АМЕРИКА

Найдено 1 определение
АМЕРИКА
философско-художественное эссе Бодрийяра ("Amerique". Paris, 1986). Посвящено осмыслению последствий возникновения на современном Западе все более обыскусствленной среды обитания, собственно философский анализ которых Бодрийяр впоследствии осуществил в книге "Прозрачность Зла" — см. "Прозрачность Зла" (Бодрийяр). Текст "А." выстроен в жанре путевых заметок странствующего по стране философа. Внешне американские города напоминают Бодрийяру "нечеловеческие черты внеземного объекта", созданного "транссексуальной капиталистической надменностью мутантов". Это "симметричная, светоносная, властвующая абстракция", где даже религия смогла сделаться "спецэффектом". По мысли Бодрийяра, "бесчеловечность нашего запредельного, асоциального и поверхностного мира" отыскивает свою "эстетическую и экстатическую" форму в великих американских пустынях. Именно они символизируют "экстатическую критику" современной культуры. Отсутствие у США прошлого, которое можно было бы осмыслить, позволяет Бодрийяру сделать вывод, что Америка — "единственно реально существующее первобытное общество", хотя и принадлежащее будущему. Америка — страна — "оригинальная версия современности", именно ее города находятся в центре мира. Европейцы ("дублированная или с субтитрами" версия современности) безнадежно отстали от "ограниченности, способности к переменам, наивного отсутствия чувства меры и социальной, расовой, морфологической, архитектурной эксцентричности" американского общества. Менее всего способны проанализировать его, по мнению Бодрийяра, сами американские интеллектуалы, "драматически чуждые конкретной, невероятной мифологии, которая творится вокруг". Америка — гиперреальность, ибо являет собой утопию, которая "с самого начала переживалась как воплощенная". Для Европы характерен "кризис исторических идеалов, вызванный невозможностью их реализации". У американцев — "кризис реализованной утопии, как следствие ее длительности и непрерывности". (Ср. у О.Паса: Америка создавалась с намерением ускользнуть от истории, построить утопию, в которой можно было бы укрыться от нее.) Истина этой страны способна открыться лишь европейцу, ибо только он в состоянии рассмотреть в Америке "совершенный симулякр, симулякр имманентности и материального воплощения всех ценностей" (см. Симулякр). В этом средоточии богатства и свободы, когда "все доступно: секс, цветы, стереотипы жизни и смерти", всегда стоит, по Бодрийяру, один и тот же вопрос: "Что Вы делаете после оргии?". Оргия окончена, освобождение состоялось, — фиксирует Бодрийяр, — "... секса больше никто не ищет, все ищут свой "вид" (gender), то есть одновременно свой внешний вид (look) и свою генетическую формулу. Теперь мы выбираем не между желанием и наслаждением, а между своей генетической формулой и собственной сексуальной идентичностью (которую необходимо найти)". Философ видит вокруг себя субъектов "полного одиночества" и "нарциссизм, будь он обращен на тела или на интеллектуальные способности". Тело выступает здесь в качестве "объекта иступленной заботы": "мысль о физическом или нервном истощении не дает покоя, и смысл смерти для всех заключается в ее постоянном предупреждении". Речь не идет, согласно Бодрийяру, чтобы быть или даже иметь тело, необходимо быть подключенным к нему: тело являет собой "сценарий", осуществляющийся посредством разнообразных "гигиенических реплик". Характеризуя миссионерство и анабаптизм Америки, Бодрийяр отмечает акцентированно расширенную концепцию американских музеев: "все заслуживает сохранения, бальзамирования, реставрации". Американцы, — пишет философ, — "... прозевав настоящее крещение, мечтают все окрестить во второй раз, и только это позднейшее таинство, которое, как известно, повторение первого, только куда более подлинное, для них имеет значение: вот совершенное определение симулякра /подчеркнуто мной — А.Г./". Одним из следствий такого культурного состояния выступает то, что американцы сражаются "двумя важнейшими видами оружия: авиацией и информацией. Иными словами: это реальная бомбардировка неприятеля и электронная всего остального мира... Такие армии не нуждаются в территории... Война /во Вьетнаме — А.