АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Амбивалентность
двойственность переживания, когда один и тот же объект одновременно вызывает противоположные чувства, например удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Амбивалентность
двойственность, характеристика чувств, переживаний, содержащих одновременно два противоположных отношения к вызвавшему их объекту – любви и ненависти, симпатии и антипатии.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Амбивалентность
полинаправленность ("многовекторность") человеческой активности, множественная или, по меньшей мере, двойственная устремленность, совмещенность ориентаций, способов самореализации различных по характеру, сущности; отсутствие твердой линии в характере поведения.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
(от лат. ambo – оба и valentia – сила) – 1) двойственность переживания, когда один и то же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, (например любви и неприязни); при этом одно из чувств иногда вытесняется другим; 2) с одинаковой силой выраженная направленность в противоположные, взаимоисключающие стороны.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
от лат. ambo - оба и valentia - сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «А.» предложен швейц. психологом Э. Блейлером.

Источник: Советский философский словарь

Амбивалентность
от лат. ambo — оба и valenta — сила) — двойственность, проявляющаяся в чувствах и действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях, например любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия, симпатии и антипатии; одно из чувств иногда вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. Амбивалентность коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему обществу, в противоречивости принятой или культивируемой системы ценностей.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
от лат. ambo обе и valentia - сила) - двойственность, проявляющаяся в чувствах и- действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях. Термин введен Э. Блейлером. Амбивалентность свойственна некоторым представлениям, которые, одновременно выражая оттенок удовольствия и неудовольствия, обозначают любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. В этом смысле амбивалентность играет определенную роль в психоанализе и графологии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
от лат. ambo— оба и valentia — сила)—наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. п.) либо одновременное присутствие двух взаимно непримиримых, исключающих одно другое желаний. Термин «амбивалентность» ввел швейцарский психоаналитик Э. Блейлер в нач. 20 в. Ныне часто используется и за пределами психологии (напр., в социологии и философии науки) в более широком смысле, когда речь идет о противоречивости, неоднозначности того или иного действия, оценки, установки и т. п.
Б. Г. Юдин

Источник: Новая философская энциклопедия

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
(Ambivalenz; от лат. ambo — «обе», valentia — «сила») — двойственность, проявляющаяся в противоположных по своей направленности чувствах и действиях. Амбивалентность свойственна некоторым представлениям, которые, одновременно выражая оттенок удовольствия и неудовольствия, обозначают любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим.
S. Strasser. Das Gemüt, 1956; H. Thomae. Der Mensch in der Entscheidung, 1960; D. Schônbâchler. Erfahrung der A. Das Bild der Wirklichkeit im Werk Josef Vital Kopps, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Амбивалентность
Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов – удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия), тяги и отвращения. Амбивалентность – не только не исключительное явление, но скорее правило нашей эмоциональной жизни, как двусмысленность – правило человеческого общения. Исключением в обоих случаях служит простота.
Отметим, что, хотя амбивалентность касается только наших чувств, она не исключает необходимости уважать законы логики, имеющие отношение к мышлению. Например, бессознательное, как учит Фрейд, «не подчиняется принципу непротиворечивости», но психоаналитик ему подчиняться обязан. Иначе амбивалентность превращается в бред или очередной симптом.

Источник: Философский словарь.

