АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ
анализ сознания
«АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ» («The Analysis of Mind») — книга Б. Рассела. Впервые издана в Лондоне в 1921. Теория сознания, которую разрабатывает в ней Рассел, получила название «нейтрального монизма». Эта концепция развивалась также У Джеймсом, и в иной форме — Э. Махом. Ее основной тезис состоит в том, что мир состоит не из материи или сознания, а из чего-то более простого, чем они. Задача «А. с.» — показать, что различие между сознанием (mind) и материей (matter) не является настолько фундаментальным, насколько это обычно представляется. Эта книга является продолжением программы, предложенной Расселом в работе «Наше познание внешнего мира» (1914), где он показывает, как физические объекты могут быть построены из чувственных данных. Рассел подвергает критике некоторые характеристики, которые традиционно приписываются сознанию, чтобы показать, что оно может также состоять из чувственных данных. Одной из важнейших таких характеристик является интенциональность. Рассел отрицает существование актов сознания, противопоставленных предметам, т.к. они не могут, с его точки зрения, быть обнаружены в опыте. Таким образом, ощущение не может рассматриваться как акт, и его невозможно отличить от предмета — чувственного данного. Ощущения и есть те элементы, из которых, как предполагает Рассел, состоит сознание. Сознанию и материи соответствуют два типа каузальных законов, а также они отличаются способом организации общих элементов. Физические предметы формируются на основании сходства чувственных данных в разных местах в разное время. Так, стол можно определить как систему его аспектов с различных точек зрения. Если же чувственные данные объединяются по признаку места, где они расположены, то получается перспектива, т.е. взгляд на мир с определенной позиции. Это и есть сознание в данный момент, а объединение таких перспектив в одну биографию обеспечивается памятью. Рассел также отрицает такую характеристику сознания, как доступность непогрешимому внутреннему восприятию, на том основании, что люди склонны ошибаться относительно своих психических феноменов, особенно относительно направленности своих желаний. Самым важным и сложным в связи с анализом сознания Рассел считает вопрос о возможности знания. Знанием он называет истинные убеждения (belief). Относительно убеждения он выделяет три элемента: то, что делает его истинным или ложным — объективный факт; то, в чем убеждены — содержание; и акт — особое реально переживаемое чувство. Содержание убеждения — это то, что логики называют суждением (proposition). Само суждение представляет собой серию слов или образов, выражающих то, что должно утверждаться или отрицаться. Именно суждения, в первую очередь, могут быть истинными и ложными. Анализ убеждения, следовательно, и анализ знания необходимым образом связаны с разрешением проблемы значения. Содержание убеждения связано с фактом благодаря тому, что все или некоторые из его составляющих имеют значение. Под значением Рассел понимает — и это традиционно для него — референцию. Слова связаны со своим значением через образы (образы отличаются от ощущений только тем, что они не могут быть участниками физических каузальных законов, т.е. не имеют внешних по отношению к сознанию причин и следствий), а образы способны обозначать нечто благодаря сходству с предметом. Отношение убеждений к фактам отличается от отношения слов к их значениям тем, что одному факту соответствуют два убеждения — истинное и ложное. Значение суждения считается известным, если известно, что может сделать его истинным или ложным, даже если неизвестно, истинно ли оно на самом деле. Рассел признает существование отрицательных фактов, т.к. в противном случае становится неясно, чему в реальности соответствуют истинные отрицательные предложения. Рассел отвергает когерентную теорию истинности. Главный логический аргумент против нее — это неадекватность ее «доктрины отношений». Аргумент, с позиции здравого смысла, заключается в том, что для установления истинности убеждений необходимо эмпирическое наблюдение; и, напр., из того, что Цезарь победил галлов, невозможно вывести, что завтра будет хорошая погода. Е.В. Вострикова
«АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ»
The Analysis of Mind, 1921)произведение Б. Рассела, написанное на основе лекций, прочитанных им в Лондоне и Пекине. Неоднократно переиздавалось и переводилось на иностранные языки (за исключением русского). Отражает период активного увлечения Рассела вопросами психологии и теории познания, а также влияние на него американских психологов и философов. Главная цель работы—совместить определенную тенденцию в современной психологии с тенденцией в современной физике. В психологии наиболее перспективным направлением Рассел тогда считал бихевиоризм, приводящий, по его мнению, к материалистической позиции. Психология становится зависимой от физиологии и внешнего наблюдения за поведением. При этом факт познания фиксируется в виде различных привычек употребления слов. В физике же ученые предпочитают дематериализовать материю, рассматривая ее как логическую конструкцию из пространственно-временных событий, удобное обозначение для сферы действия каузальных законов. «В ходе этих лекций,—писал Рассел,—я попытаюсь убедить вас, что материя не столь материальна, как считают, а дух не столь духовен» (р. 36). Говоря о материи, следует склоняться к идеализму, а говоря о духе — к материализму.
