АМЕШАБ

Найдено 1 определение
АМЕШАБ
(1597–1659)(тиб. ames zhabs Ngag dbang kun dgabsod nams) — глава тибетской школы сакья, автор более 700 произведений (его собрание — кабум — состоит из 30 томов), большинство из которых посвящены особым тантрическим циклам, таким как йога-тантра, Хеваджра, Чакрасамвара, Гухьясамаджа, Калачакра, Ямантака, Махакала, Найратмьядэви, Ваджрабхайрава, Ваджракила, Ваджрайогини, Дхармапала и др. Огромное место в творческом наследии А. занимает центральная доктрина сакья «Путь и его Плод». А. оказался свидетелем начала радикальных перемен в Тибете, последствия которых сказываются до сих пор. К XVII в. политическое и религиозное влияние школы сакья пришло в упадок после трёх веков её процветания (XII–XIV вв.). В XV–XVI вв. доминировали подшколы кагью: пхагдруг-кагью и карма-кагью. Но с XVII в. в стране начались волнения. Ещё в 1638 г., когда происходили беспорядки в Южном Тибете, А. несколько раз выступал в роли миротворца; в 20–40 гг. у него были тесные отношения с царской династией Цанга (gTsang) в Центральном Тибете, при дворе которой он жил несколько лет в 30-х гг. А. дважды (в 1654 и 1658 гг.) был с визитами у Пятого Далай-ламы. По-видимому, автори тет А. было достаточно высоким и монастырским владениям сакья монгольские войска непосредственно не угрожали. А. принадлежал к родословной «держателей трона», его отец был 26-м, старший брат 27-м, а сам он — 28-м главой школы. Ещё в раннем детстве А. отец произвёл над ним первые тантрические посвящения, в том числе в тайные циклы Самвары, девяти божеств Амитаюса, Ваджракилы и другие, учил мальчика читать, писать. Мальчик отличался пытливым умом, мирным характером, сдержанностью и уже в юности удивлял старых мудрецов своей начитанностью и знанием практик Ваджраяны. «Люди говорили, что он подобен великому предку мира, и стали звать его «А.». Таким образом, «Ames zhabs» — это почтительное второе имя Нгагванг Кунга Сонама, 28-го держателя трона сакья.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • АМЕША СПЕНТЫ

    авест. «Бессмертные святые»). Семь посредников между Духом святости (Спента Майнью), сыном высшего божества Ахурамазды, и человечеством. Семь Амеша Спента являются одновременно спутниками Ахурама
  • АМЕША СПЕНТА (АМАХРАСПАНД)

    В иранской традиции высшие после Ахура-Мазды божества пантеона. Их шесть: Воху Мана, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Спента Армайти, Амертат и Хаурватат. Седьмым Бессмертным Святым (как переводится это