Амбивалентность
(от лат. аmbo – два, оба и valentia – сила) – двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту (например, любовь и ненависть, удовольствие и отвращение). В психоанализе амбивалентность понимается как результат неосознаваемого столкновения двух противоположно заряженных инстинктивных влечений, конфликта между различными инстанциями личности («Я», «сверх-Я» и «Оно»). Как психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия, выражающееся в том, что один и тот же объект может вызвать у человека противоположные чувства (удовольствие-неудовольствие, симпатию-антипатию и др.), амбивалентность означает двойственность эстетической деятельности – её ориентацию на действительность и идеал; эстетического чувства – «смех сквозь слёзы», удовольствие через потрясение и сострадание (катарсис) и т. д.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
(от лат. ambo — оба + valentis — имеющий силу) — двойственное, противоречивое отношение человека к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Данным термином определяются чувства и побуждения не просто смешанные, а противоречивые, крые испытываются не попеременно, а практически одновременно. В науч. лексикон термин введен Э.Блейлером (1911) для обозначения одного из существ. признаков шизофрении. Однако Блейлер допускал и расширенную трактовку данного понятия применительно к норме. З.Фрейд ввел его как удачное обозначение противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. Понятие А. применялось основателем психоанализа при рассмотрении такого явления, как перенос, с к-рым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациента. Во мн. работах Фрейд делал акцент на двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В кн. «Очерк истории психоанализа» он подчеркивал: «Перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позицию в отношении психоаналитика». Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
от лат. ambo —оба, valentia — сила) — психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия, выражающуюся в том, что один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства (удовольствие — неудовольствие, симпатию—антипатию и др.). Эта особенность чувственного восприятия специфически преломляется в эстетической деятельности и используется в иск-ве. В эстетике А. означает двойственность: эстетической деятельности — ее ориентированность на действительность и идеал; эстетического чувства —«смех сквозь слезы», удовольствие через потрясение и сострадание (Катарсис); эстетического восприятия — переживание худож. произв. как действительности и одновременно сознание его условности (это точно передает поэтический образ Пушкина: «над вымыслом слезами обольюсь»). Иск-во сознательно и бессознательно использует принцип А. в композиционном и эмоциональном построении худож. произв., открыто сталкивая (романтизм, барокко) или мотивированно сопоставляя (реализм) противоположные начала: рождение и смерть, войну и мир, юность и старость, х&а-лу и брань, «верх» и «низ», зачастую переворачивая обыденный смысл понятий (напр., как у А. А. Ахматовой: «от тебя и хула—похвала»). Аналогичный смысл имеет А. парных худож. образов, носителей противоположных начал: Дон Кихот и Санчо Панса, Фауст и Мефистофель, Христос и Иуда, Мастер и Маргарита и пр. А. проявляется также в открытой двойственности таких выразительных средств иск-ва, как метафора, гротеск, ирония, антитеза и пр. В совр. иск-ве принцип А. находит более сложное, многократно усиленное в системе худож. оппозиций выражение. В советской эстетике принцип А. исследован Бахтиным, раскрывшим его глубокие традиции, идущие от мифологии и народной культуры. См. также: Оппозиция эстетическая.

