АНАРХИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И УТОПИЯ

Найдено 1 определение
АНАРХИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И УТОПИЯ
(«Anarchy, State and Utopia», 1974) — книга проф. Гарвардского ун-та (США) Р.Нозика, считающаяся ответом либертаристской политической философии на усиление влияния либерализма после громкого успеха «Теории справедливости* Дж.Ролза и представляющая собой моральное обоснование либертаризма. Будучи произведением политической философии, «А., Г. и У.» имеет значительное этическое содержание; его теоретический фундамент — восходящее к ДжЛокку этическое понятие естественных прав личности. Первый раздел «А., Г. и У.» называется «Анархия» и направлен против анархизма; его главная идея заключается в том, что минимальное государство развивается из «природного состояния» естественным путем без нарушения естественных прав человека. Нозик отнюдь не имеет в виду, что реальное историческое государство возникло именно так.
В своем доказательстве он абстрагируется от реального исторического процесса и рассуждает чисто логически. Суть его аргументации в том, что если бы государство не возникло путем нарушения прав человека, оно бы все равно возникло. Неудобства природного состояния заставляют изолированных индивидов объединяться в защитные ассоциации (protective associations), имеющие целью гарантию личной безопасности путем введения некоторых общезначимых норм, регулирующих личные отношения и отношения собственности. Защитные ассоциации, в свою очередь, уступают место защитным агентствам (protective agency), в к-рых защитные функции выполняют за деньги профессионалы. Многочисленные защитные агентства в результате длительной конкурентной борьбы постепенно уступают место «доминирующим защитным агентствам», полностью контролирующим определенную территорию. Возникает проблема взаимоотношения клиентов (тех, кто платит защитному агентству) и независимых (кто не платит), проживающих на территории агентства. Защитное агентство приходит к необходимости защитить своих клиентов от непредсказуемого суда независимых. Оно выносит вердикт, запрещающий последним вершить суд и расправу в отношении клиентов агентства без посредства агентства. При этом доминирующее защитное агентство вынуждено компенсировать независимым ущерб, связанный с ограничением их прав. Компенсация может заключаться только в бесплатном распространении на них защитных функций. То, что возникает в результате этих последовательных превращений, действительно напоминает минимальное государство. Оно защищает всех жителей определенной территории и имеет монополию на применение силы, но не более того. Доказав необходимость возникновения минимального государства из природного состояния, Нозик в следующем разделе, «Государственность», берет на себя задачу доказать, что любое государство, превышающее полномочия минимального, не является оправданным и нарушает права человека.
В этом разделе Нозик обрушивается на либеральную теорию в лице ее главного представителя — Рол за. Главное, против чего выступает Нозик, это дополнительная функция государства, связанная с перераспределением благ посредством налогов.
В этой связи Нозик критикует существующие концепции распределительной справедливости и формулирует свою теорию «правоуполномочения» (entitlement theory). Недостатком всех известных концепций является, по Нозику, то, что они оправдывают перераспределение благ и тем самым нарушают права человека на продукты его труда. Особой критике он подвергает т.н. принципы конечного состояния, имея в виду утилитаризм и раулзианство, и «шаблонные» принципы типа «от каждого... каждому...», в к-рых остается только заполнить пропущенные места излюбленными словами типа: «потребность», «заслуга», «труд» и т.д. Нозик считает, что подобного рода принципы не только предполагают экспроприацию законной собственности индивидов, но и требуют систематического насилия, поскольку сама жизнь с ее постоянными перераспределительными процессами опровергает эти принципы. Вместо них Нозик выдвигает теорию правоуполномочения, определяющую справедливым любой результат распределения благ, если только он удовлетворяет условиям справедливого приобретения и справедливой передачи. Принципы справедливого приобретения регулируют первоначальный раздел никому не принадлежащей собственности. Справедливость первоначального приобретения предполагает, что любое наше приобретение, изымающее из общей собственности некую часть, не ухудшило положения остальных людей; справедливость передачи предполагает свободную передачу, без применения обмана и насилия. Наряду с этими основными принципами Нозик выдвигает еще и «принцип исправления» закравшейся в длинную историческую цепь несправедливости. Нозик готов проследить цепь последовательных передач владения вплоть до Адама и отвергнуть всю последующую цепь, если только в ее основании заложена несправедливость.
В третьем разделе, «Утопия», Нозик ставит вопрос о привлекательности своей теоретической конструкции как идеала общественных устремлений. Многочисленные критики Нозика указывали прежде всего на утопический характер его концепции, неприемлемые нормативные последствия его моральной теории, в к-рой существуют лишь собственники и собственность. Никак не оговорены, напр., права детей, факт рождения к-рых в бедных семьях оставляет их без медицинского обслуживания и образования. Вообще, положение людей, не осчастливленных судьбой, к-рым нечего предложить на рынке, представляется безнадежным. Критики указывают также на методологическую неудовлетворительность построения политической теории исключительно посредством дедукции понятия естественных прав.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001