АНАМНЕСИС

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНАМНЕСИС
термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

АНАМНЕСИС
греч. припоминание)— термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объекты припоминания—сверхчувственные идеи—образцы того, что в чувственном мире выступает только в виде подобий. Учение об анамнесисе опирается на орфико-пифагорейское представление о бессмертии души и объясняет возможность правильного представления, которое есть неосознанное знание. Концепция познания и обучения как припоминания развита Платоном в «Меноне» (81b—86b) и «Федоне» (72е—76е), привлекается в«Фере»(250Ь-а).

Источник: Новая философская энциклопедия

АНАМНЕСИС
греч. anamnesis — припоминание, воспоминание) — в учении Платона (диалоги "Менон" и "Федон") — понятие, описывающее основную процедуру процесса познания. Познание, согласно Платону, есть "воспоминание" души в "посюстороннем" мире об идеях, которые она созерцала в мире "потустороннем", до ее соединения с телом. Сверхчувственные идеи, выступающие "образцами" того, что в материальном мире проявляется через "подобия", могут быть, по Платону, постигнуты исключительно этим путем. Источником учения об А. явилась в древнегреческой философии совокупность орфико-пифагорейских представлений о бессмертии души ("псюхе") вкупе с идеей возможности истинного неосознанного знания.
С.Ю. Солодовников

Источник: Новейший философский словарь

анамнесис
припоминание; центральное понятие в гносеологии платона, по своему основному содержанию заимствованное им из учения сократа о природу объективной истины, о «маейевтическом» («повивальном») искусстве философа при ведении им «спора ради истины». Всякое знание есть припоминание, согласно платону, оно существует в душе в скрытом виде еще до рождения (см. Иннативизм) и гносеологическая задача человека – в процессе земной жизни вновь актуализировать это знание. Обретается же оно душой (см. Метемпсихоз) во время ее пребывания в мире идей (гиперурании) между каждыми двумя земными воплощениями. Там душа непосредственно созерцает (см. Интеллектуальная интуиция) сущности вещей – общие понятия «кошка», «равный», «справедливый», «благой» и т.д. Таким образом, по платону, знание может быть только знанием общего (см. Рационализм), владением содержания общим понятием и существует как таковое еще до чувственного контакта с единичными объектами, подпадающими под данное понятие. Когда в земной жизни душа соединяется с телом, это хранящееся в ней знание общего оказывается «похороненным» под множеством чувственных восприятий. Мы забываем, что значит «быть белым», «быть кошкой», «быть равным» и т.д. Но, несмотря на это, мы ведь все равно знаем, что значит «быть кошкой» еще до того, как увидели конкретных кошек в эмпирическом опыте. Более того, мы и распознаем их как принадлежащих к некоторому единому роду лишь потому, что «припоминаем» в этот момент «небесный» прообраз той единичной кошки, что попалась нам на глаза. Крайности платоновского рационализма смягчил аристотель, согласно которому знание действительно заложено в разумной части души еще до эмпирического опыта, и оно не появляется благодаря ему, а лишь выявляется, но при этом переходя из состояния потенциального в состояние актуальное (сам аристотель вводит эти категории), что без чувственного опыта оказалось бы невозможным. Весьма оригинально концепция а. Трансформируется также в учении лейбница о предустановленной гармонии.