Источник: Эстетика: Словарь

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
(от лат. ambo — оба, valentia — сила) — термин, раскрывающий совместное проявление неких сил или явлений, имеющих противоположное значение или направленность. Понятие А. применяется в современном психоанализе для указания на двойственность психических процессов или реакций на какой-либо объект по принципу противоположности (любовь—ненависть). А. является конкретным выражением общего понимания того, что универсальным средством познания мира в его многообразии признается принцип двоичности (бинарности) восприятия окружающей действительности (напр. правый—левый, там—здесь, небо—земля, мягкое—твердое). Понятие А. подчеркивает единство и соотношение завершенного, конечного, и незавершенного. В своих основах понятие А. коренится в дуализме культурного сознания людей на различных этапах истории цивилизации (напр., добро—зло, ад—рай, рождение—смерть, юность—старость). Поэтому принцип А. наиболее полно и разнообразно выразился в мифологии, религии, художественной культуре и искусстве. В современную отечественную теорию и типологию культуры принцип А. был введен М.М. Бахтиным (1895—1975), который обосновал его на примере западноевропейской культуры средневековья, Возрождения и некоторых явлений русской культуры ХIХ в. На основе идей Бахтина в современной культурологии развивается мысль об А. как всеобщей характеристике любого типа культуры. В свою очередь, с точки зрения В.С. Библера, А. обозначает «общую способность каждой культуры отстраняться от самой себя, не совпадать с собой, быть диалогичной по отношению к себе самой и — именно потому — быть диалогичной по отношению к иным культурам». Как родовой признак культуры А. позволяет рассматривать содержание культуры в категориях незавершенности, открытости, противоречивости, противоположности и динамизма. Через соотношение и взаимное усиление противоположных начал, в постоянном изменении субъектно-объектных отношений открывается реальная полнота и одновременность самых разнородных явлений, что стало одной из важнейших особенностей современных культурных процессов.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
фундаментальная логическая характеристика мышления, культуры, нравственного идеала, всей человеческой жизнедеятельности, способность человека идеально и материально осваивать, осмыслять любое интересующее субъекта явление через дуальную оппозицию, постоянно искать пути формирования смысла через полюса этой оппозиции, находить смысл как фокус преодоления оппозиции, как меру снятия противоречия, соотнося их друг через друга между полюсами. А,- диалектический процесс, диалектика и есть логика А. А. - механизм единства исключающих друг друга полюсов дуальной оппозиции, механизм их взаимного изменения, взаимодополнения, взаимопроникновения, механизм постоянного "переваривания-смысла через каждый из полюсом Осмысление - переход между ними.
А. выступает в формах инверсии и медиации. Инверсия характеризуется абсолютизацией различных полюсов. Снятие противоположности полюсов возможно в этих условиях лишь как абсолютизация истинности одного полюса при нивелировке другого, отождествлении смысла с одним из полюсов. Для инверсии характерно стремление решать проблемы молниеносно (логически вне времени), т.е. не задерживаясь между полюсами оппозиции, а перескакивая с одного на другой. Например, отожествление любого явления, вещи, нравственного общ1ка соседа, механизма и т.д. с добром, с прекрасным, полезным и т.д. может инверсионно перейти к противоположным оценкам, т.е. как зла, уродства, вреда и т.д. В основе этой оборотнической логики лежит представление, что отказ от одного полюса тождествен переходу к другому полюсу извечно существующих оппозиций. Инверсия склонна сводить диалог полюсов к смене одного монолога другим и обратно, например, в оценке, осмыслении того или иного явления монолог "начальства" может смениться осмыслением "работяги", но невозможен их синтез. А, здесь выступает в примитивной форме смены полюсов оппозиций, в форме биения.
Медиация переносит центр тяжести за рамки перехода от одного полюса сложившейся оппозиции к другому, на поиск нового сложного и противоречивого смысла, где оппозиции постоянно изменяются, создаются новые, где противоположность полюсов превращается в противоречие, которое в результате его преодоления дает качественно новый результат, новый смысл, новые дуальные оппозиции.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок и чувств, обладающих равной силой и объемом. Понятие А. было введено в научный оборот в начале 20 в. швейцарским психиатром Э. Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раздвоением личности), существенным признаком которой является склонность больного отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией. В современной психиатрии различают ряд видов А., из которых наиболее часто выделяют: 1) А. в аффективной области (когда одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами); 2) А. в области интеллектуальной деятельности (которая характеризуется одновременным возникновением и сосуществованием противоположных мыслей) и 3) А. в области воли — амбитендентность (для которой характерны двойственность движений, действий и поступков). Существенное расширение смысла, содержания и области применения понятия А. было осуществлено в психоаналитическом учении Фрейда. Согласно психоанализу, А. является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из важнейших характеристик душевной жизни людей. По Фрейду, А. выступает преимущественно в виде А. чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия и т.д., одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чувства человека амбивалентны по своей природе. Фрейд считал, что до определенного уровня А. естественна и вполне нормальна, а высокая степень А. чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков. Подчеркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он ненавидит, Фрейд отмечал, что то или другое из этих антитетических инстинктивных влечений вытесняется (либо целиком, либо частично) в бессознательное и квалифицировал это явление как принцип А. В силу действия принципа А. вытесненное влечение или чувство всегда маскируется диаметрально противоположным влечением, чувством и т.д. Согласно психоаналитическому пониманию, А. является одной из форм проявления противоречивой природы человека, которая обусловливает амбивалентное отношение не только к другим, но и к самому себе. Это общее представление отразилось, например, в трактовке садизма и мазохизма как садомазохизма (т.е. своеобразной слитой и противоречивой двойственности установок, переживаний и т.д.). Психоаналитическая концепция А. получила определенное подкрепление в аналитической психологии Юнга, в которой понятие А. использовалось для: характеристики полярных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалектического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и др. В психологии и обыденной жизни понятие А. часто используется для обозначения разнообразных противоречивых отношений субъекта к объекту (например, одновременного уважения человека за его деятельность и неуважения за его отношение к людям, одновременную симпатию к человеку и антипатию к нему за то или иное действие или бездействие и т.д.). В современной научной литературе понятие А. употребляется преимущественно в его психоаналитических значениях и смыслах.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
116.78 кб

