», «себя») в мирском опыте буддистов. И даже в сутрах используется этот термин в разговорном смысле, когда Просветлённый советует последователям: «будьте сами себе светильниками», «ищите опору в самих себе» и т.д. При этом в доктринах Учения и в медитативной практике представления об Атмане — вечном и неизменном — суть препятствия Пути освобождении, поскольку он вне Пути, вне нравственности и т.д.