Источник: Краткий философский глоссарий

АНАМНЕСИС
АНАМНЕСИС (греч. ?????????), термин платоновской философии, обозначающий припоминание человеческой душой вечных идей, которые она созерцала до своего рождения в смертном теле.     Концепция знания как припоминания развита Платоном в диалогах «Менон» (81b-86b), «Федон» (72е-76е) и «Федр» (249c-250d). С формальной стороны А. может быть определен как возобновление некогда имевшегося, но потом забытого знания. Когда, увидев или услышав нечто, человек примысливает к воспринимаемому то, что он видел или слышал в прошлом, то такое состояние и называется припоминанием. Согласно Платону, анам-несис может вызываться как сходством, так и несходством между воспринятым и припоминаемым предметами: напр., можно вспомнить о человеке, увидев его портрет, а можно - увидев принадлежащий ему плащ или лиру (Phaed. 73с-74а). Наше познание окружающего мира, по мнению Платона, имеет такой же механизм. Несмотря на то что чувственный опыт не дает нам примеров идеального равенства или тождества, мы тем не менее определяем некоторые чувственно воспринимаемые вещи как равные или тождественные. Это означает, что знание о самих по себе равенстве или тождестве не выводится из восприятия равных или тождественных вещей, но возникает в нас по ассоциации с ними наподобие извлекаемого из памяти воспоминания (74Ь-с). То же самое можно сказать и о других идеях - самом по себе прекрасном, благом, справедливом и т. д. Опираясь на орфико-пифагорейское учение о бессмертии души, Платон приходит к выводу, что знанием идей душа должна обладать еще до своего рождения в теле, так что любое ее познание в здешнем мире есть всего лишь восстановление этого прежде имевшегося, но потом утраченного знания, т. е. анамнесис (75е).     В «Федре» наличие у человеческой души знания идей объясняется ее связью с богами и подлинным бытием, а эпистемологическая функция идей усматривается в том, что они позволяют душе сводить воедино разрозненные данные многих чувственных восприятий (Phaedr. 249с). Еще одним аргументом в пользу концепции знания как припоминания Платон считает способность человека самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, при условии, что этот вопрос будет задан правильно (73Ь). В диалоге «Менон» (82d-85b) показано, как ряд вопросов позволяют несведущему в геометрии мальчику-рабу самостоятельно отыскать сторону удвоенного квадрата. По мнению Платона, это доказывает, что знание геометрических соотношений усваивается человеком не извне, но извлекается им из самого себя, как если бы он восстанавливал забытое. Поэтому подлинное обучение есть не передача информации от учителя к ученику, но побуждение ученика к самостоятельному исследованию, в ходе которого он сможет отыскать то, что некогда знал, а потом забыл. В «Меноне» Платон формулирует следующую апорию: если исследование есть поиск чего-то неизвестного, то как можно искать вещь, о которой ничего не знаешь? И, даже натолкнувшись на нее, откуда можно узнать, что она есть именно то, что ты ищешь (80d)? В рамках теории анамнесиса эта апория легко решается, поскольку предмет исследования объявляется отчасти известным ищущему, а усилия по его поиску сравниваются с усилиями человека, пытающегося восстановить забытое.     Аристотель, сначала разделявший платоновскую теорию анамнесиса и даже рассматривавший в своих ранних диалогах анамнесис как одно из доказательств бессмертия души, впоследствии, создав собственную психологическую теорию, отказался от прежней точки зрения. Свое учение об анамнесисе он изложил в трактате «О памяти и припоминании» (De memoria et reminiscentia), входящем в состав его малых естественнонаучных произведений (см. «О душе»). Анамнесис трактуется здесь как психосоматическое состояние, находясь в котором человек возвращает себе частично исчезнувшее у него из памяти знание или ощущение (De mem. 451Ь6). Согласно этому определению, припоминающим считается не тот, кто, изучив какой-либо предмет, сохраняет память о нем, не прерываемую забвением, но тот, кто, обладая сначала всей полнотой памяти, потом что-то теряет, а что-то сохраняет и на основе сохраненного возвращает остальное ([Themist.] Sophoniae In Parva nat. 7, 