2008. 01. 014. Шмидт г. «Язык, камо грядеши?»: амбивалентность гуманистической теории языка и «Истор

Махов А. Е.
Читать PDF
146.72 кб

Амбивалентность сакрального и амбивалентность власти: от антропологической концепции к философской п

Корецкая Марина Александровна
Цель этой статьи заключается в предварительном обосновании концепта амбивалентности власти в контексте амбивалентности сакрального.
Читать PDF
495.66 кб

Неустранимость и амбивалентность идеологии

Прытков Владимир Павлович
В статье анализируются функции идеологии в современном обществе. Автор выделяет такие, как: консолидация, целеполагание, управление, легитимация, аксиологическую и коммуникативную функцию.
Читать PDF
525.70 кб

Амбивалентность философии: простота versus сложность

Гидлевский А. В., Шкарупа В. М.
В нашей предыдущей статье «Сознание как со-знание в аспекте оппозиции эгоизма и альтруизма (антиномный подход)» мы противопоставляем две точки зрения на природу сознания.
Читать PDF
268.36 кб

Амбивалентность фрейдистской концепции человека и культуры в контексте девиантного поведения

Сысоева Любовь Семеновна
Читать PDF
237.38 кб

Амбивалентность как особый тип бинарных отношений

Цветухина Екатерина Андреевна
Современность демонстрирует человека, отчужденного не только от традиций своей страны и семьи, но и от самого себя.
Читать PDF
196.99 кб

Амбивалентность власти: мифо-теологический аспект

Корецкая Марина Александровна
Власть в современной философии является одной из привилегированных тем, и в то же время само понятие власти двусмысленно: начиная с философии Ницше, власть понимается и как творческий потенциал, и как репрессивная машина господств
Читать PDF
168.67 кб

2016.01.019. КИЯЩЕНКО Л.П. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ БИОМЕДИЦИНЫ: КАЗУС ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ И/ИЛИ ТРАНСФОРМАЦИЯ //

Летов О.В.
Читать PDF
116.14 кб

Амбивалентность «Первобытной материи» и генезис человеческой свободы в «Философии хозяйства» О. Серг

Хориэ Хироюки
Статья посвящена анализу амбивалентности в понимании С.Н. Булгаковым свободы в свете трактовки «первобытной материи» в его работе «Философия хозяйства».
Читать PDF
565.14 кб

Амбивалентность концептуализации категории «Женское» в философии Фомы Аквинского

Хитрук Екатерина Борисовна
В статье рассматривается проблема осмысления категории «женское» в средневековой культуре и философии.
Читать PDF
268.03 кб

Развитие представлений об амбивалентности в философии на рубеже ХХ-ХХI веков

Рябова М. Э.
В статье раскрывается реальный смысл и функции амбивалентности в современном философском знании. Рассмотрены основные "точки роста" представлений о восхождении понятия "амбивалентность" к категории социальной философии.
Читать PDF
267.38 кб

Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «Сильной программы»

Куракин Дмитрий
Объяснительные возможности «сильной программы» культурсоциологии в значительной степени проистекают из дюркгеймовской теории сакрального.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен амбивалентности в проекте бытия человека

Цветухина Екатерина Андреевна
Современность демонстрирует человека, отчужденного не только от традиций своей страны и семьи, но и от самого себя.
Читать PDF
128.68 кб

Понятие «Революция» у М. А. Бакунина: проблема амбивалентности

Ильин А.А.
В статье рассматривается понятие «революция» в работах М. А. Бакунина (18141876), революционера и теоретика анархизма.