АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- часть глубинной психологии, область исследований бессознательных источников мотивации человеческого поведения, его миропонимания, духовной жизни и верований. Связана с именем К.Г.Юнга, который выявил связь индивидуального бессознательного с коллективным и рассматривал индивидуальные психические проблемы не только как отдельно взятые, но и как выражение общечеловеческих, как результат проблематического духовного состояния человека вообще. Отказавшись от догматического атеизма З.Фрейда ради агностицизма в духе И.Канта, Юнг не принял теизм, оставил открытым вопрос о природе духовной реальности и не стал сводить ее к каким-либо инстинктивным душевным движениям. Есть трансцендентный Бог или нет - вопрос не для психологии, считал он, но Бог - факт глубинной психической жизни и Его можно знать как психическую реальность, поэтому религия важна в аналитической психологии. Ее истины имеют жизненное, а не метафизическое, значение и она играет положительную роль в душевной жизни, необходима для психотерапии и полноты жизни. Бог присутствует в коллективном бессознательном как архетип, отрицать эту реальность означает искажать нашу жизнь. Но религия как таковая становится у Юнга натуралистической - трансцендентность Бога теряется из виду.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
аналитическая психология
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, основанное швейцарским психотерапевтом К.-Г. Юнгом, разработавшим методику ассоциативного эксперимента для обнаружения чувственных комплексов. На протяжении ряда лет Юнг разделял психоаналитические идеи, но со временем выдвинул собственное учение о человеке и его психических расстройствах. В основу А. п. Юнга положены следующие общие теоретические представления: человека следует рассматривать, исходя из его здорового состояния, а не из его патологии, что свойственно взглядам 3. Фрейда; учение об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствуют и внутренние и внешние начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей; психическая энергия рождается из взаимодействия противоположностей; она не сводится только к сексуальной энергии, и, следовательно, понятие либидо является более широким по своему содержанию, чем это принято считать в психоанализе; чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, необходимо признать наличие духа и заново пережить его; Я человека страдает не только из-за своего отделения от человечества, но и от утраты духовности. Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы, и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики и обязанное своим существованием «исключительно унаследованию», проявляющемуся в форме архетипов, выступающих в качестве «модели и образца инстинктивного поведения». Он вычленил в психике человека такие составляющие, как Персона (маска, роль, за которой скрывается подлинное лицо человека), Тень (вытесненные примитивные склонности человека, изнанка личности), Анима (бессознательный женский образ у мужчины), Анимус (бессознательный мужской образ у женщины), Великая Мать (образ матери как архетипической структуры коллективного бессознательного), Старый мудрец (архетипический образ смысла и мудрости), Самость (архетип единства и целостности) и ряд других фиг у р. С о г л а с н о Ю н г у, психическое и физическое являются разными аспектами единой реальности, где, помимо каузальной связи, действенным оказывается и акаузальный связующий принцип, или синхронистичность, свидетельствующая о параллельности времени и смысла между различными событиями, имеющими место в жизни индивида, других людей и в мире в целом. С точки зрения Юнга, центральное положение в личности занимает Самость, объединяющая, благодаря «трансцендентной функции» (совмещению содержимого сознания с содержанием бессознательного), сознательные и бессознательные представления в некое единство, или в «душевную целостность», что предполагает осуществление индивидуации как процесса самореализации и обретения человеком своей целостности, точнее — проявления изначальной, присущей ему потенциальной целостности. Основанная на А. п. психотерапия включает в себя установку на индивидуализацию метода лечения и иррационализацию целевой деятельности. И то и другое связано со специфическими типами пациентов (интроверты и экстраверты, молодые и пожилые, имеющие легкие или тяжелые психические нарушения, с трудом или без труда приспосабливающиеся к реальности) и к различными ступенями психотерапевтической проблематики. К последним относятся признание (исповедь, соответствующая катарсическому методу лечения Й. Брейера), разъяснение (объяснение феноменов сопротивления и переноса, характерное для метода толкования 3. Фрейда), воспитание (во многих случаях разъяснение оставляет после себя «хотя и понятливое, но тем не менее неприспособленное дитя», и поэтому требуется социальное воспитание, отражающее устремления индивидуальной психологии А. Адлера) и преобразование (самовоспитание воспитателя, врача, который до того, как стать практикующим аналитиком, сам должен пройти учебный анализ, чтобы разобраться со своим собственным бессознательным). Аналитическая терапевтическая практика Юнга основывалась на следующих подходах, методах и техниках познания бессознательного и врачевания души: на конструктивном (синтетическо-герменевтическом) подходе к психическим процессам, при котором анализ является не панацеей, а более или менее тщательным наведением порядка в психике пациента; на диалектическом подходе, заключающемся в признании факта возможности различного толкования символических содержаний и в понимании того, что психические процессы оказывается на деле взаимодействием сознания и бессознательного; на диалектическом методе установления таких взаимоотношений между врачом и пациентом, при которых индивидуальность больного требует к себе уважения не менее, чем индивидуальность аналитика, и терапевт становится «соучастником индивидуального процесса развития»; на технике амплификации, расширяющей и углубляющей образы сновидений путем исторических параллелей из области мифологии, алхимии, религии; на методе активного воображения, являющегося эффективным способом выведения на поверхность содержимого бессознательного и активизации творческой фантазии, благодаря чему становится действенной трансцендентная функция, инициирующая процесс индивидуации, способствующая обретению целостности и приводящая к установлению внутренней гармонии. В.А. Лейбин