9—18). Механизм действия анамнесиса описывается Аристотелем как чисто физиологический: наши воспоминания представляют собой отпечатки воздействий, приходящих в орган общего чувства от частных ощущений. Сохраняя эти отпечатки, орган общего чувства сохраняет и возможность воспроизведения тех движений, которыми эти отпечатки были некогда вызваны. А поскольку возможность всегда приводится к осуществлению чем-то действительным, то любое возникшее по тем или иным причинам в органе общего чувства движение может естественным образом актуализировать какое-то из содержащихся в нем движений-воспоминаний и таким образом заставить нас припомнить то, о чем мы, казалось, прочно забыли (De mem. 451b??? 5). При этом процесс анамнесиса может быть как непроизвольным, так и вполне осознанным. В первом случае орган общего чувства начинает совершать одно из прежних движений под воздействием какого-то случайно увиденного или услышанного предмета. Во втором мы целенаправленно вызываем в своем воображении представления о предметах, так или иначе связанных с искомым воспоминанием, в надежде, что актуализированные ими в органе общего чувства движения приведут нас к тому, о чем мы хотели бы вспомнить. В последнем случае анамнесис подобен некоему исследованию (???????) и умозаключению (???????????), и Аристотель делает вывод, что в отличие от памяти припоминание свойственно только разумным существам (453а10).     В платонизме аристотелевское и платоновское учения об анамнесисе рассматривались не как противостоящие друг другу, но как относящиеся к разным частям философии. Первое прочно закрепилось за сферой физики, а второе - за теорией познания и метафизикой. Например, Плутарх Херонейский ставит платоновскую концепцию знания как припоминания в один ряд с такими эпистемологическими теориями, как учение Аристотеля о пассивном и активном уме, стоическое учение о врожденных общих представлениях и эпикурейское - о «предвосхищениях». Плутарх убежден, что все перечисленные теории уступают платоновской, т. к. в пользу последней говорит сама этимология слова «истина» (?-??????), образованного при помощи привативной приставки а- от корня ???, означающего забвение. Истина, согласно этимологии Плутарха, есть «извлечение из забвения» (????? ??????), а это как раз и есть припоминание (Plutarchi Moralia VII, Fr. 215a-g Sandbach).     Плотин толкует платоновское учение об анамнесисе в метафизическом смысле, исходя из своей философской системы. В его понимании анамнесис имеет место всякий раз, когда человеческая душа, не теряющая связь с высшими реальностями и в этом смысле всегда «помнящая» о них, осознает в себе действие божественного Ума и Единого и сама начинает действовать соответствующим образом (Епп. IV 3, 25.27-34). При этом Плотин признает, что подобное состояние может быть названо анамнесисом только в переносном смысле, поскольку сами по себе память и припоминание неизбежно связаны со временем и, значит, никак не могут быть свойственны бестелесным и вечным сущностям, к числу которых принадлежит и душа.     Лит.: Mutter Er. Die Anamnesis. Ein Beitrag zum Piatonismus, - AGPh 25, 1912, S. 196-225; Allen R. E. Anamnesis in Plato´s «Meno» and «Phaedo», - RMet 13, 1959, p. 165-174; Huber C. E. Anamnesis bei Plato. M?nch., 1964; Moravscik J. Learning as Recollection, - Vlastos G. (ed.). Plato I, Metaphysics and Epistemology. Garden City, 1971, p. 53-69; AckrillJ. L. Anamnesis in the Phaedo, - Exegesis and Argument. Ed. by E. N. Lee, A. Mourelatos, R. Rorty. Assen, 1973, p. 177-195; Ebert Th. Plato´s Theory of Recollection Reconsidered: An Interpretation of Meno 80a-86c, - Man and World, 1973, p. 163-181; Scott D. Platonic Anamnesis Revisited, - CQ 37, 1987, p. 346-366; Idem. Recollection and Experience: Plato´s Theory of Learning and its Successors. Camb., 1995; Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании», - Космос и ДУША, 2005, с. 391-419.     С. В. МЕСЯЦ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • Анамнеза (анамнесис)

    (лат. anamnesis – припоминание). У Платона: припоминание того, что видела душа в мире идей (эйдосов) после ее реинкарнации в тело человека. В современной философии: понятие, сходное с понятием нативизма