(1918, Алжир – 1990, Париж) – крупный теоретик марксизма. В 1939 поступил в Высшую нормальную школу, которую окончил лишь в 1948 (в 1940–1945 находился в плену в Германии), защитив диплом на тему «Понятие содержания в философии Гегеля» под руководством Г. Башляра. В 1975 Пикардийский университет присудил ему докторскую степень по философии (по совокупности работ). В отличие от догматических марксистов, А. был открыт для влияния немарксистской философской мысли (Башляр, Ж. Кангилем, М. Фуко, Ж. Лакан и др.).
В своих первых статьях о К. Марксе, печатавшихся в коммунистическом журнале «Pensée» и затем опубликованных в сборнике «За Маркса» (1965), а также в написанной им совместно с Э. Балибаром, П. Машре и др. книге «Читая “Капитал”» (1965) А. дал своеобразную интерпретацию марксизма, включающую элементы структурализма. Выступая против распространявшихся тогда трактовок марксизма в духе гуманизма, которые во Франции были вызваны, в частности, стремлением выработать общую теоретическую базу для совместных действий социалистов и коммунистов, но нередко приводили к отходу от марксизма (А. Лефевр, Р. Гароди), А. доказывал, что в основе Марксовой теории истории лежит не абстрактное понятие «человеческой сущности», а представление о сложном взаимодействии экономических, политических, идеологических факторов, исходя из которого Маркс разработал науку об обществе и его истории. Противопоставляя научному марксизму марксизм «гуманистический», или «идеологический», критикуя его за признание субъектобъектного характера истории, А. предложил особую периодизацию развития мировоззрения Маркса: до 1845 Маркс мыслил в рамках гуманистической философской традиции, а после 1845, особенно в экономических трудах, разработал научный подход к обществу. А. – автор вызвавшей в свое время большой шум формулировки: марксизм – это «теоретический антигуманизм». Вместе с молодым Марксом в разряд ненаучных, «гуманистических» философий попадала вся западная философия (от Р. Декарта через И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля до Э. Гуссерля). Реагируя на критику со стороны коммунистов (что заметно уже в работе «Ленин и философия», 1969), А. начал отходить от резкого противопоставления «науки» и «идеологии» и вводить в свою трактовку марксизма точку зрения «классовой борьбы» как посредствующего звена между ними. Соответственно, идеология теперь трактуется им не просто как заблуждение и «иллюзия», а как инструмент социальной и политической борьбы. Отвергая брошенные ему обвинения в «структурализме», А. соглашается лишь с тем, что он и его соавторы по книге «Читая “Капитал”» чрезмерно «флиртовали» со структуралистской терминологией. В работе «Так больше продолжаться не может» (1978) А. подверг резкой критике руководство ФКП, обвиняя его в пренебрежении к теории, в склонности к догматической спекуляции советского образца и антидемократизме. У А. было много последователей как во Франции (Э. Балибар, Д. Лекур, П. Машре, Р. Эстабле), так и за ее пределами. Его работы издавались во Франции, Италии, Испании, Англии, в Центральной и Латинской Америке.
Соч.: Ленин и философия. М., 2005; За Маркса. М., 2006; Montesquieu, la politique et l’histoire. P., 1959; Lire le «Capital» (en coll.). P., 1969; Réponse à John Lewis. P., 1973; Eléments d’autocritique; Philosophie et philosophie spontanée des savants. P., 1974; Positions. P., 1976; Ce qui ne peut plus durer dans le Parti communiste. P., 1978; L’avenir dure longtemps suivi de «Les faits»: Autobiographie. P., 1992; Ecrits philosophiques et politiques. V. 1–2. P., 1994–1995. Лит.: Грецкий, M.H. Наука – философия – идеология. M., 1978; Гобозов, И.А. Ленинское философское наследие в трудах французских марксистов. М., 1981; Арон, Р. Мнимый марксизм. M., 1993; A Comparison of the Theories of Claude Levi-Strauss and Louis Althusser. L.; Boston, 1974; Botturi, F. Struttura e soggettivita. Saggiosu Bachelard e Althusser. Milano, 1976; Callinicos, A. Althusser’s marxism. L., 1976; Glucksmann, M. Structuralist Analysis in Contemporary Social Thought; Kelli, M. Louis Althusser and the Problems of a Marxist Theorie of Structure. Dublin, 1978; Cotton, J.-P. La pensée de Louis Althusser. Toulouse, 1979; Benton, T. The Rise and Fall of Structural Marxism: Althusser and his Influence. N.Y., 1984. E.A. Самарская