АМЛЕН Октав

Найдено 1 определение
АМЛЕН Октав
(1856, Ле-Лион-д’Анже – 1907, Юше) – последователь неокритицизма. Преподавал философию в разных учреждениях системы среднего и высшего образования, в Высшей нормальной школе; с 1905 – в Сорбонне. Жизнь А. оборвалась неожиданно: он погиб, пытаясь спасти тонущих людей. Основная часть его сочинений издана посмертно; сам он публиковал главным образом статьи, в том числе на историко-философские темы. Философские взгляды А. формировались под влиянием Ш. Ренувье, И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Центральной проблемой его концепции стало решение задачи, поставленной в трудах Ренувье: построение системы общих отношений феноменов. Исследуя под этим углом зрения категории рассудка, А. избрал в качестве исходной категорию отношения, из которой вывел остальные категории (число, время, пространство, движение, качество, изменение, спецификация, причинность, целесообразность, личность); как и у Ренувье, завершающей и высшей выступает здесь категория личности, ставшая основанием персонализма А. Каждую из категорий А., вслед за Гегелем, трактует как синтез тезиса и антитезиса (например, число есть синтез единства и множественности). Само мышление, по А., – тоже особого рода отношение, реализующее переход от одного элемента к другому. В работе «Опыт о главных элементах представления» (1907), ставшей важной вехой в развитии французского неокритицизма, дух (esprit) рассматривается как целостность, объемлющая все и включающая в себя всю систему взаимосвязанных категорий; он абсолютен, поскольку содержит в себе все отношения. Представление (représentation), в трактовке А., является синтезом субъекта и объекта, т.е. самой реальностью. Представление, следовательно, есть бытие, а бытие есть представление; кантовская вещь в себе – это фикция. А. выделяет три элемента представления: теоретическое представление (с ним связана проблема истины), практическое (сюда относятся проблемы свободы, сознания, личности, истории, эстетики и морали), аффективное (чувства удовольствия и неудовольствия).
Соч.: Essai sur les éléments principaux de la représentation. P., 1907; Le système de Descartes. P., 1910; Le système d’Aristote. P., 1920; Le système de Renouvier. P., 1927; Théorie de l’intellect d’après Aristote et ses commentateurs. P., 1953; Le système du savoir. Textes choisis. P., 1956. Л и т.: Sesmat, A. Dialectique. Hamelin et la philosophie chrétienne. P., 1955; Turlot, F. Idéalisme dialectique et personnalisme. Essai sur la philosophie d’Hamelin. P., 1976.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.