АНАФЕМА
Анафема
(греч. anathema — проклятие) — церк. проклятие от имени бога, «великое отлучение» от церкви, считается высшей карой в христианстве. Выносится решениями соборов, а в католицизме — папы римского. А. использовалась как средство устрашения и разжигания религ. фанатизма. В православной церкви А. предавались вожди народных восстаний (С. Разин, Е. Пугачев) и участники рев. движения. В 1918 г. патриарх Тихон предал А. Советскую власть.
АНАФЕМА
греч. anathema — проклятие) — в христианстве церк. проклятие, отлучение от церкви, считающееся высш. карой. Установлена со времени Халкидонского вселенского собора (451). А. использовалась церквами разных исповеданий в политич. целях как орудие религ. террора для борьбы с прогрес. революц.-демократич. движениями. Рус. правосл. церковью были преданы А. И. И. Болотников, С. Т. Разин, Е. И.Пугачев, декабристы и мн. др. В январе 1918 патриарх Тихон предал А. Сов. власть. В наст. вр. А. применяется Ватиканом как оружие политич. и идеологич. давления. От церкви отлучались верующие, поддерживающие коммунистич. партии на выборах или участвующие в коммунистич. движении.
Источник: Атеистический словарь
АНАФЕМА
(греч. - проклятие) - в христ-ве церк. проклятие, отлучение от церкви, лишающее верующего надежд на «спасение», а следовательно, обрекающее его на «вечную погибель». Введена в общецерк. употребление Халкидонским собором (451). Широко использовалась РПЦ для дискредитации в глазах верующих своих противников (анафематствование И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева, декабристов и других борцов против самодержавия - союзника православия). А. входила в чин торжества православия, совершаемый в первое воскресенье великого поста (сейчас из него изъята). Последний пример использования РПЦ этой высшей меры церк. наказания в политич. целях - анафематствование патриархом Тихоном в январе 1918 Сов. правительства и мести. органов народ, власти. В наст. вр. д. в ее религ.-политич. форме РПЦ не практикуется.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
АНАФЕМА
(греч. anathema - проклятие) - проклятие от имени бога и «великое» отлучение, рассматриваемые как высшая церк. кара в христианстве. А. применялась и применяется церковниками в борьбе с атеизмом, с передовой научной и обществ, мыслью, с прогрессивными демокр. движениями, с противниками эксплуатат. гос-ва и церкви. Лица, подвергшиеся А., нередко объявлялись вне закона. В царской России на церк. соборе 1666 были преданы А. протопоп Аввакум и его сторонники. Позже подвергались А. руководители крестьянских восстаний XVII—XVIII вв. Степан Разин и Емельян Пугачев, участники рев. движения, «дерзавшие на бунт и измену», ученые, «отрицающие бытие божие и утверждающие, яко мир самобытен». В янв. 1918 патр. Тихон предал анафеме Сов. власть. Своеобр. программу анафематствования представляет собой т. н. Силлабус, изд. Ватиканом. е. Ф. Грекулов
Анафема
Собственно, «дар по обету» (у греков этим именем называлось всякое посвященное божеству и сложенное в храме приношение) – означает на языке Библии, как перевод еврейского слова «херем», нечто «находящееся под заклятием», т. е. нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Люди, бывшие под заклятием, должны были умереть; города, находившиеся под заклятием, предавались огню вместе со всем, что в них было живого. В Новом Завете анафема часто употребляется в смысле осуждения на вечную гибель, и отсюда церковное употребление этого слова в смысле проклятия, особенно в провозглашавшейся против еретиков и грешников формуле: anathema esto, т. е. «будь проклят» или «да постигнет тебя кара Божия». Анафема часто провозглашалась соборами и папами; действие ее состояло в отчуждении от «тела церкви», и так как вне церкви не могло быть спасения, то Анафема была равносильна осуждению на вечные муки, если грешник не откажется вовремя от своих заблуждений. В Средние века анафема означала великое отлучение, в отличие от экскоммуникации, или малого отлучения. Еще недавно на Ватиканском соборе все противники папской непогрешимости были преданы анафеме.
Источник: Православный церковный словарь.