Amaury, Amalricus, Amauricus) Венский (ок. сер. 12 в., Бен близ Шартра—между 1205 и 1207, Париж)—магистр логики и теологии Парижского университета до своего осуждения в 1204 за тезис о том, что каждый христианин должен верить в свою принадлежность к телу Христа и причастность к его крестному страданий. Учение Амори гадательно реконструируется по полемике Иоанна Тевтоника, Фомы Аквинского, Альберта Великого, Г. Сую, Гильома Бретонского, у церковных историков. Амори прочитывал слова ал. Павла «будет Бог все во всем» и Псевдо-Дионисия Ареопагита «Бог бытие всего» в том смысле, что Бог есть сущность всех тварей и мировое бытие; поскольку все вернется к нему, а он вечно неизменен, то уже сейчас «все едино и любая вещь есть Бог»; люди по своей слепоте не видят это, зло есть плод невежества. Амори ожидал «третьей эпохи» мира, откровения Св. Духа. Его вынудили отречься от своих учений, в 1209 был эксгумирован и сожжен его труп. Начав крестовый поход против альбигойцев, церковь посмертно отлучила Амори; заодно с ним были осуждены Давид Динансти, Годен Амьенский, (отчасти) Эриугена, запрещено (на время) преподавание «Метафизики» и натурфилософии Аристотеля.