АМЕЛИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АМЕЛИЙ

сер. 3 в. н. э.)— философ-неоплатоник, ученик Плотина, первый из его постоянных слушателей (с 246). До Плотина учился у стоика Лисимаха, возможно (Целлер) последователя Нуменчя Апамейского; во всяком случае восторженным почитателем последнего был сам Амелий, собравший и выучивший наизусть почти все сочинения Нумения (Porph. V. Plot. 3); в 269, покинув Плотина, он отправился в Апамею (ib. 2). Сделанные им записи плотиновских лекций составили ок. 100 книг; против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения Амелий написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения»; в Афины Лонгину Амелий отправил письмо-трактат «О характере плотиновой философии»; разъясняя Порфирию учение Плотина о том, что вне ума нет умопостигаемого, Амелий написал книгу «О недоумениях Порфирия», а в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков—40 книг против гностика Зостриана (ib. 3,4,16,17,18, 20). Амелию, вероятно, принадлежали комментарии к платоновским «Государству», «Тимею», «Пармениду» и «Филебу» (ссылки в комментариях Прокла и Дамаския) и рассуждение о справедливости у Платона (ibid. 20). Амелий отличался от Плотина склонностью к схематизации и к расчленению основных философских понятий (особенно к трихотомиям); так, он признавал три ума (см. нус): собственно ум, второй ум — умопостигаемое первого, и третий ум—умопостигаемое второго, отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями 2-го письма Платона, которые (в соответствии с Tim. 39е) определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков (Procl. In Tim. 93d). Признавая единую мировую душу, Амелий приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада демонов, как тетрада (22) и эннеада (32) человеческую жизнь, как октада (23) и эйкосигептада (33) доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство (Stob. Eel. I 888; Prod. In Tim. 205с).
Как толкователь Платона Амелий нашел продолжателя в Феодоре Азинском, а критика в Ямвлихе (Procl. In Tim. 226b). Порфирий отмечает религиозность Амелия (V. Plot. Ю): вероятно, как и Нумений, он был увлечен восточными вероучениями; согласно Евсевию (Praep. Evang. XI 18—19), Амелий сочувственно ссылался на учение о Логосе в начале «Евангелия от Иоанна» и сопоставлял его с Душою Мира платонической традиции.

Источник: Новая философская энциклопедия

АМЕЛИЙ
АМЕЛИЙ (???????) Гентилиан, из Этрурии (сер. 3 в. н. э.), ученик Плотина, первый из его постоянных слушателей (с 246). До Плотина учился у стоика Лисимаха, возможно (Э. Целлер), последователя Нумения Апамейского; во всяком случае, восторженным почитателем последнего был сам ?., собравший и выучивший наизусть почти все сочинения Нумения (Porph. V. Plot. 3); в 269 ?., покинув Плотина, отправился в Апамею (Ibid. 2). Сделанные А. записи плотиновских лекций составили ок. 100 книг; против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения А. написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения»; в Афины Лонгину А. отправил письмо-трактат «О характере плотиновой философии»; разъясняя Порфирию учение Плотина о том, что вне ума нет умопостигаемого, А. написал книгу «О недоумениях Порфирия», а в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков - 40 книг против гностика Зостриана (Ibid. 3, 4, 16, 17, 18, 20). ?., вероятно, принадлежали комментарии к платоновским «Государству», «Тимею», «Пармениду» и «Филебу» (ссылки в комм. Прокла и Дамаския) и рассуждение о справедливости у Платона (Ibid. 20).     А. отличался от Плотина склонностью к схематизации и к расчленению основных философских понятий (особенно к трихотомиям); так, А. признавал три ума (см. Нус): собственно ум, второй ум - умопостигаемое первого, -и третий ум - умопостигаемое второго, - отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями 2-го письма Платона, которые (в соответствии с Tim. 39e) определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков (Procl. In Tim. 93d). Признавая единую мировую душу, А. приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически (???? ??? ??????) душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада - демонов, как тетрада (22) и эннеада (З2) - человеческую жизнь, как октада (23) и эйкосигептада (З3) доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство (Stob. I 49, 37-39; Procl. In Tim. 205c). А.-толкователь Платона нашел продолжателя в Феодоре Асинском, а критика - в Ямвлихе (Procl. In Tim. 226b). Порфирий отмечает религиозность А. (V. Plot. 10): вероятно, как и Нумений, А. был увлечен восточными вероучениями; согласно Евсевию (Рг. ??. XI 18-19), А. сочувственно ссылался на учение о Логосе в начале «Евангелия от Иоанна» и сопоставлял его с Душою Мира платонической традиции.     Фрагм.: Zoubos [Zoumpos] A. N. (ed.). Amelii Neoplatonici Fragmenta. Ath., 1956; Idem. Amelius von Etrurien. Sein Leben und seine Philosophie. Beitrag zur Geschichte des Neuplatonismus. Ath., 1956.     Лит.: D?rrie H. Une ex?g?se n?oplatonicienne du Prologue de l´?vangile selon St. Jean (Am?lius chez Eus?be, Pr?p. ?v. 11. 19, 1-4), - Epektasis. M?langes Patristiques offerts au Card. Jean Dani?lou, 1972, p. 75-87 (= Idem. Platonica Minora. M?nch., 1976, S. 491-507); Massagli M. Amelio Neoplatonico e la metafisica del nous, - RFN 74, 1982, p. 225-243; Taran L. Amelius-Amerius: Porph. V. Plot. 7 and Eunap. V. Soph. 4. 2, - AJP 105, 1984, p. 476-479; Brisson L. Am?lius. Sa vie, son oeuvre, sa doctrine, son style, - ANRW II, 36, 2, 1987, p. 793-860; Corrigan K. Amelius, Plotinus and Porphyry on Being, Intellect and the One,-Ibid.,p. 975-993.     Ю. А. ШИЧАЛИН

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
246.39 кб

Амелина, Е. М. Проблема общественного идеала в русской религиозной философии конца XIX–XX вв. – Калу

Максимов М. В.
Читать PDF
143.87 кб

2005. 04. 034. Амелина Е. М. Проблема общественного идеала в русской религиозной философии конца XIX

Ремезова И. И.
Читать PDF
453.64 кб

Экзистенциальные образы в творчестве А. Амелина-Иахина

Черниева Зинаида Леонидовна
В статье рассматривается образная структура произведений современного живописца А. Амелина-Иахина, обращающегося в своём творчестве к экзистенциальной проблематике.
Читать PDF
89.80 кб

Рец. На: Проблема национальности в русской философии / Е. М. Амелина, В. Н. Жуков, Е. И. Замараева и

Кузьмина Галина Павловна
Читать PDF
225.43 кб

[Рец.]: АМЕЛИНА Е.М. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX - XX ВВ

К. Л. Ерофеева

Похожие термины:

  • Амелий и Порфирий

    Амелий Гентилиан, родом из Этрурии, был одним из первых постоянных учеников Плотина: он начал посещать его занятия с 246 года, то есть через два года после прибытия Плотина в Рим. К этому времени Амел