АНАФЕМА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Анафема
греч. anathema) отлучение от церкви.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Анафема
(греч. anathema — проклятие) — церк. проклятие от имени бога, «великое отлучение» от церкви, считается высшей карой в христианстве. Выносится решениями соборов, а в католицизме — папы римского. А. использовалась как средство устрашения и разжигания религ. фанатизма. В православной церкви А. предавались вожди народных восстаний (С. Разин, Е. Пугачев) и участники рев. движения. В 1918 г. патриарх Тихон предал А. Советскую власть.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

АНАФЕМА
греч. anathema — проклятие) — в христианстве церк. проклятие, отлучение от церкви, считающееся высш. карой. Установлена со времени Халкидонского вселенского собора (451). А. использовалась церквами разных исповеданий в политич. целях как орудие религ. террора для борьбы с прогрес. революц.-демократич. движениями. Рус. правосл. церковью были преданы А. И. И. Болотников, С. Т. Разин, Е. И.Пугачев, декабристы и мн. др. В январе 1918 патриарх Тихон предал А. Сов. власть. В наст. вр. А. применяется Ватиканом как оружие политич. и идеологич. давления. От церкви отлучались верующие, поддерживающие коммунистич. партии на выборах или участвующие в коммунистич. движении.

Источник: Атеистический словарь

АНАФЕМА
(греч. - проклятие) - в христ-ве церк. проклятие, отлучение от церкви, лишающее верующего надежд на «спасение», а следовательно, обрекающее его на «вечную погибель». Введена в общецерк. употребление Халкидонским собором (451). Широко использовалась РПЦ для дискредитации в глазах верующих своих противников (анафематствование И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева, декабристов и других борцов против самодержавия - союзника православия). А. входила в чин торжества православия, совершаемый в первое воскресенье великого поста (сейчас из него изъята). Последний пример использования РПЦ этой высшей меры церк. наказания в политич. целях - анафематствование патриархом Тихоном в январе 1918 Сов. правительства и мести. органов народ, власти. В наст. вр. д. в ее религ.-политич. форме РПЦ не практикуется.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

АНАФЕМА
(греч. anathema - проклятие) - проклятие от имени бога и «великое» отлучение, рассматриваемые как высшая церк. кара в христианстве. А. применялась и применяется церковниками в борьбе с атеизмом, с передовой научной и обществ, мыслью, с прогрессивными демокр. движениями, с противниками эксплуатат. гос-ва и церкви. Лица, подвергшиеся А., нередко объявлялись вне закона. В царской России на церк. соборе 1666 были преданы А. протопоп Аввакум и его сторонники. Позже подвергались А. руководители крестьянских восстаний XVII—XVIII вв. Степан Разин и Емельян Пугачев, участники рев. движения, «дерзавшие на бунт и измену», ученые, «отрицающие бытие божие и утверждающие, яко мир самобытен». В янв. 1918 патр. Тихон предал анафеме Сов. власть. Своеобр. программу анафематствования представляет собой т. н. Силлабус, изд. Ватиканом. е. Ф. Грекулов

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Анафема
Собственно, «дар по обету» (у греков этим именем называлось всякое посвященное божеству и сложенное в храме приношение) – означает на языке Библии, как перевод еврейского слова «херем», нечто «находящееся под заклятием», т. е. нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Люди, бывшие под заклятием, должны были умереть; города, находившиеся под заклятием, предавались огню вместе со всем, что в них было живого. В Новом Завете анафема часто употребляется в смысле осуждения на вечную гибель, и отсюда церковное употребление этого слова в смысле проклятия, особенно в провозглашавшейся против еретиков и грешников формуле: anathema esto, т. е. «будь проклят» или «да постигнет тебя кара Божия». Анафема часто провозглашалась соборами и папами; действие ее состояло в отчуждении от «тела церкви», и так как вне церкви не могло быть спасения, то Анафема была равносильна осуждению на вечные муки, если грешник не откажется вовремя от своих заблуждений. В Средние века анафема означала великое отлучение, в отличие от экскоммуникации, или малого отлучения. Еще недавно на Ватиканском соборе все противники папской непогрешимости были преданы анафеме.

Источник: Православный церковный словарь.