АММОНИЙ из Херонеи
АММОНИЙ из Херонеи
АММОНИЙ ????????), учитель Плутарха из Херонеи (ок. 20 — ок. 80 н. э.), греческий философ, представитель среднеплатонической традиции. Единственный автор, помимо Плутарха упоминающий об К.,—Евнапий из Сард, по словам которого А. был родом из Египта (Eun. V. Soph. II 1, 3 Giangrande). Школа А. была в Афинах, где в 66 н. э. его слушал Плутарх и где, по сообщению Евнапия, А. умер (Ibid. 1, 7). А. не был схолархом Академии, учил как частный преподаватель, однако старался, по-видимому, следовать не только учению, но и школьным традициям Академии, напр., Плутарх в «Застольных беседах» показывает, как А. ставил вопросы «для упражнения и исследования» (Qu. conv. 645d5, ср. 737d3; 743el; 745d3); изображает его беседующим с учениками во время совместных трапез (720с7) в «дни, посвященные Музам» (748d7); говорит о мнении А. по поводу важности математики для философии (De ? ар. Delph. 391e7—8). Согласно Плутарху, А. принимал активное участие в общественно-политической жизни Афин, его трижды избирали стратегом (претором). Получив римское гражданство в 67, А. с тех пор носил имя М. Анний Аммоний, а его сын - М. Анней Трасилл. Сочинения А. не сохранились, и нет сведений, записывал ли он свои рассуждения. Плутарх делает своего учителя ?., чьи симпатии были на стороне платоно-пифагорейского синтеза в духе Евдора Александрийского, персонажем нескольких диалогов: «О букве ? в Дельфах», «Об упадке оракулов», «Застольные беседы». Из т. н. каталога Ламприя известно также о книге П. «Аммоний, или О том, что неприятно иметь дело со злом» (? ???? ??? ?? ????? ?? ????? ????????), в котором, вероятно, от лица А. велось главное рассуждение. По Евнапию, «Плутарх описал свою жизнь и жизнь своего учителя, рассеяв это описание по многим своим книгам», и если эти фрагменты «кто-нибудь соберет, тщательно исследует то, что в них написано и показано... то сможет узнать почти все о жизни этих людей» (Eun. V. Soph. II 1, 8). Не ясно, однако, в какой мере по текстам Плутарха можно реконструировать само учение А. (здесь проблема аналогична той, которая встает при чтении сократических диалогов Платона и историческом Сократе). Во всяком случае, в диалоге «О букве ? в Дельфах» Плутарх говорит о беседе Аммония в Дельфах в храме Аполлона (во время визита в Афины имп. Нерона в 66-67) и его аллегорическом толковании имен божиих, а также изъяснении буквы ? в смысле утверждения бытия божия «ты еси», с последующим рассуждением о бытии, боге и человеке, De ? ар. Delph. 385b; 392а-394с), в «Застольных беседах» - фрагменты о числе Муз с замечанием в духе неопифагорейской арифмологии о значении числа девять; о смысле пляски и трех ее частях. Лит.: Jones С. P. The Teacher of Plutarch, - HSCP 71, 1967, p. 205-213; Whitteker J. Ammonius on the Delphic E, - CQ 19, 1, 1969, p. 185-192; Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977 (rev. ed. 1996); Donini P. L. Plutarco, Ammonio e l´Academia, - Brenk F. E., Gallo I. (edd.). Miscellanea Plutarchea. Ferrara, 1986, p. 97-110. M. А. СОЛОПОВА