АНАРХИЯ
Анархия
безначалие, беспорядок от недостатка центрального управления.
Анархия
1) безначалие, безвластие; 2) распущенность, беспорядок, хаос; 3) власть каждого, т.е. демократия в идеале.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
АНАРХИЯ
греч.-безначалие, безвластие): стихийно возникающая в условиях острого политического кризиса ситуация, когда правящий страной субъект не в состоянии контролировать власть в центре и на местах.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
АНАРХИЯ
(от греч. anarchia — безвластие) — отсутствие всякого управления; состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть; стихийно возникающая в условиях острого политического кризиса ситуация, когда правящий страной субъект не в состоянии контролировать власть в центре и на местах. Анархизм — учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает.
АНАРХИЯ
положение народа без правительства. Платон определял анархию как крайний случай демократии: когда каждый рвется к власти, а правительство в поисках популярности старается угодить каждому, именно тогда возникает анархия, естественно перерастающая в тиранию. Вообще все эти процессы возникают только тогда, когда правительство уже не в состоянии уверенно разрешать политические, экономические и социальные антагонизмы. Анархизм — состояние, в основе которого лежит систематический отказ от всякой установленной власти и исключительный приоритет индивидуальных ценностей. «Отцом анархизма» считается Прудон, систематически проводивший идею отмены частной собственности и упразднения правительства, однако наиболее радикальные выводы из теории анархизма сделали русские — Бакунин и Кропоткин. Их девиз: разрушение всего существующего, слепое и не делающее различий, управляемое единственной мыслью разрушить как можно больше и как можно скорее. Анархисты считают себя в конечном счете нигилистами, чья задача — лишь разрушение, а не построение; это просто бунтовщики, неспособные быть истинными революционерами.
Источник: Философский словарь
АНАРХИЯ
от греч. anarchia - безвластие) - состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм - это учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает. Анархический образ мышления встречается уже в античном мире у киников и в религиозной форме в древнем христианстве, а также и позднее в сектах средневековья, особенно в хилиазме. Научная теория анархизма возникла в новое время, основателем ее был Уильям Годвин (Англия) ("Enquiry concerning political justice", 1793; неполн. рус. пер.: "О собственности", 1958). Нем. философ Макс Штирнер проповедовал анархизм в своем соч. "Единственный и его собственность" (1845), защищая индивидуалистическую концепцию в теории экономики, в то время как франц. философ Прудон, теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис "Собственность есть кража", с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин ("Бог и государство", 1871) и князь Петр Кропоткин ("Мемуары революционера"). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Анархия
Отсутствие власти или беспорядок. Само двойное значение этого слова служит красноречивым определением того, что такое порядок (невозможный без покорности власти) и свобода (невозможная без принуждения). «Всякая власть имеет военную природу», – утверждает Ален. Вот почему анархисты так ненавидят армию, а военные – анархию. Демократы с недоверием относятся и к тем и к другим – они слишком хорошо знают, что всякий беспорядок в конце концов слагается в пользу силы, а любая сила терпима лишь на службе справедливости и свободы.
Слово «анархия» чаще всего употребляется с уничижительным оттенком. Именно так относился к анархии Гете, отдававший предпочтение несправедливости перед беспорядком. Только сами анархисты видят в анархии идеал и полагают, что он вполне достижим. Но думать так значит серьезно ошибаться в природе человека или питать надежду ее переделать. Поэтому анархизм может быть либо заблуждением, либо утопией. Справедливость без силы – не более чем мечта. Эта мечта и называется анархией. Сила без справедливости – это реальность с войнами, рынком и тиранией сильнейших или самых богатых. Между тем обе модели могут основываться на одном и том же отрицании государственности, права, республиканского строя (то есть порядка, установленного демократическим путем). Этим объясняется, почему так часто молодые анархисты, постарев, легко превращаются в либералов.
Слово «анархия» чаще всего употребляется с уничижительным оттенком. Именно так относился к анархии Гете, отдававший предпочтение несправедливости перед беспорядком. Только сами анархисты видят в анархии идеал и полагают, что он вполне достижим. Но думать так значит серьезно ошибаться в природе человека или питать надежду ее переделать. Поэтому анархизм может быть либо заблуждением, либо утопией. Справедливость без силы – не более чем мечта. Эта мечта и называется анархией. Сила без справедливости – это реальность с войнами, рынком и тиранией сильнейших или самых богатых. Между тем обе модели могут основываться на одном и том же отрицании государственности, права, республиканского строя (то есть порядка, установленного демократическим путем). Этим объясняется, почему так часто молодые анархисты, постарев, легко превращаются в либералов.
Источник: Философский словарь.
