АНАРХИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Анархия
безначалие, беспорядок от недостатка центрального управления.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Анархия
1) безначалие, безвластие; 2) распущенность, беспорядок, хаос; 3) власть каждого, т.е. демократия в идеале.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

АНАРХИЯ
греч.-безначалие, безвластие): стихийно возникающая в условиях острого политического кризиса ситуация, когда правящий страной субъект не в состоянии контролировать власть в центре и на местах.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АНАРХИЯ
(от греч. anarchia — безвластие) — отсутствие всякого управления; состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть; стихийно возникающая в условиях острого политического кризиса ситуация, когда правящий страной субъект не в состоянии контролировать власть в центре и на местах. Анархизм — учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

АНАРХИЯ
положение народа без правительства. Платон определял анархию как крайний случай демократии: когда каждый рвется к власти, а правительство в поисках популярности старается угодить каждому, именно тогда возникает анархия, естественно перерастающая в тиранию. Вообще все эти процессы возникают только тогда, когда правительство уже не в состоянии уверенно разрешать политические, экономические и социальные антагонизмы. Анархизм — состояние, в основе которого лежит систематический отказ от всякой установленной власти и исключительный приоритет индивидуальных ценностей. «Отцом анархизма» считается Прудон, систематически проводивший идею отмены частной собственности и упразднения правительства, однако наиболее радикальные выводы из теории анархизма сделали русские — Бакунин и Кропоткин. Их девиз: разрушение всего существующего, слепое и не делающее различий, управляемое единственной мыслью разрушить как можно больше и как можно скорее. Анархисты считают себя в конечном счете нигилистами, чья задача — лишь разрушение, а не построение; это просто бунтовщики, неспособные быть истинными революционерами.

Источник: Философский словарь

АНАРХИЯ
от греч. anarchia - безвластие) - состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм - это учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает. Анархический образ мышления встречается уже в античном мире у киников и в религиозной форме в древнем христианстве, а также и позднее в сектах средневековья, особенно в хилиазме. Научная теория анархизма возникла в новое время, основателем ее был Уильям Годвин (Англия) ("Enquiry concerning political justice", 1793; неполн. рус. пер.: "О собственности", 1958). Нем. философ Макс Штирнер проповедовал анархизм в своем соч. "Единственный и его собственность" (1845), защищая индивидуалистическую концепцию в теории экономики, в то время как франц. философ Прудон, теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис "Собственность есть кража", с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин ("Бог и государство", 1871) и князь Петр Кропоткин ("Мемуары революционера"). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Анархия
Отсутствие власти или беспорядок. Само двойное значение этого слова служит красноречивым определением того, что такое порядок (невозможный без покорности власти) и свобода (невозможная без принуждения). «Всякая власть имеет военную природу», – утверждает Ален. Вот почему анархисты так ненавидят армию, а военные – анархию. Демократы с недоверием относятся и к тем и к другим – они слишком хорошо знают, что всякий беспорядок в конце концов слагается в пользу силы, а любая сила терпима лишь на службе справедливости и свободы.
Слово «анархия» чаще всего употребляется с уничижительным оттенком. Именно так относился к анархии Гете, отдававший предпочтение несправедливости перед беспорядком. Только сами анархисты видят в анархии идеал и полагают, что он вполне достижим. Но думать так значит серьезно ошибаться в природе человека или питать надежду ее переделать. Поэтому анархизм может быть либо заблуждением, либо утопией. Справедливость без силы – не более чем мечта. Эта мечта и называется анархией. Сила без справедливости – это реальность с войнами, рынком и тиранией сильнейших или самых богатых. Между тем обе модели могут основываться на одном и том же отрицании государственности, права, республиканского строя (то есть порядка, установленного демократическим путем). Этим объясняется, почему так часто молодые анархисты, постарев, легко превращаются в либералов.

Источник: Философский словарь.

