(Amsdorf, Nicholas von, 14831565).
Входит в число четырех или пяти крупнейших немецких реформаторов хотя выдающейся творческой личностью, в традиционном смысле слова, его не назовешь. Амсдорф родился в Саксонии; изучал теологию и в 1504 г. получил степень магистра в Виттенбергском университете. Когда Лютер поселился в Виттенберге, они с Амсдорфом стали близкими друзьями. Амсдорф сопровождал Лютера на Лейпцигский диспут в 1519 г., находился вместе с ним вВормсев 1521 г. и помогал в работе над переводом ВЗ.
Курфюрст Иоганн Фридрих назначил Амсдорфа первым епископом лютеранской епархии НаумбургЦейс. После смерти Лютера, в 1547 г., Амсдорф был изгнан из Наумбурга. Он возвратился в Магдебург, где прежде проводил в жизнь многие свои реформы, и возглавил борьбу против компромиссной политики Меланхтона и его сторонников.
С 1552 г. и до последних дней жизни Амсдорф жил в Эйзенахе, не состоя ни в какой официальной должности, но признанный "тайным епископом Лютеранской церкви". Он участвовал в нескольких теологических дискуссиях, итогом крых стала выработка Формулы согласия (1577), в т.ч. в "майористской полемике", где тезису Георга Майора "добрые дела необходимы для спасения " он противопоставил тезис "добрые дела пагубны для спасения". Несомненно, Амсдорф воспроизвел одну из основных идей Лютера, однако не потрудился разъяснить свою мысль, добавив, что "добрые дела" губительны для спасения, если на них целиком полагаться. В результате позиция Амсдорфа подверглась резкой критике со стороны других лютеранских теологов.
J.F.Johnson (пер. ю.т.)
Библиография: R. Kolb, Nicholas vonAmsdorf; W. G.Tillmanns, The World and Men Around Luther.
См. также: Майористская полемика; Адиафора, Адиафористы.