АНАРХИЯ
(Anarchie; от греч. anarchia — «безвластие») — состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм — это утопическое учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает, веря в то, что между интересами и волеизъявлениями всех индивидов установится слаженность и скоординированность. Анархистский образ мышления встречается уже в античном мире у киников и в религиозной форме в некоторых раннехристианских сектах, а позднее в сектах средневековья, особенно в хилиазме. Первая научная теория анархизма возникла в новое время, основателем ее был Уильям Годвин (Англия) (Enquiry concerning political justice. 1793; неполн. рус. пер.: О собственности, 1958). Немецкий философ Макс Штирнер проповедовал анархизм в своем сочинении «Единственный и его собственность» (1845; рус. пер. 1907, 1994), защищая индивидуалистическую концепцию экономики, в то время как французский философ Прудон теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис «Собственность есть кража», с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин (Бог и государство, 1871) и князь Петр Кропоткин (Записки революционера, нем. изд. 1923). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.
Г. В. Плеханов. Анархизм и социализм, 1894, dt. 1911; К. Diehl. Über Sozialismus, Kommunismus u. Anarchismus, 1905, 1922; M. Nettlau. Gesch. d. А., I—VI, 1909—1931 (Repr. 1984); J. Joll. The Anarchists, London, 1964, dt. 1966; Guerin. Anarchismus. Begriff u. Praxis, 1967; O. Rammstadt (Hg.). Anarchismus. Grundtexte zur Theorie u. Praxis der Gewalt, 1969; U. Linse. Organisierter Anarchismus im Dt. Kaiserreich von 1871, 1969; A. Carter. The Political Theory of Anarchism, London; New York, 1971; Oberländer. Der Anarchismus, 1972; H. P. Duerr (Hg.). Unter dem Pflaster liegt der Strand. Anarchismus heute I— III, 1975—1976; P. Loesche. A., 1977; H. Read. Philos. d. Anarchismus, 1982.
Г. В. Плеханов. Анархизм и социализм, 1894, dt. 1911; К. Diehl. Über Sozialismus, Kommunismus u. Anarchismus, 1905, 1922; M. Nettlau. Gesch. d. А., I—VI, 1909—1931 (Repr. 1984); J. Joll. The Anarchists, London, 1964, dt. 1966; Guerin. Anarchismus. Begriff u. Praxis, 1967; O. Rammstadt (Hg.). Anarchismus. Grundtexte zur Theorie u. Praxis der Gewalt, 1969; U. Linse. Organisierter Anarchismus im Dt. Kaiserreich von 1871, 1969; A. Carter. The Political Theory of Anarchism, London; New York, 1971; Oberländer. Der Anarchismus, 1972; H. P. Duerr (Hg.). Unter dem Pflaster liegt der Strand. Anarchismus heute I— III, 1975—1976; P. Loesche. A., 1977; H. Read. Philos. d. Anarchismus, 1982.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АНАРХИЯ
греч. anarchia — безвластие) — понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм — общественно-политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Стремление к А. как образ мышления встречается у киников и в раннем христианстве, а также в хилиастических сектах средневековья. Цельная теория А. и анархизма возникла в трудах английского писателя У. Годвина, сформулировавшего концепцию "общества без государства" в книге "Исследование о политической справедливости" (1793). Немецкий мыслитель М. Штирнер (сочинение "Единственный и его собственность", 1845) отстаивал индивидуалистическую версию экономического анархизма, сводя социальную организацию общества к "союзу эгоистов", целью которого явился бы обмен товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения "уникальности" личности каждого. Французский философ П. Ж. Прудон, стремясь теоретически обосновать анархистское движение ("Что такое собственность?", 1840), выдвинул тезис "Собственность есть кража". Исходя из того, что источником несправедливости в обществе выступает "неэквивалентный обмен" ("Система экономических противоречий, или Философия нищеты", 1846), Прудон видел необходимой организацию (без революционистского насилия) безденежного, эквивалентного обмена продуктами труда (товарами) между всеми членами общества (одновременно автономными частными производителями) при финансировании их деятельности при помощи "народного" (а не государственного) банка под минимальный ссудный процент. Это обеспечило бы, согласно Прудону, достижение реальной независимости личности от государства и постепенное отмирание последнего. "Коллективистский" анархизм Бакунина ("Государственность и анархия", 1873) постулировал идею о том, что любое государство есть орудие угнетения масс и должно уничтожаться революционным путем. Социальный идеал Бакунина сводился к обустройству общества как "свободной федерации" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда. Производство и распределение, по Бакунину, должно было носить коллективный характер в контексте учета индивидуального трудового вклада каждого человека. В коммунистической версии анархизма русский князь П.А. Кропоткин ("Современная наука и анархия", 1920), опиравшийся на сформулированный им гипотетический "биосоциологический закон взаимной помощи" ("Взаимная помощь, как фактор эволюции", 1907), предполагал переход к федерации свободных коммун с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. Последние по времени вспышки анархистских устремлений можно отнести к некоторым разновидностям движения "новых левых" на Западе.
А. А.Грицанов
А. А.Грицанов
Источник: Новейший философский словарь