АНАРХИЯ
(Anarchie; от греч. anarchia — «безвластие») — состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм — это утопическое учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает, веря в то, что между интересами и волеизъявлениями всех индивидов установится слаженность и скоординированность. Анархистский образ мышления встречается уже в античном мире у киников и в религиозной форме в некоторых раннехристианских сектах, а позднее в сектах средневековья, особенно в хилиазме. Первая научная теория анархизма возникла в новое время, основателем ее был Уильям Годвин (Англия) (Enquiry concerning political justice. 1793; неполн. рус. пер.: О собственности, 1958). Немецкий философ Макс Штирнер проповедовал анархизм в своем сочинении «Единственный и его собственность» (1845; рус. пер. 1907, 1994), защищая индивидуалистическую концепцию экономики, в то время как французский философ Прудон теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис «Собственность есть кража», с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин (Бог и государство, 1871) и князь Петр Кропоткин (Записки революционера, нем. изд. 1923). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.
Г. В. Плеханов. Анархизм и социализм, 1894, dt. 1911; К. Diehl. Über Sozialismus, Kommunismus u. Anarchismus, 1905, 1922; M. Nettlau. Gesch. d. А., I—VI, 1909—1931 (Repr. 1984); J. Joll. The Anarchists, London, 1964, dt. 1966; Guerin. Anarchismus. Begriff u. Praxis, 1967; O. Rammstadt (Hg.). Anarchismus. Grundtexte zur Theorie u. Praxis der Gewalt, 1969; U. Linse. Organisierter Anarchismus im Dt. Kaiserreich von 1871, 1969; A. Carter. The Political Theory of Anarchism, London; New York, 1971; Oberländer. Der Anarchismus, 1972; H. P. Duerr (Hg.). Unter dem Pflaster liegt der Strand. Anarchismus heute I— III, 1975—1976; P. Loesche. A., 1977; H. Read. Philos. d. Anarchismus, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АНАРХИЯ
греч. anarchia — безвластие) — понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм — общественно-политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Стремление к А. как образ мышления встречается у киников и в раннем христианстве, а также в хилиастических сектах средневековья. Цельная теория А. и анархизма возникла в трудах английского писателя У. Годвина, сформулировавшего концепцию "общества без государства" в книге "Исследование о политической справедливости" (1793). Немецкий мыслитель М. Штирнер (сочинение "Единственный и его собственность", 1845) отстаивал индивидуалистическую версию экономического анархизма, сводя социальную организацию общества к "союзу эгоистов", целью которого явился бы обмен товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения "уникальности" личности каждого. Французский философ П. Ж. Прудон, стремясь теоретически обосновать анархистское движение ("Что такое собственность?", 1840), выдвинул тезис "Собственность есть кража". Исходя из того, что источником несправедливости в обществе выступает "неэквивалентный обмен" ("Система экономических противоречий, или Философия нищеты", 1846), Прудон видел необходимой организацию (без революционистского насилия) безденежного, эквивалентного обмена продуктами труда (товарами) между всеми членами общества (одновременно автономными частными производителями) при финансировании их деятельности при помощи "народного" (а не государственного) банка под минимальный ссудный процент. Это обеспечило бы, согласно Прудону, достижение реальной независимости личности от государства и постепенное отмирание последнего. "Коллективистский" анархизм Бакунина ("Государственность и анархия", 1873) постулировал идею о том, что любое государство есть орудие угнетения масс и должно уничтожаться революционным путем. Социальный идеал Бакунина сводился к обустройству общества как "свободной федерации" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда. Производство и распределение, по Бакунину, должно было носить коллективный характер в контексте учета индивидуального трудового вклада каждого человека. В коммунистической версии анархизма русский князь П.А. Кропоткин ("Современная наука и анархия", 1920), опиравшийся на сформулированный им гипотетический "биосоциологический закон взаимной помощи" ("Взаимная помощь, как фактор эволюции", 1907), предполагал переход к федерации свободных коммун с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. Последние по времени вспышки анархистских устремлений можно отнести к некоторым разновидностям движения "новых левых" на Западе.
А. А.Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

95. 01. 016. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. (перевод)1 Nozick R. anarchy, State, and utopia

Сокулер З. А.
Читать PDF
0.00 байт

Анархическая философия Алексея Борового (из истории русского бергсонианства)

Рябов П. В.
Анархическая философия Алексея Борового формировалась под влиянием интуитивизма Анри Бергсона. Боровой соединил идеи Бергсона, Сореля, Бакунина. Он связал теорию анархизма и практику революционного синдикализма.
Читать PDF
0.00 байт

«Мистический анархизм» в России начала XX в

Кошарный Валерий Павлович
Рассматривается концепция «мистического анархизма», сформировавшаяся в кругах творческой интеллигенции в России начала XX в. Делается вывод о том, что «мистический анархизм» Вяч. Иванова и Г.
Читать PDF
0.00 байт

Духовные истоки философского анархизма, этапы его развития и проблема определения

Ежова Е. А.
В статье представлены античные философские идеи о государстве, обществе, свободе, человеке, которые к XIX в. оформились в классическую анархистскую доктрину. Раскрываются этапы развития анархического учения.
Читать PDF
0.00 байт

Представления о будущем государства в политической мысли (марксизм, анархизм, либерализм)

Нестеренко А. Н.
В представленной статье автор показывает, что представители различных направлений политической мысли, таких как марксизм, анархизм и либерализм, в целом едины в том, что совершенное общество, к которому придет социум в результате
Читать PDF
0.00 байт

