АЛТАРЬ
Алтарь
в античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священников.
АЛТАРЬ
место жертвоприношения; в католических храмах - престол; в православных храмах - восточная часть помещения, отделенная алтарной преградой или иконостасом.
Источник: История и теория культуры
АЛТАРЬ
(от лат. altus — высокий) — восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви от общего помещения отделен иконостасом), то же, что и жертвенник.
Алтарь
восточная часть христ. храма, отделенная в православных церквах от остального помещения иконостасом. В А. находится престол для освящений даров. У северной стены стоит жертвенник — стол, на к-ром готовятся хлеб и вино для причащения.
АЛТАРЬ
(от лат. altos - высокий) - возвышенное место в храме, на к-ром при богослужении совершаются жертвоприношения. От средней части храма А. отделяется невысокой резной решеткой или колонками, а также иконостасом. Внутр. часть А. закрывается завесой. Посредине А. находится престол. В правосл. храмах А. ориентирован на восток,
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
АЛТАРЬ
лат. altaria, от altus - высокий) - у древних так назывался жертвенник, сооружавшийся в «св. местах» в виде очага. У ранних христиан — стол, на к-ром приготовлялось и распределялось причастие. В христ. церкви — часть храма, в к-рой священнодействует духовенство и где находится престол. У православных алтарь ориентирован на восток и отделен иконостасом.
Источник: Атеистический словарь
АЛТАРЬ
(лат. alter) - жертвенник. В христианстве - часть храма со столом (престолом). В правосл. церквах А. отгорожен от остального помещения иконостасом и расположен в вост. части храма. В А. готовятся для причащения (якобы «пресуществляются» в тело и кровь Иисуса Христа) хлеб и вино, поедание к-рых в христианстве заменяет жертвоприношение. Слово А. употребляется церковниками также в значении символа «святыни», религ. веры, церкви.
Алтарь
В каждой религии есть свои алтари и везде они являются местом жертвоприношения безотносительно к тому, в самом ли деле проливается там кровь жертвеннных животных. на алтарь либо лишь кладут дары, либо обращают к нему благие помыслы, как у христиан. В христианской церкви алтарь символизирует собой одновременно и гробницу Христову, и место его воскрешения и вечной жизни. Христианский алтарь представляет собой каменный или деревянный стол изящной работы. Он помещается в центре храма и является в нем главным местом. По правилам литургии, алтарь должен быть обращен на восток на Иерусалим, Святую Землю, где Христа распяли.
Источник: Православный церковный словарь.
АЛТАРЬ
лат.-высокораслоложенный, возвышение): один из сохранившихся до наших дней древних вещественных символов; культовое сооружение, находящееся в передней части любого храма (церкви, костела, мечети, языческого капища и т. д.) в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует во всех религиях жертвенник. Ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней (огромных валунов с уплощенным верхом), на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. Позднее, утратив фактические функции жертвенника, А. превратился, особенно в христианстве, в вещественный символ возвышения и жертвенности, на котором устанавливались священные культовые предметы – свечи, крест, распятие и др. и клали богослужебные книги.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
АЛТАРЬ
священное место принесения жертвы или вознесения молитвы богам. Наиболее важная по смыслу часть храма. Наиболее распространенная версия происхождения термина — от латинского корня alt в значении «высокий», т. е. относящийся к высшему в человеческом восприятии. По другой дешифровке слово «алтарь» происходит от глагола adolere — возжигать, что имело в виду жертвенные воскурения. Не случайно дохристианские богословы относили focus — очаг — к подземным богам, аrа — к земным, altare — к небесным. Древнейшие алтари представляли собой искусственные возвышения, возведенные из земли или природного камня. Уже греческие и римские античные алтари имели монументальные формы. В древнем и средневековом Китае алтарь имел форму круглой и квадратной многоступенчатой террасы, что символизировало соответственно небо и землю. Распространение в рамках буддистской культуры приобрели переносные алтари. У иудеев в алтаре Иерусалимского храма хранился Ковчег Завета. В православной традиции алтарем называют всю часть храма, окружающую место евхаристического жертвоприношения. Католики называют алтарем только сам престол. Алтарь расположен в восточной части христианского храма. В римских христианских катакомбах алтарь вовсе не возвышался над полом. Чаще всего он поднимается над полом не слишком высоко, иногда только на одну ступень. Там же, где под алтарем сооружались склепы, алтарная часть храма возвышалась на пять и более ступеней. Алтарь в православных храмах огражден с западной стороны иконостасом. В католических церквах иконостас отсутствует. Различие мотивировано тем, что в православном учении содержится больше эзотерических компонентов. Алтарь у православных есть священная тайна, тогда как у католиков визуальная форма. Упрощенный алтарный интерьер в католицизме восходит к догмату о филиокве. Восточная часть алтаря представлена в виде трех сомкнутых полукруглых ниш: большая посередине и две меньшие — по сторонам. Считается, что они подчинены Иисусу, Богородице и Иоанну Крестителю. В левом от молящихся, северном полукружии располагается жертвенник, имеющий форму деревянного стола, декорированный дорогими тканями. На нем помещаются атрибуты евхаристии — просфора и вино, которые пресуществляются в тело и кровь Христовы. Святые Дары с жертвенника предлагаются на престол, находящийся в центре алтарной композиции. Поэтому жертвенник именуется также «предложение». В правом от молящихся, южном полукружии располагается диаконник, или сосудохранильница. Там хранятся богослужебные сосуды, облачения и ризы священников. Сосудохранильница находится в распоряжении диаконов. В ней может быть размещена храмовая ризница. В раннехристианские времена в алтарь не допускались как женщины, так и мужчины. Впоследствии запрет распространялся лишь на женщин, тогда как мужчин-христиан священник мог ввести в алтарь. Правда, в целях поддержания чистоты как исключение в алтарь допускались инокини. Во время обряда воцерковления священник вносит младенцев в алтарь, трижды обходя с мальчиком вокруг престола или ограничиваясь обхождением трех сторон с девочкой. Центральные царские врата в алтарь, помимо архиереев и священнослужителей, могли быть открыты персонам высшей светской власти. В императорской России в алтарь через царские двери допускались и великие княгини. Источ.: Панасенко Ю., Шамаро А. Нартекс // Наука и религия. 1993. № 4; Православная богословская энциклопедия. СПб., 1900. Т. 1.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия