АЛКУИН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АЛКУИН

род. ок. 735, Нортумберленд - ум. 19 мая 804, Тур) - учитель и друг Карла Великого; аббат церкви св. Мартина (с 769). В &801 основал школу, которая благодаря его стараниям стала центром науки. На базе учения о душе Августина и Кассидора написал очерк по психологии "De animae ratione ad Eulaliam Virginem" (изд. Минье, 1851, "Patrologia Latina", т. 101).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Алкуин
(Alcuin, са. 735804). Выдаю щийся христианский ученый и педагог эпохи Карла Великого. Алкуин родился в Англии и получил образование в знаменитой Кафедральной школе Йорка, крую он впоследствии возглавил. Отправившисьв 781 г. в Рим, он встретился с Карлом Великим; на следующий год принял предложение франкского монарха, согласившись возглавить придворную школу. Карл Великий, сделавший культурное возрождениечастью своей политики, стремился повысить образовательный уровень подданных, особенно  духовенства. Для этого он пригласил ученых, самым выдающимся среди крых был Алкуин. Ближайший советник Карла Великого, Алкуин основал много школ. В 796 г. он стал настоятелем монастыря св. Мартина Турского, крый под его управлением превратился в центр средневековой учености. Алкуин до самой смерти был советником Карла. Мало интересуясь политикой, Алкуин сосредоточился гл. обр. на образовании.
По отзывам современников, Алкуин отличался мягкостью, но принимал активное участие в теологических спорах. Он страстно отстаивал традиционную церковную христологию от адопцианства испанских теологов Элипанда Толедского и Феликса Ургельского; под влиянием Алкуина проходил Аахенский собор, на к-ром Феликс отрекся от своих взглядов. Плодовитый писатель, Алкуин был автором библейских комментариев, теологических трактатов, религиозных гимнов и стихов; его перу принадлежат биографии крупных церковных деятелей. Особенно большое значение имело руководство учеными, исправлявшими текст Вульгаты на основе тех наиболее надежных рукописей, крые у них были. К-ром е того, Алкуин возглавлял разработку каролингского минускульного письма, к-рое предшествовало появлению латинских печатных букв. Некрые его литургические нововведения долго играли важную роль в римскокатолическом богослужении.
Хотя Алкуин до последних дней пользовался расположением Карла Beликого, он осуждал насильственное обращение в христианство, к-рое тот осуществлял, и полагал, что взрослые, готовясь к крещению, должны получить тщательные наставления в христианской вере.
J.N. Akers (пер. Ю.Т.)

Источник: Теологический энциклопедический словарь

АЛКУИН
Alcuin, Ale-win) (ок. 730, Нортумбрия —19 мая 804, Typ) — педагог, богослов, ученый. Учился в Йорке. Один из идеологов каролингских реформ—церковной, библейской, образовательной. Причастен к составлению программного циркуляра Карла Великого «De litteris colendis» («О необходимости занятий науками»). Преподавал тривий и элементы квадривия, считая их введением к наукам божественным. В 782—96 возглавлял дворцовую школу в Ахене. В «De vera philosophia» («Об истинной философии») возродил схему семи свободных искусств, заимствовав из «Institutiones» («Наставлений») Кассиодора параллель между искусствами и семью столпами храма Премудрости Соломона. Алкуин рассматривает мирскую мудрость как элемент христианской Премудрости, в персонификации которой совмещены черты Христа и Философии из «Утешения» Боэция. С Алкуина начинается возрождение логики. Он ввел в оборот каролингских ученых «Dccem categoriae» («Десять категории—сделанную в 4 в. латинскую переработку «Категорий» Аристотеля, приписав ее Августину. Его «De dialectica» («О диалектике») — введение в логику. В научном кружке Алкуина, куда входили Кандид, Лейдрад и др., рассуждали о предикабилиях, приложимости аристотелевых категорий к Богу, рассматривали категории «сущность», «время», «место». Сохранившиеся манускрипты содержат «Введение в категории» Порфирия, «Об истолковании» Псевдо-Апулея, первый комментарий Боэция на «Об истолковании» Аристотеля и т. д. С 796 и до своей смерти Алкуин был аббатом монастыря св. Мартина в Type, где продолжал учить, расширил библиотеку и скрипторий.
Соч.: MPL, t. 90—101; поэзия: Monumenta Gennaniae Historica, Poetae latini I (1881; герг. 1978), 160—350; письма: Monumenla Gennaniae Historica, Epistolae IV (1895) и V (1899); в рус. пер.—В кн.: Памятники средневековой латинской литературы. М., 1970, с. 257—269; Антология педагогической мысли христианского Средневековья, т. 1. M., 1994.
Лит.: Allot S. Alcuin of York, с. A. D. 732 to 804: his life and letters 1974 (пер. на англ. яз. Писем Алкуина); Ducket! E. S. Alcuin, Friend of Charlemagne. His World and His Work. N. Y., 1951; Godman P. Alcuin: The Bishops, Kings, and Saints of York. Oxf., 1982; Bullough D. A. Alcuin and the Kingdom of Heaven: Liturgy, Theology, and the Carolingian Age.—Carolingian Essays: Andrew W. Melton Lectures in Early Christian Studies, ed. U.-R. Blumenthal. Wash., 1983; Marenbon }. From the Circle ofAleuin to the School ofAuxerre, L., 1981.
В. В. Петров

Источник: Новая философская энциклопедия