АНАБАПТИСТЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Анабаптисты
Протестантская секта, которая отделилась от движения Ульриха Цвингли в Цюрихе после 1520 г. и образовала несколько групп. Анабаптисты желали во всем подражать Иисусу Христу и жить по заветам Евангелия. Они отвергали вмешательство государства в церковные дела, относились к окружающему миру с недоверием и крестили только взрослых. Главные анабаптистские группы: сохранившиеся до настоящего времени меннониты, во главе которых стоял Менно Симонс (1496–1561), и общество Гуттерских братьев, основанное Якобом Гуттером (ум. 1536) в 1528 г.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Анабаптисты
(от греч. anabaptizo — вновь погружаю, вновь крещу), или «христианские братья», — представители крестьянско-плебейского крыла Реформации. А. проповедовали равенство не только религиозное, но и гражданское. Они считали озарение «святым духом» решающим условием правильного понимания Библии, верили в близкое «второе пришествие» и «тысячелетнее царство Христа». А. отрицали учение о предопределении и фатальной греховности людей и утверждали, что человек сам способен изменить себя. Они отказались от крещения в младенческом возрасте как противоречащего принципу спасения личной верой и крестили только взрослых (первому поколению А. пришлось креститься вторично, поэтому их назвали «перекрещенцами»). А. требовали установления свободного владения землей. Представители революционного крыла пытались осуществить на практике принципы уравнительно-потребительского коммунизма, за что жестоко преследовались и истреблялись. Движение А. наиболее широко было распространено в Германии, Швейцарии и Голландии в 20 – 30-х гг. 16 в. К середине 16 в. анабаптизм перестал существовать в своей первоначальной форме — распался на ряд сект, отказывавшихся от социальной борьбы.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

АНАБАПТИСТЫ
от греч. anabaptizo - вновь погружаю, т.е. крещу вторично) - приверженцы движения, возникшего в 16 в. в Швейцарии и Германии в ходе Реформации и развивавшегося в русле той «крестьянско-плебейской ереси» (Ф. Энгельс), к-рую возглавил Т. Мюнцер. Их объединяла общая оппозиция феод. строю. Они требовали вторичного крещения в сознат. возрасте для создания свободной церкви, к-рая не признавала гос. вмешательства в свои дела. Первое такое крещение взрослых состоялось в Цюрихе в 1525. «Перекрещенцами» называл членов этой общины Цвингли, сами они именовались «братьями» и «сестрами» в духе раннехрист. общин. Отрицая церк. иерархию, А. выступили провозвестниками отделения церкви от гос-ва и религ. свободы личности. Основой вероучения считали «св. писание», ссылаясь на к-рое осуждали богатство, участие в гос. деятельности, воинскую-службу. Подвергались преследованиям. Решением германск. рейхстага в 1529 принадлежность к А. каралась смертной казнью. А. распространились по всей Германии и за ее пределами — в Нидерландах, Моравии. Активно участвовали в Крестьянской войне в Германии, в их лице Т. Мюнцер «нашел неоценимых агентов» для своей пропаганды (Ф. Энгельс). После поражения Т. Мюнцера преследуемые А. объединялись, гл. обр. в Германии и Нидерландах, в общины, положившие начало ряду протест, сект - меннонитов, мельхиоритов, гуттерских братьев. В наст. вр. в Канаде и сев. части США проживает более 10 тыс. гуттерских братьев, ведущих общинное хоз-во; менно-ниты распространены гл. обр. в США (ок. 150 тыс.), Канаде (ок. 125 тыс.). В европ. странах в наст. вр. насчитывается ок. 100 тыс. меннонитов. В этих возникших на почве анабаптизма «свободных церквах» многие его первонач. положения пересмотрены и изменены.

Источник: Атеистический словарь

АНАБАПТИСТЫ
перекрещенцы (от греч. anabaptizo - вновь погружаю, вновь крещу) - последователи крестьянско-плебейского обществ.религ. движения, противостоявшего в период Реформации не только феод.-католич., но и бюргерско-протестантскому лагерю. В истории А. различаются три периода. Появившись в 20-х гг. XVI в. в Саксонии и Швейцарии, А. вначале были сектантами, верившими в близость «второго пришествия» и пассивно мечтавшими об установлении на земле тысячелетнего правления Христа (см. Хилиазм) у к-рое представлялось им в духе уравнит.-потребит. коммунизма. В период Крестьянской войны в Германии (1524—1525) большинство А. последовало за Г. Мюнцером и составило рев. партию, к-рая стремилась уже своими силами, не дожидаясь сверхъестеств. «спасителя», установить на земле «царство божие». Победа союза феодалов и бюргеров в Крестьянской войне обрушила на А. жестокие преследования. Большое число их было сожжено, повешено, утоплено, замучено. Нек-рая их часть после поражения возвратилась к идеологии пассивности, непротивленчества. Однако рев. проповедь еще продолжала звучать среди А. Сев.-Зап. Германии и Голландии. В 1534, получив большинство в совете г. Мюнстера, А. предприняли нек-рые шаги к установлению в городе социального равенства (отмена денег и введение продуктообмена, конфискация материальных излишков и т. п.). «Мюнстерская коммуна» после осады города и героич. сопротивления была уничтожена войсками феодалов, ее руководители были замучены. С этого времени начался третий, аполитический и непротивленческий, период в истории А. Постепенно они отказались от рев. борьбы, замкнулись во внутр. жизни своих общин; в их общинах возобладали идеи проповедника непротивления Менно Симонса, в связи с чем А. стали называться меннонитами. В соответствии с религ. принципами А., личная вера и «внутр. откровение» могут быть выше не только церкви, но и «свящ. писания». А. отрицали предопределение, «первородный грех» (см. Грехопадение), нек-рые из них отрицали и троицу, склоняясь к унитаризму (см. Унитарии). В религ. обрядах А. видели лишь условные символы, не обладающие никакой сверхъестеств. силой. Считая, что принятие религии должно быть сознательным, они в 1525 ввели крещение взрослых. Крещенные в младенчестве крестились вторично, перекрещивались (отсюда и само название - А). Отвергнув церк. иерархию, А. в своих общинах придерживались религ. равенства всех верующих. Преследования А. продолжались до XVIII в. Религия А. (не их социально-полит. программа) оказала немалое влияние на конгрегационалистов, баптистов, квакеров.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено схем по теме — 1