АНАРХИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ
концепция П. Фейерабенда, согласно которой не существует метода выбора худших и лучших теорий, все они несоизмеримы между собой и подвергают друг друга взаимной критике. Найти четкое изложение этой концепции в трудах Фейерабенда невозможно, и ясно почему. История развития науки свидетельствует о феномене научного роста, к которому столь продуктивно привлек внимание К. Поппер (см.). В любой науке обнаруживается не один десяток теорий, которые образуют определенные познавательные векторы. Сомневаемся, что среди, например, тысячи физиков найдется хотя бы один, который откажется признать, что физикаА Эйнштейна (см.) превосходит физику И. Ньютона (см.). П. Фейерабенд (см.), осуждая догматизм в науке, выступил в защиту идеалов творчества и демократии, но сделал это в явно эпатажной форме, не выработав концептуального понимания, каким образом теории взаимосвязаны между собой. См. научно-теоретический ряд и строй.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ
концепция философии науки П.Фейерабенда, согласно которому нет единого научного метода, а сама наука не является  привилегированной  формой познания мира.  Научная  рациональностьсочетается с мистикой, шаманством, элементами восточных традиций, обыденным здравым смыслом, которые могут быть источниками новых идей. Согласно методологическому анархизму  научный метод реализуется по двум принципам:1) «пролиферация» (увеличение количества идей), требующая выдвижения бесконечного числа гипотез,  объяснительных схем, альтернативных господствующим теориям; 2) «упорство» – последовательность в защите выдвинутых гипотезнесмотря ни на что и вопреки любым аргументам. Основанием возникновения концепции методологического анархизма является действительная формализация научной методологии, поскольку наука  ориентирована на новизну, а стандартынаучной рациональности имеют конкретно-исторический характер и достаточно широко варьируются.

Источник: Философия науки и техники: словарь

анархизм методологический
АНАРХИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ — философско-методологаческая концепция (главным образом, связанная с именем П. Фейерабенда), в основании которой лежит утверждение об абсолютной свободе научного творчества, в первую очередь о свободе от «методологического принуждения», т. е. от претензий научной методологии на универсальность и объективность. Подобные претензии, согласно А. м., являются реликтом идеологии (своеобразной «светской» религии), согласно которой познание направляется к идеалу истины, следуя непреложным законам и правилам, которые универсальны в силу самой природы человеческого разума, его причастности законам мироздания. Однако это не более чем иллюзия, исчезающая при непредвзятом рассмотрении истории науки. Наиболее важные и плодотворные идеи и результаты в науке достигались именно тогда, когда мыслители (сознательно или нет) отказывались следовать тому, что в соответствующие эпохи считалось «очевидными» и «бесспорными» методологическими правилами (античный атомизм, коперниканская революция, электромагнитная теория поля, современная физика микромира и т. п.) и шли своим оригинальным путем. Безграничное свободное творчество ума, изобретающего способы решения проблем и оценивающего их по успешности результатов, а не по соответствию законам и правилам, — есть высшая ценность человеческого познания и человеческого бытия в целом.         А. м. выступает против любых форм фундаментализма и джастификационизма в теории познания. В науке нет ни фундаментальных теорий, ни «эмпирического базиса». Результаты наблюдений «сами по себе» не имеют эмпирического значения — оно приписывается им теориями, с которыми связаны наблюдения (тезис о теоретической «нагруженности» наблюдений); следовательно, наблюдения не могут ни подтверждать, ни опровергать теорию; т.н. «решающие эксперименты» на самом деле только указывают на возможность дискуссии между соперничающими теоретическими конструкциями. Сами теории — изобретения, которые по конвенции применяются как инструменты решения проблем. Они не только не опровергаются опытом, но и не могут вступать в логические отношения (следования, противоречия, дедуктивной эквивалентности), поскольку фигурирующие в них термины имеют различные значения (тезис о несоизмеримости научных теорий), поэтому принцип верификации и принцип фальсификации как критерии научной рациональности не имеют смысла; теория есть уникальный «взгляд на мир в целом», и переход от одной теории к другой есть изменение мировоззрения, а не логическое развитие научных идей и не накопление истин (тезис антикумулятивизма). Методологическое требование «увеличения эмпирического содержания» (теория Т лучше теории Т если Г охватывает объяснением и предсказанием больше наблюдаемых «фактов», чем Т2) является ложным следствием из эмпирицистского фундаментализма и противоречит истории науки (напр., переход от геоцентризма к гелиоцентризму первоначально не увеличил, а, наоборот, уменьшил эмпирическое содержание астрономии). На самом деле теоретическая новация просто создает новую эмпирическую реальность, которую нельзя количественно сравнивать с реальностями иных теоретических конструкций.         Наиболее эффективна такая конкуренция, доступ к которой не ограничен монополией научных элит (когда каждая из них стремится выдать свои концептуальные и методологические средства за универсальный Метод); чем больше конкурентов, тем жестче прагматические требования к предлагаемым теоретическим альтернативам (принцип плюрализма и «пролиферации», т.е. размножения теорий), тем меньше опасность догматизма и, следовательно, деградации науки. В этом смысле «нормальная наука» Т. Куна есть симптом упадка, тогда как «революционная» или «кризисная» наука есть свидетельство расцвета и повышения творческой продуктивности. Единственным универсальным критерием участия в процессе научных инноваций является «вседозволенность».         В конкурентной борьбе участвуют не только идеи, но и их носители — научные сообщества. Поэтому факторами борьбы являются способы психологического воздействия: пропаганда, сознательное замалчивание недостатков и превознесение достоинств защищаемых воззрений, приемы психологической суггестии, апелляция к авторитетам и т.п. В этом смысле наука ничем особенным не отличается от иных форм конкуренции, напр., от политической или идеологической борьбы; ее мораль не выше и не лучше обычной моральной практики в данной культуре.         А. м. не является «методологическим нигилизмом»; отрицается не роль метода, а его «диктатура»; не выбор наилучшей методологии, а свободная конкуренция методов и идей являются стратегией научной рациональности. Эта стратегия соединяет в себе черты прагматизма, инструментализма и релятивизма. Основные тезисы, на которые опирается А. м., были подвергнуты критике различными философско-методологическими направлениями: научными реалистами, критическими рационалистами, структуралистами. Идеи А. м. перекликаются с некоторыми постмодернистскими интерпретациями науки.         В. Н. Порус         Лит.: Фейерабенд П. Избранные труды по философии науки. М., 1986.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки