последователи учения Амальрика Венского, объединившиеся в кон. 12 — нач. 13 в. в отд. секту. А. выступали против соц. неравенства и феод. идеологии в лице католицизма. Отвергали церковь и духовенство, папу -»антихриста», христ. обряды и таинства. Проповедовали учение, напоминавшее взгляды Иоахима Флорского о 3 стадиях мир. соц. процесса, соответствующих 3 лицам христ. троицы. Последняя стадия — «св. духа», к-рый вселился в членов секты и тем самым очистил их от греха. Со «св. духом» связывали установление справедливого общества. А. считали, что, будучи частицами бога, они бессмертны, и в этом проявился мистич. характер их пантеизма. А. отвергли аскетизм, проповедуя право человека на удовлетворение своих желаний. Руководители секты (в т. ч. 6 преподавателей Париж, ун-та) были публично сожжены церковью в 1210.
АМАЛЬРИКАНЕ
АМАЛЬРИКАНЕ
Источник: Атеистический словарь
АМАЛЬРИКАНЕ
участники религ.-обществ. движения (ереси), охватившего в конце XII - нач. XIII в. жителей Парижа и ряда местностей Сев.-Вост. Франции. А. назывались по имени основателя движения Амори (Амальрика) Венского, парижского магистра богословия (ум. ок. 1207). А. исповедовали мистич. пантеизм («всё, что существует, есть бог»). Самого человека они тоже объявили проявлением бога, а потому отвергали учение о греховности его природы. Они утверждали, что «спасение» и «воскресение» - это новое состояние, достигаемое посредством «божеств, любви», к-рой проникается каждый последователь «нового евангелия» Амори. А. отвергали духовенство, религ. обряды и культ, приписывали Амори идею о трех эпохах истории, соответствующих трем лицам христ. троицы, и ожидали пришествия «св. духа», к-рый установит «царство божие на земле». Движение А. было частью той рев. оппозиции феодализму, к-рая, как пишет Ф. Энгельс, проходит через все средневековье и выступает «то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 7, с. 361). Руководители А. были схвачены и публично казнены в 1210. На IV Латеранском церк. соборе 1215 папа Иннокентий III вновь запретил учение амальрикан. Б. Я. Рамм
АМАЛЬРИКАНЕ
сторонники мистической христианской секты, северофранцузский вариант катаров (альбигойцев). Названы по имени Амври (Амальрика) Венского, на которого они ссылались. Буллой Гонория III от 23 января 1225 предписывалось сожжение всех экземпляров сочинений Амальрика, известных лишь в изложении противников. Фома Аквинский приписывает амальриканам отождествление Бога с идеей мира («Сумма теологии» I q. 3, а. 8 с). Из вездесущего Бога они якобы выводили неразличение добра и зла, ненужность покаяния: знающий Бога должен не плакать, но смеяться; он носитель рая, как грешник—носитель ада. Амальрикане якобы считали любые излишества допущенными природой, по другим сведениям, они были крайними аскетами. Возвышение знания над верой сближает их с древними гностиками. С историософией Иоахима Флорского перекликается убеждение амальрикан, что как Бог-Отец воплотился некогда в Аврааме, а Бог-Сын—в Иисусе, так Св. Дух скоро вселится в них, даруя свободу от закона и церковного канона и неспособность поступать неверно. Амальрикане были частью общеевропейского подъема народной религиозности, грозившей в кон. 12 — нач. 13 в. самому существованию Католической церкви. 19 ноября 1209 и в 1215 было сожжено соответственно 10 и 80 амальрикан.
В. В. Бибихш
В. В. Бибихш
Источник: Новая философская энциклопедия
АМАЛЬРИКАНЕ
последователи секты, возникшей в конце 12 – нач. 13 вв. в Париже и распространившейся на С.-В. Франции. Название секты происходит от имени мыслителя Амори. А. исповедовали мистич. пантеизм, считали себя чистыми от греха, свободными в своих поступках и, следуя учению о трех эпохах мира, соответствующих трем лицам христ. троицы, ожидали скорого пришествия "святого духа" и установления "царства божьего на земле", понимая под этим торжество правды, мира и свободы. Из крайних пантеистич. представлений, сводившихся к убеждению, будто "все – единое, т.к. все, что существует, есть бог", А. приходили к сугубо спиритуалистич. выводам, заявляя, напр., что сжечь их невозможно, т.к. в каждом из них воплощен бог. Они отрицали христ. представления о "страшном суде", заявляя, что принятие учения Амори достаточно для перехода к новому физич. и духовному состоянию "божественной любви". В этом, по их представлениям, и заключается "спасение", а также "воскресение", благодаря к-рому происходит слияние души "воскресшего" с богом. А. отрицали всякую церковь, религ. обряды и таинства (крещение, культ святых), существование ада и рая, объявляя райским блаженством "познание истинной веры", к-рым считали свое учение. Они резко критиковали духовенство, папу называли антихристом, а Рим – Вавилоном. Представления А. выражали обществ. протест против феод. гнета и социального неравенства, против основ христ. догматики. Мн. идеи А. близки учению Иоахима Флорского, хотя прямых связей между этими сектами не установлено. В 1210 церкви удалось захватить руководителей секты, среди к-рых было шесть преподавателей Парижского ун-та. В Париже был созван церк. собор, осудивший А. на сожжение. Этим же приговором были преданы сожжению и запрещены трактат Давида Динанского "О частях" ("De tomis"), a также естеств.-науч. соч. Аристотеля и др. книги, в т.ч. катехизис, написанный на народном языке. Б. Рамм. Ленинград. Лит. см. при ст. Амори Бенский.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.