Свобода как моральное содержание анархистской модели жизнеустройства в философии М. А. Бакунина

Гнилицкая Татьяна Александровна
Статья посвящена проблеме свободы в понимании классика русского анархизма М.А. Бакунина. Свобода в учении мыслителя выступает моральной основой общества, построенного по принципам анархии.
Читать PDF
0.00 байт

Классик анархизма (к 190-летию со дня рождения М. А. Бакунина)

Каримов Владислав Александрович
The article contains a detailed profile of M.A. Bakunin's life and work as an outstanding thinker of the 19th century.
Читать PDF
0.00 байт

Анархизм как выражение онтологического хаоса, его роль в биполярной системе политического сознания

Поляков Дмитрий Борисович
В статье предпринимается попытка осмыслить философию анархизма с точки зрения его аналогии с категориями синергетики, а также представить характеристику этого феномена в системе политического сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Архаическая размерность социального: к вопросу имманентности анархических принципов организации соци

Глатко Михаил Сергеевич
План имманенции — это основа, почва философии, а вместе с тем и культуры. При этом план имманенции — план проявленного, план живого, в отличие от плана трансценденции (плана запредельного, плана «иной жизни»).
Читать PDF
0.00 байт

Дизайн социального: к вопросу организации социального бытия в соответствии с арха-ико-анархическими

Глатко Михаил Сергеевич
Дизайн социального, использующий архаико-анархические принципы, — это не буквальный возврат в период архаики, а использование только совместимых с «современностью» принципов.
Читать PDF
0.00 байт

Анархический принцип самоуправления в трудах П. Кропоткина

Фурман Феликс Павлович, Жукоцкий Владимир Дмитриевич
В статье описывается принцип самоуправления, исходя из трудов представителя анархического направления народничества П. Кропоткина. Его отношение к государству, власти, народу, революции
Читать PDF
0.00 байт

Особенности социально-философских подходов в русском анархизме

Комадоров Илья Сергеевич
Предпринятый в данной статье историко-философский дискурс ставитцелью обоснование теории анархизма в качестве актуальной составляющей современной социальной реальности России.
Читать PDF
0.00 байт

Анархистское и антиэтатистское правовое мировоззрение: история и современность

Селюк Сергей Анатольевич
В статье рассматриваются основные характеристики анархистских и антиэтатистских теорий и доктрин.
Читать PDF
0.00 байт

2008. 02. 016. Матюхин А. В. Русский анархизм. Радикальная модель модернизации общества. Монография.

Беспалов С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда в контексте политического анархизма П. Кропоткина

Кравченко Андрей Михайлович
Сопоставляя эпистемологический анархизм П. Фейерабенда и политический анархизм П.А.

Похожие термины:

  • АНАРХИЯ И ИЕРАРХИЯ

    противопоставление, характерное для постмодернистской философии в связи с критикой ориентации науки на установление субординационных и координационных связей. Панацеей от иерархии, соподчинен
  • АНАРХИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И УТОПИЯ

    («Anarchy, State and Utopia», 1974) — книга проф. Гарвардского ун-та (США) Р.Нозика, считающаяся ответом либертаристской политической философии на усиление влияния либерализма после громкого успеха «Теории спр
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания

    «ПРОТИВ МЕТОДА. ОЧЕРК АНАРХИСТСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ» — труд американского философа Пола Фейерабенда, в котором дана серьезная критика всех рационалистических концепций философии науки и предлож
  • АНАРХИЗМ

    теория и политическое течение, ориентированное на достижение безгосударственной организации общества
  • Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда

    Пауль (впоследствии Пол) Фейерфбенд родился в Вене в 1924 г. Получил докторскую степень в Венском университете. В Вене изучал историю, математику и астрономию, в Веймаре - драматургию, в Лондоне и Копе
  • Анархизм и народничество

    Ровесник, друг и оппонент Герцена, переживший свою драму и столь же ярко отражавший искания XIX в. М.А. Бакунин (1814-1875) предстает скорее импульсивным практиком, нежели рефлектирующим философом. Его де
  • АНАРХИЗМ В КИТАЕ

    Идейное и общественно-политич. течение, популярное в Китае первой пол. 20 в. Орг-ции кит. сторонников анархизма появились за пределами страны в 1907. В Токио анархисты основали журн. "Тяньи бао" ("Естест
  • АНАРХИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

    концепция П. Фейерабенда, согласно которой не существует метода выбора худших и лучших теорий, все они несоизмеримы между собой и подвергают друг друга взаимной критике. Найти четкое изложение эт