Г./ была выиграна одновременно обеими сторонами: вьетнамцами на земле, а американцами в электронном ментальном пространстве... Одни одержали идеологическую и политическую победу, другие извлекли из всего этого Апокалипсис сегодня, который обошел весь мир". По мысли Бодрийяра, "если европейское мышление характеризуется негативизмом, иронией, возвышенностью, то мышление американцев характеризуется парадоксальным юмором свершившейся материализации, всегда новой очевидности ... юмором естественной видимости вещей". Европе присущ "тревожный синдром deja vu /см. Deja-vu — А.Г./ и мрачная трансцендентность истории". Свобода и равенство приобрели в Америке не-европейский облик. Как отмечал А.Токвиль: "Я упрекаю равенство вовсе не в том, что оно вовлекает людей в погоню за запрещенными наслаждениями, а в том, что оно полностью поглощает их поиском наслаждений дозволенных". Парадокс Токвиля, по мысли Бодрийяра, состоит в том, что американское общество тяготеет одновременно к абсолютной незначимости (все вещи стремятся к тому, чтобы уравняться и раствориться в общем могуществе) и к абсолютной оригинальности. Америка — это "гениальный универсум, появившийся благодаря неудержимому развитию равенства, пошлости и незначимости". В своем коллективном сознании американцы "больше предрасположены к моделям мышления XVIII века: утопической и прагматической, нежели к тем, которые были навязаны Французской революцией: идеологической и революционной". Как подчеркивает Бодрийяр, "в американской системе поражает то, что не существует никакой заслуги в неподчинении закону, нет престижа в нарушении закона или несогласии с ним": этот конформизм "сближает американское общество с обществами первобытными, где с нравственной точки зрения было бы абсурдно не соблюдать правил, установленных коллективом". Такой конформизм оказывается "следствием пакта, заключенного на уровне нравов, совокупности правил и норм, предполагающих в качестве принципа функционирования почти добровольное согласие, тогда как в Европе распространилось чуть ли не ритуальное неподчинение собственной системе ценностей". Согласно Бодрийяру, "гарсон из сартровского кафе ... изображает свободу и равенство с нами, ничего этого не имея. Отсюда несчастная надуманность его поведения, свойственная у нас почти всем социальным классам. Этот вопрос о равенстве нравов, свободе нравов, не только не был никогда разрешен, но даже не был по-настоящему поставлен в нашей культуре. [...] В Америке ... люди почти естественно забывают о разнице положений, отношения строятся легко и свободно". Европейская культура — культура "переуплотненности", американская культура — демократическая культура пространства. Движение — естественное занятие для американца, природа — граница и место действия. По мысли Бодрийяра, "в этом нет ничего от вялого романтизма и галло-романского покоя, из которого состоит наш досуг". Отпуск стандартного француза суть "деморализующая атмосфера свободного времени, вырванного у государства, потребляемого с плебейской радостью и показной заботой о честно заработанном досуге. В Америке свобода не имеет статичного или негативного определения, ее определение пространственное и мобильное". Осмысливая в этом контексте специфику американской демократии, Бодрийяр отмечает: "... свобода и равенство, так же как непринужденность и благородство манер, существуют только как изначально данные. В этом и есть демократическая сенсация: равенство дается в начале, а не в конце ... Демократы требуют, чтобы граждане были равны на старте, эгалитаристы настаивают, чтобы все были равны на финише". Америка есть реализованная антиутопия: антиутопия безрассудства, де-территоризации, неопределенности субъекта и языка, нейтрализации всех ценностей, конца культуры. Согласно Бодрийяру, "тайна американской реальности превосходит наши вымыслы и наши интерпретации. [...] В этом смысле вся Америка представляет собой для нас пустыню". Культура здесь "приносит в жертву интеллект и любую эстетику, буквально вписывая их в реальное". Нового в Америке — шок первого уровня (примитивного и дикого) и третьего типа (абсолютный симулякр). Европе это трудно понять, ибо она, — констатирует Бодрийяр, — всегда предпочитала второй уровень — уровень рефлексии, раздвоения, несчастного сознания. Безжизненный и завораживающий Новый Свет девальвировал все европейские ценности, для Старого Света Америка — "страна без надежды". А.А. Грицанов, О.А. Грицанов

