лат. analogia entis) - центральн. понятие методологии неотомизма. В соответствии с учением об А. б. главным, определяющим в отношениях между предметами, явлениями (независимо от их природы) является их единство, сходство, что якобы обосновывает философское познание бога путем аналогии. Разработка католич. идеологами понятия А. б. преследует цель отмежеваться от пантеизма и негативной теологии, отрицающей возможность филос. понимания бога.
АНАЛОГИЯ БЫТИЯ
АНАЛОГИЯ БЫТИЯ
Источник: Атеистический словарь
АНАЛОГИЯ БЫТИЯ
лат. analogia entis) — центральное методологическое понятие в католической философии (Неотомизм, Схоластика, Томизм, Фома Аквинский). А. б. означает, что всякое сущее (материальный предмет или явление, идея) сходно с др. сущим и одновременно отлично от него. По этому принципу возводится иерархическая лестница бытия. Поскольку первичным, определяющим в А. б. считается сходство, единство, постольку причиной, первоисточником качественного многообразия бытия, согласно схоластической метафизике (Фома Аквинский, в 20 в.—Э. Пшивара и др.), может быть только внешняя, сверхприродная сила, бог, в к-ром совпадают все различия. Т. обр., в понятии А. б. абсолютизируются тождество, сходство предметов и явлений, а их качественные различия сводятся к количественным. Это понятие было введено в средневековой схоластике. Нынешние схоласты объявляют А. б. антиподом диалектического единства противоположностей.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Аналогия бытия
(analogia entis) — центральное методологическое понятие в католической философии (Неотомизм, Схоластика, Томизм, Фома Аквинский). А. б. означает, что всякое сущее (материальный предмет или явление, идея) сходно с др. сущим и одновременно отлично от него. По этому принципу католическая философия возводит иерархическую лестницу бытия. Поскольку первичным, определяющим в А. б. считается сходство, единство, постольку причиной, первоисточником качественного многообразия бытия, согласно схоластической метафизике (Фома Аквинский, из совр. схоластов — Э. Пшевара и др.), может быть только внешняя, сверхприродная сила, бог, в к-ром совпадают все различия. Т. обр., в понятии А. б. абсолютизируются тождество, сходство предметов и явлений, а их качественные различия сводятся к количественным. Это понятие было введено в средневековой схоластике. Нынешние схоласты объявляют А. б. антиподом диалектического единства противоположностей (Единства и борьбы противоположностей закон). Анархизм (греч. — безначалие, безвластие) — мелкобуржуазное общественно-политическое течение, враждебно относящееся ко всякой власти, в т. ч. к диктатуре пролетариата, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянское хозяйство прогрессу об-ва, основанному на крупном производстве. Философской основой А. является индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм. Возникновение А. связано с именами Шмидта (Штирнера), Прудона, Бакунина, утопические теории к-рых были подвергнуты критике в трудах Маркса и Энгельса. А. в 19 в. был распространен во Франции, Италии и Испании. А. не идет дальше общих фраз против эксплуатации, ему недостает понимания причин эксплуатации, понимания классовой борьбы как творческой силы осуществления социализма. Анархистское отрицание политической борьбы объективно служит подчинению рабочего класса буржуазной политике. Наиболее существенным в борьбе против А. является вопрос об отношении революции к государству и вопрос о государстве вообще. Анархисты требуют немедленного уничтожения государства, не признают возможности использования буржуазного государства для подготовки пролетариата к революции. После 1917 А. в России превратился в контрреволюционное течение. В настоящее время А. пользуется известным влиянием в Испании, Италии и Латинской Америке.
Источник: Философский словарь. 1963