Основная критическая цель произведения: опровергнуть теорию, согласно которой сущностью ментального является нечто, называемое сознанием (consciousness) и понимаемое либо как особое отношение к объектам, либо как особая субстанция, либо как всепроникающее качество психических явлений. Значительное место при этом отводится критике идеи интенциональности как отличительной черты ментальной жизни, представленной в работах Ф. Брентано и А. Мейнонга. Согласно Расселу, понятие акта сознания излишне. Эмпирически мы не можем обнаружить особый акт сознания. Проявление содержания мысли и есть проявление самой мысли. Акт сознания — лишь призрак того, что прежде называли «душой» или субъектом. Рассел предлагает такие лингвистические формы выражения ментальных состояний, в которых вводящее в заблуждение понятие субъекта не встречается. Интенциональность не является исходным понятием психологии, ибо оно выводимо из более фундаментального понятия «убеждение» (belief). Направленность на объекты нельзя считать сущностью ментального, заключает он.
Философская задача, поставленная в работе, заключается в преодолении противостояния идеализма (который подавляет объект и трактует всю реальность как духовную) и реализма (который подавляет ментальное содержание). Рассел присоединяется к позиции У. Джеймса и американских неореалистов, отказавшихся от понятия сознания как особой субстанции и предположивших, что мир состоит из единого «вещества» (а не материи и духа), или «нейтральных сущностей». Некоторые сочетания элементов составляют ментальное, другие—физическое, причем они взаимно влияют друг на друга. Правда, по Расселу, хотя «вещество» мира и нейтрально, но в физике и в психологии действуют разные каузальные закономерности. Эта концепция английского философа получила название «нейтрального монизма».
В целом «сознание» для Рассела — слишком узкое понятие, чтобы характеризовать всю сферу ментального. Так, сознание можно определять в терминах отношения образа или слова к объекту как их значению: наличие образа или копии ощущения свидетельствует об осознании нами ощущения, если образ выступает знаком чего-то отличного от него. Практическая же функция сознания в том, что оно позволяет действовать, указывая на то, что отделено от нас в пространстве и во времени и не может непосредственно стимулировать органы чувств. Т. н. субъективность сознания есть характеристика перспектив и биографий, это взгляд на мир с определенной личной позиции.
Рассел подчеркивал, что данными и психологии, и физики являются ощущения. В этом отношении исходное научное объяснение того, что имеется и происходит в мире, ближе психологическому объяснению, нежели физическому. В основе унифицированной науки лежит скорее ментальное, чем физическое, хотя в целом «вещество» мира нейтрально.
