АМОРАЛИЗМ
АМОРАЛИЗМ
от греч. а - отриц. частица и лат. moralis - нравственный) - безразличие к требованиям морали и общепринятым нормам поведения в обществе, аморальность. Отклонение морали не как таковой, а как морали господствующего класса называется имморализмом.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Аморализм
в этике взгляд, стремящийся обосновать отрицание или усомниться в смысле и силе связывающих людей ценностей и моральных идеалов, а также всяких нравственных правил и норм. Крити кует веру во всякие авторитеты и обоснованность их оценок. Является основой эгоизма и крайнего индивидуализма.
Аморализм
принцип практической или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам, подмену моральных критериев утилитарно-прагматическими, конъюнктурно-политическими, индивидуалистическими.
Источник: Философия права, словарь-минимум
Аморализм
(греч. а — отрицат. частица, лат. moralis— нравственный), или имморализм, — отрицание всякой морали, сознательный отказ от законов нравственности, претензия стать «по ту сторону добра и зла» (Ницше), «философское обоснование» эгоизма, бесчеловечности, презрения к совести и чести, проповедуемое наиболее циничными апологетами буржуазии.
Источник: Философский словарь. 1963
АМОРАЛИЗМ
(Amoralismus; от греч. a — «не» и лат. moralis — «в соответствии с нравами») — безразличие к требованиям морали, аморальность. Отклонение морали не как таковой, а господствующей морали называется имморализмом. Истоки аморализма следует искать у греческих софистов, в новое время — у М. Штирнера и Ницше. Понимается также как безнравственный образ жизни — по ту сторону морали.
Reiner. Die philosophische Ethik, 1964.
Reiner. Die philosophische Ethik, 1964.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АМОРАЛИЗМ
от греч. ? – отрицат. частица и лат. moralis – нравственный) – отрицание моральных норм, провозглашение безнравственности принципом обществ поведения. А. характерен для господств. классов в период разложения обществ.-экономич. формации; А. как отрицание норм нравственности не содержит в себе положит. критики офиц. морали и, сбрасывая лицемерный покров, лишь узаконивает фактически существующую безнравственность. См. Мораль.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АМОРАЛИЗМ
: радикальное отрицание универсальной морали. Аморализм не совпадает с понятием безнравственности: аморален тот, кто не имеет никакого представления ни о добре и зле, ни даже о самом существовании моральных норм. Ницше показал, что аморальность в своем социальном аспекте – обычное состояние выдающейся творческой личности. Следует различать социальную аморальность, т.е. отрицание условностей, и абсолютную аморальность – неприятие общечеловеческих ценностей.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
АМОРАЛИЗМ
греч. а — отрицание и лат. moralis — нравственный), имморализм,— отрицание всякой морали, сознательный отказ от законов нравственности, стремление стать “по ту сторону добра и зла” (Ницше). В более откровенном виде А. выступает как отрицание именно положительной морали объяснение антиморального поведения “моральным”. С этим связаны попытки “философского обоснования” крайнего эгоизма, бесчеловечности, презрения к совести и чести, проповедуемых наиболее циничными реакционными идеологами.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Аморализм
от греч. а – не, без и лат. moralis – нравственный) – 1) общественноисторическое явление, выражающееся в отрицании общепринятых норм морали в поведении людей; 2) принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека; 3) характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, ложь и т.п.)
АМОРАЛИЗМ
радикальное отрицание универсальной морали. Аморализм не совпадает с понятием безнравственности: аморален тот, кто не имеет никакого представления ни о добре и зле, ни даже о самом существовании моральных норм. Ницше показал, что аморальность в своем социальном аспекте — обычное состояние выдающейся творческой личности; Бергсон в работе «Два источника морали и религии» отметил, что те, кого при жизни обвиняли в «тяжких преступлениях» за почитание «негосударственных» ценностей и богов (например, Сократ и Христос), оказывались в результате величайшими моралистами человечества. Следует различать социальную аморальность, т.е. отрицание условностей, и абсолютную аморальность — неприятие общечеловеческих ценностей.
Источник: Философский словарь
Аморализм
или имморализм (от лат. moralis – нравственный + a или im – отрицательная приставка) – обычно под А. понимают отрицание нравов (общепринятых норм, приличий и т.д.), поскольку мораль и нравственность отождествляют с совокупностью нравов в целом. Философия развивающейся гармонии исходит из понимания морали и нравственности как особых уровней общения, ориентированных соответственно на ценности долга и добра. Это позволяет дать более точную трактовку А. как жизненной позиции и/или поведения, отрицающего следование этим ценностям.
