или лингво-аналитическая эстетика) (от греч. analysis — разложение, расчленение) — одно из течений в совр. западной эстетической мысли. А. э. отличает т. наз. языковой подход к эстетическим проблемам, суть к-рого состоит в описании употребления эстетических понятий в разных контекстах, в т. ч. в размышлениях и полемике по поводу иск-ва, и стремлении представить проблемно-теоретические трудности как лингвистические по своей природе. Основополагающие принципы А. э. были разработаны в концепциях англо-амер. школ неопозитивистской философии и эстетики в 40—50-х гг. XX в. В формировании принципов А. э. большую роль сыграли работы Л. Витгенштейна 30—40-х гг., особенно изложенные в них концепции «языковых игр», «семейного сходства» и последовательно проведенная установка на прояснение концептуально-речевых форм как особого приема анализа. Представители А. э. (М. Вейц, У. Галли, О. Боусма и др.) отказались от определения сущности осн. эстетических понятий, подвергли сомнению их категориальный статус, выступили с резкой критикой традиционной нормативистской эстетики как философской теории прекрасного и иск-ва. Оборотной стороной типичного для неопозитивистской эстетики недоверия к возможностям обобщающего мышления явились в А. э. радикальный эмпиризм, отказ от философско-мировоззренческой проблематики и от поиска объективных основании эстетических суждений и оценок. Скептическое отношение к обобщениям и общезначимым определениям, выразившееся, в частности, в употреблении терминов «иск-во» и «худож. произв.» лишь в нейтрально-классифицирующем смысле, обусловило повышенное внимание представителей А. э. к разработке процедур идентификации объектов как худож. произв. При этом обнаружился нейтралистский характер А. э. относительно различных форм культуры (Культурахудожественная), чрезмерная гибкость и всеядность этой эстетической теории. Хотя в А. э. так или иначе затрагиваются все традиционные эстетические проблемы (природа иск-ва, специфика и адекватность эстетического восприятия, эстетической ценности и оценки, худож. иллюзия и др.), но их осмысление осуществляется в русле эмпирико-субъективистской ориентации, свойственной неопозитивистской эстетике. Правда, в ходе эволюции А. э. постепенно стал намечаться отход ее сторонников от беспредельного эмпиризма, а у отдельных аналитиков (напр., у Р. Уоллхайма) возникло стремление дополнить языковой подход к анализу иск-ва рассмотрением социальных условий его функционирования, не выходя, однако, за пределы возможностей, предоставляемых витгенштейновской трактовкой языка как «формы жизни».
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
Источник: Эстетика: Словарь
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
эстетика, развитая с позиций аналитической философии (см.). В отличие от своих оппонентов, прежде всего постструктурализма, аналитическая философия на этапе своего зарождения не только не принимала эстетику в качестве своего масштаба, но даже вообще отвергала ее правомерность. Один из основателей аналитической философии, Л. Витгенштейн (см.) утверждал, что эстетика трансцендентна, следовательно, предложения эстетики невозможны. Однако вопреки этому суровому приговору эстетика продолжала существовать. Интересно проследить за тем, как философы-аналитики исподволь начинают возвращаться в лоно эстетики. Первый шаг навстречу эстетике был сделан от имени эмотивизма (см.). Если эстетического нет в мире, то надо искать его в психике. Как утверждал А. Ричарде, в поэзии слова выражают эмоции и установки, способствующие коммуникации. В данном случае нет необходимости рассматривать эмотивизм в деталях. Отметим лишь, что эстетика эмоций считается устаревшей концепцией и ныне не в ходу даже у аналитиков, с нашей же точки зрения она неконцептуальна. Но что могли аналитики противопоставить эстетическому эмотивизму? Как выяснилось, не мудрствуя лукаво, они стали развивать семантическую философию искусства. Философов-аналитиков отличает направленность на конкретное. Поэтому они обращают внимание прежде всего на то, картиной чего именно является то или иное произведение искусства. Всякое поэтическое употребление языка непременно сводится к буквальному. Показательны в этом отношении воззрения американского эстетика Т.Н. Гудмена (см.). Приведем два образца его эстетического анализа. По Гудмену, предложение «Озеро — сапфир» (т.е. озеро представляет собой нечто драгоценное) ложно, если оно понимается буквально, но истинно, если понимается метафорически. Если же предложение «Озеро — сапфир» используется в ироническом аспекте, а не только метафорическом, то и оно ложно. В том же ключе интерпретируется Гудме- ном литературный текст. По Гудмену, текст — материальная вещь, которая может быть по-разному интерпретирована. В результате возникает множество интерпретационных миров, но в любом случае необходимо установить отношение референции между написанным (сказанным, зарисованным) и действительным. Так, определенная часть статуи кентавра экземплифицирует (указывает на) лошадь. Гудмен, расширяя представление о референции, соотношении предложений с действительным миром, остается в рамках семантики. Еще один путь сближения аналитической философии с эстетикой состоит в переходе от семантики к прагматике. Нельзя сказать, что такой переход совершается с энтузиазмом (аналитики, как правило, опасаются потери ясности рассуждений), но он органично соответствует теории речевых актов, согласно которой каждый из них выражает некоторое действие. По нашему мнению, окончательное примирение философов-аналитиков с эстетикой случилось бы в том случае, если бы они согласились воспринимать ценности в качестве концептов. Однако именно этого, насколько нам известно, в А. э. нет. Часто ведутся речи о правилах поведения, но не о ценностях как концептах. Однако именно институт ценностей является в эстетике центральным. От былого отторжения эстетики в аналитической философии не осталось и следа, но, как нам представляется, путь к ней все еще остается незавершенным.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.