В книге о сознании Рассел специально останавливается на фрейдовском учении о бессознательном. Он считает, что Фрейд и его последователи так и не объяснили, что такое бессознательное. И поэтому ничего не остается, как считать его другим сознанием, но только подвергшимся цензуре. Бессознательное желание просто означает определенную каузальную закономерность нашего поведения, а именно то, что мы оказываемся в беспокойном состоянии, пока не будет реализовано некоторое положение дел, приводящее к временному восстановлению равновесия. Такое желание не есть нечто актуальное. Это лишь предрасположенность к определенному поведению; его статус напоминает статус силы в физической динамике. В целом, заключает Рассел, психоанализ создал вокруг ментальных явлений ненужную атмосферу таинственности. Предложенное Фрейдом объяснение желаний—результат заранее сформулированной теории, а не наблюдений.
А. Ф. Грязное
Основная критическая цель произведения: опровергнуть теорию, согласно которой сущностью ментального является нечто, называемое сознанием (consciousness) и понимаемое либо как особое отношение к объектам, либо как особая субстанция, либо как всепроникающее качество психических явлений. Значительное место при этом отводится критике идеи интенциональности как отличительной черты ментальной жизни, представленной в работах Ф. Брентано и А. Мейнонга. Согласно Расселу, понятие акта сознания излишне. Эмпирически мы не можем обнаружить особый акт сознания. Проявление содержания мысли и есть проявление самой мысли. Акт сознания — лишь призрак того, что прежде называли «душой» или субъектом. Рассел предлагает такие лингвистические формы выражения ментальных состояний, в которых вводящее в заблуждение понятие субъекта не встречается. Интенциональность не является исходным понятием психологии, ибо оно выводимо из более фундаментального понятия «убеждение» (belief). Направленность на объекты нельзя считать сущностью ментального, заключает он.
Философская задача, поставленная в работе, заключается в преодолении противостояния идеализма (который подавляет объект и трактует всю реальность как духовную) и реализма (который подавляет ментальное содержание). Рассел присоединяется к позиции У. Джеймса и американских неореалистов, отказавшихся от понятия сознания как особой субстанции и предположивших, что мир состоит из единого «вещества» (а не материи и духа), или «нейтральных сущностей». Некоторые сочетания элементов составляют ментальное, другие—физическое, причем они взаимно влияют друг на друга. Правда, по Расселу, хотя «вещество» мира и нейтрально, но в физике и в психологии действуют разные каузальные закономерности. Эта концепция английского философа получила название «нейтрального монизма».
В целом «сознание» для Рассела — слишком узкое понятие, чтобы характеризовать всю сферу ментального. Так, сознание можно определять в терминах отношения образа или слова к объекту как их значению: наличие образа или копии ощущения свидетельствует об осознании нами ощущения, если образ выступает знаком чего-то отличного от него. Практическая же функция сознания в том, что оно позволяет действовать, указывая на то, что отделено от нас в пространстве и во времени и не может непосредственно стимулировать органы чувств. Т. н. субъективность сознания есть характеристика перспектив и биографий, это взгляд на мир с определенной личной позиции.
Рассел подчеркивал, что данными и психологии, и физики являются ощущения. В этом отношении исходное научное объяснение того, что имеется и происходит в мире, ближе психологическому объяснению, нежели физическому. В основе унифицированной науки лежит скорее ментальное, чем физическое, хотя в целом «вещество» мира нейтрально.
В книге о сознании Рассел специально останавливается на фрейдовском учении о бессознательном. Он считает, что Фрейд и его последователи так и не объяснили, что такое бессознательное. И поэтому ничего не остается, как считать его другим сознанием, но только подвергшимся цензуре. Бессознательное желание просто означает определенную каузальную закономерность нашего поведения, а именно то, что мы оказываемся в беспокойном состоянии, пока не будет реализовано некоторое положение дел, приводящее к временному восстановлению равновесия. Такое желание не есть нечто актуальное. Это лишь предрасположенность к определенному поведению; его статус напоминает статус силы в физической динамике. В целом, заключает Рассел, психоанализ создал вокруг ментальных явлений ненужную атмосферу таинственности. Предложенное Фрейдом объяснение желаний—результат заранее сформулированной теории, а не наблюдений.
А. Ф. Грязное
Источник: Новая философская энциклопедия