Можно выделить следующие основные виды А. 1. Скептический, когда утверждается относительность представлений о долге и добре и невозможность нахождения четких критериев следования этим ценностям (от древних скептиков до постмодернистов и феноменологов) На практике это означает «Каждый прав по-своему». 2. Редукционистский, отрицающий самостоятельность морально-нравственных ценностей и пытающийся свести их к пользе, рациональному расчету, классовому интересу, самооправданию и т.д. Например, в утилитаризме и марксизме. 3. Агрессивный, активно выступающий против всякого «моралина» и считающий признание добра просто признаком слабости. Ф.Ницше сочетал в себе скептический («по ту сторону добра и зла») и агрессивный А. (фактически воспевая эстетизируемое им зло и «волю к власти»). 4. Эгоцентрический, оправдывающий пренебрежение добром и долгом личным своеволием. Например, поведение Ставрогина и П.Верховенского в «Бесах» Ф. Достоевского.
Образ жизни, доминирующий в современной цивилизации, идущей по пути ложной глобализации, напрямую способствует насаждению А.
Можно выделить следующие основные виды А. 1. Скептический, когда утверждается относительность представлений о долге и добре и невозможность нахождения четких критериев следования этим ценностям (от древних скептиков до постмодернистов и феноменологов) На практике это означает «Каждый прав по-своему». 2. Редукционистский, отрицающий самостоятельность морально-нравственных ценностей и пытающийся свести их к пользе, рациональному расчету, классовому интересу, самооправданию и т.д. Например, в утилитаризме и марксизме. 3. Агрессивный, активно выступающий против всякого «моралина» и считающий признание добра просто признаком слабости. Ф.Ницше сочетал в себе скептический («по ту сторону добра и зла») и агрессивный А. (фактически воспевая эстетизируемое им зло и «волю к власти»). 4. Эгоцентрический, оправдывающий пренебрежение добром и долгом личным своеволием. Например, поведение Ставрогина и П.Верховенского в «Бесах» Ф. Достоевского.
Образ жизни, доминирующий в современной цивилизации, идущей по пути ложной глобализации, напрямую способствует насаждению А.
АМОРАЛИЗМ
от греч. а-отрицательная частица и лат. moralis -нравственный) - моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности, формы проявления А. различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям др. К А. следует отнести также признание законным использование любых, в т. ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуитизм, Макиавеллизм, Цели и средства), в частности изуверство (Фанатизм), демагогию. Наконец, А. может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта. Такого рода А., не имея ничего общего с революционным ниспровержением устаревшей морали, ведет к фактическому оправданию безнравственности. Принцип А. неоднократно теоретически обосновывался в истории этики (Волюнтаризм, Скептицизм, Релятивизм). В Древн. Греции элементы А. можно найти в моральных учениях киников и нек-рых поздних софистов. В совр. буржуазной этике откровенными проповедниками А. выступили Ницше, затем Л. Клагес, наконец, идеологи фашизма Дж. Джентиле и А. Розенберг. Мотивы А. присутствуют в этических учениях неопротестантизма, эмотивизма (Неопозитивизм), в «гуманистической» этике и ряде др. буржуазных теорий. А. в поведении, умонастроениях и в теории особенно распространяется в периоды кризисов и упадка того или иного об-ва (напр., развитие А. на Западе в совр. условиях связано с общим кризисом капитализма, и прежде всего с кризисом совр. буржуазной культуры).
Источник: Словарь по этике
АМОРАЛИЗМ
принцип практич. или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистич. отношение ко всяким нравств. нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравств. неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарно-прагматич., конъюнктурно-политич., эстетич. или же индивидуалистич. соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.
Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных отношений, отделением нравственности от автоматических действующих обычаев, традиц. норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В антич. обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицат. отношении к ценностям общественной культуры (киники, нек-рые софисты). В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества, где господств, мораль нередко сопровождается практич. А., а оппозиция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у нек-рых идеологов молодой буржуазии и феод, церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузенбаум) имел тот смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политич. задачам, ради осуществления к-рых оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С сер. 19 в. в условиях духовного кризиса бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду существующей нравственности, под к-рой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).
В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к А. ведет всякая попытка «упразднить» принципы нравственности, напр, объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.
Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных отношений, отделением нравственности от автоматических действующих обычаев, традиц. норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В антич. обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицат. отношении к ценностям общественной культуры (киники, нек-рые софисты). В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества, где господств, мораль нередко сопровождается практич. А., а оппозиция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у нек-рых идеологов молодой буржуазии и феод, церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузенбаум) имел тот смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политич. задачам, ради осуществления к-рых оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С сер. 19 в. в условиях духовного кризиса бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду существующей нравственности, под к-рой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).
В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к А. ведет всякая попытка «упразднить» принципы нравственности, напр, объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.
Источник: Советский философский словарь