АЛОГИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

АЛОГИЗМ
отрицание или резкое преуменьшение роли логического мышления как средства достижения истины; противопоставление логическим формам мышления нелогических – интуиции, веры, откровения.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

АЛОГИЗМ
[гр. а (частица отрицания) + logismos разум] – ход мысли, нарушающий какие-то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку. Если ошибка допущена непреднамеренно, то перед нами паралогизм; если же ошибка допущена с определенной целью, то мы столкнулись с софизмом.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

АЛОГИЗМ
греч. а — отрицание и logos — разум) — отрицание или резкое преуменьшение роли логического мышления как средства достижения истины, противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения. Используется реакционными философами для оправдания иррационализма, мистицизма, фидеизма. Опровергается всей общественной практикой человечества и историей науки

Источник: Философский энциклопедический словарь

Алогизм
ход мысли, игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью. Алогизм часто бывает скрыт формальной правильностью высказывания. С конца ХІХ в. в некоторых интуитивистских теориях философии, логики, математики, эстетики алогизм выступает как основополагающий принцип; в этих теориях, в отличие от рационально-логического познания, утверждается непосредственное интуитивное постижение истины.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

АЛОГИЗМ
ход мысли, игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью. А. часто бывает скрыт формальной правильностью высказывания; способ обнаружения подобных А.- конкретно-диалектич. анализ отраженной в рассуждении действительности. С кон. 19 в. в нек-рых интуитивистских теориях философии, логики, математики, эстетики А. выступает как основополагающий принцип; в этих теориях, в отличие от рационально-логического познания, утверждается непосредств. интуитивное постижение истины (см. Интуитивизм).

Источник: Советский философский словарь

АЛОГИЗМ
от греч. ? – частица отрицания и ???????? – разум) – концепция, отрицающая роль логики в познании. Представителями А. являются Шопенгауэр, Ницше, Джентиле, Бергсон, Джемс, Ф. Шиллер и др. Они критиковали аристотелеву логику, а некоторые из них пытались "развенчать" и математич. логику (Ф. Шиллер, Н. О. Лосский), желая усмотреть наличие внелогич. (интуитивных) моментов в математич. рассуждениях; в этом – родство их "теорий" с концепцией чувственной интуиции Канта. Помимо классовых корней, концепция "кризиса разума" и А. имеют и гносеологич. источник, заключающийся в тех трудностях, к-рые связаны с проблемой отображения движения в логике. Из этих трудностей представители А. сделали неправомерные пессимистич. выводы относительно способностей человеч. интеллекта вообще. На самом деле, упомянутые трудности, свидетельствуя лишь об известной ограниченности средств классич. логики, требуют диалектич. подхода и введения в формальную логич. систему категории движения. Лит.: Владиславлев М. И., Логика, [2 изд.], СПБ, 1881 (Приложение); Schiller F. G. S., Formal logic, 2 ed., L.–N. Y., 1931. Н. Стяжкин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ: К АЛОГИЗМУ "ОТСУТСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА"

Муза Дмитрий Евгеньевич
В материале предложен анализ состояния системы образования с точки зрения философии образования. Показано, что антропологический аспект образовательного процесса имеет очень незначительные показатели.