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Между национальным и универсальным: Америка и Россия в политической мысли М. Н. Эпштейна

Акопов Сергей Владимирович
Статья посвящена анализу идейно-символической составляющей политической мысли М. Н. Эпштейна. Рассматривается влияние интерпретации прошлого Америки и России на его политическое мировоззрение.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы американского менталитета в социально-философских концепциях Т. Джефферсона и Б. Франклина

Аносов П. В.
Автором обозначенной статьи анализируются основные проблемы американского менталитета, отраженных в социально-философских концепциях Т. Джефферсона и Б. Франклина.
Читать PDF
0.00 байт

«Американская мечта» в социокультурной динамике

Матвеева Ольга Юрьевна
Статья посвящена анализу утопической идеи о обществе свободы получившей свое воплощение в Американской мечте и оказавшей влияние на все стороны социокультурной жизни СШАThe article is devoted to the utopian idea of freedom society
Читать PDF
0.00 байт

О контекстуальности познания в современной англо-американской философии

Лисина Юлия Аркадьевна
В статье рассматривается противопоставление универсальности и контекстуальности познания в современной англо-американской философии познания сквозь призму эволюционисткой эпистемологии Карла Поппера, прагматизма и контекстуализма.
Читать PDF
0.00 байт

Политическое в эстетическом измерении: У. Уитмен как провозвестник современного американского массов

Шоломова Татьяна Валентиновна
В истории эстетики неоднократно высказывалась мысль о том, что расцвет искусства связан с политическим подъемом в государстве.
Читать PDF
0.00 байт

Русский и американский строй сознания: от быта к мышлению

Красиков Владимир Иванович
Обсуждаются культурные различия двух крупнейших стран Нового и Старого Света. Материалами предлагаемых рассуждений послужили как свидетельства эмигрантов россиян, так и собственные авторские впечатления от пребываний в США.
Читать PDF
0.00 байт

Философы в четырех волнах русской эмиграции в Америке: траектории жизненных судеб

Красиков В. И.
Статья представляет собой экспозицию философской составляющей 4 основных волн эмиграции из России в Америку в XX веке.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие «Производственная интенциональность» в современной американской философии

Ладов Всеволод Адольфович
Рассматривается понятие интенциональности, представлена краткая история его введения в лексикон философии сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Взлет и падение американской контркультуры 1960-х в свете концепции культурной гегемонии Антонио Гра

Сейсяни Вахтанг Тариелович, Хохрина Елена Николаевна
В данной работе подробно рассматривается феномен контркультуры в концепции культурной гегемонии А.Грамши. На основе основных положений теории А.
Читать PDF
0.00 байт

Американская антиэссенциалистская философия искусства

Вальковский Антон Васильевич
Анализируются основные положения современной американской антиэссенциалистской философии искусства. Исследуются структура и механизм функционирования мира искусства.
Читать PDF
0.00 байт

О протофилософии Латинской Америки

Бондарь Ольга Юрьевна
Статья посвящена проблеме становления философской культуры неевропейских цивилизаций и выявлению своеобразия ее генезиса на примере латиноамериканского региона.
Читать PDF
0.00 байт

Американские интеллектуалы глазами россиян-интеллигентов

Красиков В. И.
Автор сравнивает американских и российских интеллектуалов основываясь на описаниях американской жизни российскими философами, социологами и другими учеными, жившими в США.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная обусловленность личности в американском коммунитаризме

Платошина Виктория Владимировна
Рассматривается понимание личности в коммунитаризме, абсолютизирующем социальную обусловленность личности общественными нормами и ценностями в противовес ничем не ограниченной свободе и асоциальному индивидуализму либеральной конц
Читать PDF
0.00 байт

Что случилось с «Философским бумом»?: изучение российской философии в контексте американской славист

Де Бласио Алисса
Читать PDF
0.00 байт

Религиозно-философские и политические взгляды американского трансцендентализма XIX века

Трофимова Зорина Павловна
В данной статье сделана попытка представить основные религиозные, философские и политические идеи Р.У. Эмерсона, Т. Паркера, Дж. Рипли, которые формируют рамки американского трансцендентализма.

Похожие термины:

  • ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА

    3.0. Месоамериканский ареал является своего рода американским эквивалентом западноазиатского региона, где в древности находились могущественные государства: Вавилония, Ассирия и Финикия. В прошл
  • СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

    2.0. Американские индейцы, как показывает нам превосходная книга Элемира Дзоллы «I litterati e lo sciamano», 1969, никогда не получали однозначной оценки со стороны колонизаторов, уничтоживших их культуру. Как
  • ЮЖНАЯ АМЕРИКА

    4.0. Южная Америка — обширная территория, коренное население которой отличается поразительным разнообразием. И хотя любое деление на ареалы не в состоянии отразить всю пестроту ее этнического со
  • ФИЛОСОФИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ. СУДЬБЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

    Filosofia de la histori? americana. Los destintos de America Latina", 1978) — программная работа Сеа, в которой дана рефлексия концепции становления латиноамериканской философии ("философии латиноамериканского"). В "Ф.А.И." прописа
  • Индейцев Центральной Америки мифология

    сильно отличается от сознания северных соседей. Причиной этого отличия явилась более развитая культура. У индейцев племен (или народностей) майя, ацтеков, тотлтеков, сапотеков и других с начала на
  • Движение святости в Америке

    (Holiness Movement, American). Появилось в США в 184050е гг., чтобы сохранить и распространить учение Дж. Уэсли о полном освящении и христианском совершенстве. Уэсли считал, что путь от греха к спасению это путь от с
  • Индейцев Скверной Америки мифология

    выражала родоплеменные отношения племен, которые сложились на территории Северной Америки и их разложение в форме военной демократии. Среди индейских племен выделяют ирокезскую группу (кайюга, о
  • Индийцев нужной Америки мифология

    резко отличается от мифоcознания северных и центральных индейцев. Это отличие связано с архаичностью их культуры, отсутствием письменности. Так, практически отсутствуют мифы о сотворении мира. Но
  • Католическая мысль Латинской Америки о путях освобождения

    Латиноамериканская религиозно-философская мысль, конечно, не оторвана от традиционных и обновленных вариантов католичества как такового. Но она вносит в современное христианство целый ряд важн
  • АМЕРИКАНО-ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

    особенно эффективно функционировала в середине XX в. Основателем ее является Американский философ и социолог Л. Мэмфорд, который в работе «Техника и цивилизация» (1934) предлагает технократическую к
  • Американцы

    по материалам и описаниям в современной российской печати очень напоминают северных корейцев или нас в доперестроечный период: - как и мы, в тридцатых, первый тост даже у себя на кухне поднимут за А
  • Американизм

    (Americanism). Споры по поводу "американизма", имевшие место в кон. XIX в.,  тот редкий случай, когда события в США оказали непосредственное религиозное влияние на Европу. У прибывших в Америку новых иммигра
  • АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ

    одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая США как форпост человечества и место создания абсолютно новой культуры. Исторически американское национальное сознание включало в себя г
  • Американский критический реализм. Философия Джорджа Сантаяны

    Американские философы, опубликовавшие свои статьи в программном сборнике "Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы познания", еще в меньшей степени, нежели неореалисты, сос
  • Американское просвещение: Модели государственного устройства

    Американским просветителям были знакомы основные положения теорий общественного договора XVII в.; были известны им и принципы общественного договора Ж.-Ж. Руссо; они пытались развить их, так же, как
  • Американское просвещение: Отношение к религии и нравственности

    Несмотря на убеждение в существовании Творца американские просветители весьма сдержанно относились к каноническому христианскому догмату о сотворении мира. Пересмотру подвергались позиция цер
  • Американское просвещение: Подход к природе

    Американские просветители разделяли многие идеи английских свободных мыслителей и французских философов: им свойственен и общий для просветителей пиетет перед И. Ньютоном. Несмотря на признание
  • Американский неореализм

    В 1910 г. группа американских философов выступила с манифестом "Программа и первая платформа шести реалистов"´. В группу входили Э. Холт, У. Марвин, У. Монтегю, Р.Б. Перри, У. Питкин, Э. Сполдинг. В 1912 г.
  • Американское просвещение: Представления о процессе познания

    Они формируются в американском Просвещении на базе трактовки человека как природного существа. Будучи таковым, он обладает телом и различными телесными потребностями. Американцы следуют за фран
  • Англо-американская философия последних десятилетий. Философский анализ и метафизика

    Позитивное отношение к метафизической проблематике, сложившееся в аналитической философии еще в конце 50-х годов, продолжает оставаться характерным и для философии наших дней, о чем свидетельству